Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Обучающие игры для взрослых

20 августа 2013 года в Москве прошёл военный «День инноваций». Планируется, что эта выставка станет ежегодной и основной площадкой для демонстрации инноваций в военной области, предназначенных для обеспечения технического превосходства России в этой сфере, а также будет эффективным инструментом деятельности созданной в Минобороны России Системы перспективных военных исследований и разработок (СПВИР). В частности, на этой выставке российские разработчики и поставщики высокотехнологичных решений представили тренажёрные комплексы, разрабатываемые в интересах оборонных и силовых структур.

В рамках «Дня инноваций» петербургская группа компаний «Транзас» представила как перспективные, так и уже активно используемые ведомствами разработки, в том числе комплексные тренажёрные системы для подготовки личного состава и проведения «компьютерных» учений различной степени сложности. В частности, был представлен один из самых современных – причём не только в России, но и в мире,– комплексных морских тренажёров «Лагуна». Напомним, что ряд учебных заведений и учебных центров, а также воинских частей Минобороны и МЧС России уже оснащены тренажёрными комплексами и автоматизированными обучающими системами петербургского производства.

Военным в данном случае есть чему поучиться у гражданского флота. В качестве достойного примера стоит привести учебный центр ОАО «Совкомфлот», открытый в декабре 2012 года в Санкт-Петербурге для подготовки, переподготовки и повышения квалификации экипажей морских судов и других специалистов компании. Основная задача центра – подготовка специалистов для работы в сложных климатических условиях Арктической зоны. Тренажёрный комплекс обеспечивает отработку полного спектра операций по транспортировке и перегрузке углеводородного сырья, добываемого на континентальном шельфе, в том числе проводку судов в сложных ледовых условиях. «Учебно-тренажёрный центр „Совкомфлота“ представляет собой уникальное сопряжение образовательного учреждения с аналитическим и инженерным подразделениями компании, что обеспечит качественно новый уровень подготовки экипажей наших судов»,– говорит генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк.

Одно из важнейших преимуществ этого учебно-тренажёрного комплекса – интеграция всех тренажёров в единую образовательную среду, что даёт возможность проведения совместного тренинга всего экипажа, а также (в данном конкретном случае) отработки операций по перегрузке нефтепродуктов. Кроме того, предусмотрена возможность удалённой совместной работы с навигационными тренажёрами, установленными в морских вузах: ГМА им. адмирала С. О. Макарова (Санкт-Петербург), МГУ им. адмирала

Г. И. Невельского (Владивосток), ГМУ им. адмирала Ф. Ф. Ушакова (Новороссийск) – а также в учебном новороссийском центре «Новошип».

Помимо образовательных задач тренажёрный комплекс может быть использован в научно-исследовательских целях. Так, навигационный тренажёр планируется применять не только для подготовки кадров, но и для анализа способов повышения эффективности судовождения, испытания новых модификаций оборудования и экспертизы аварийных случаев. Полномасштабный навигационный тренажёр с панорамной визуализацией – центральный элемент этого учебного комплекса. На мостике тренажёра установлены реальные навигационные системы, используемые на судах «Совкомфлота».

Для подготовки персонала танкеров к проведению операций с грузами центр оборудован тренажёром грузовых и технологических операций. Для ввода и отображения информации служит сенсорная видеостена, представляющая интерактивную трёхмерную визуализацию систем и грузовых устройств танкеров. На тренажёре также установлены модели судов: танкер-продуктовоз (прототип модели – танкер «Троицкий мост»), арктический танкер-челнок (прототип – танкер-ледокол «Василий Динков») и танкер-накопитель «Белокаменка».

Но мы были бы несправедливы, написав только о морских тренажёрах и не упомянув авиационные. Ни для кого не секрет, что сегодня одновременно и параллельно с разработкой новой модели самолёта или вертолёта необходимо создавать и средства обучения для него, включая тренажёры – от инженерного до полнопилотажного (Full Flight Simulator).

Этого не просто требуют современные стандарты авиастроения. Задержка с изготовлением полнопилотажного тренажёра заставляет гораздо интенсивнее использовать для подготовки лётных экипажей настоящие самолёты и вертолёты, что, разумеется, делает обучение более дорогим и менее безопасным.

Сегодня в России заказчику есть из чего выбирать. Авиатренажёры и другие симуляторы производят многие отечественные компании:

ЗАО ЦНТУ «Динамика» из подмосковного Жуковского – создатель тренажёрного комплекса вертолёта Ми-171 для учебного центра ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» (ОАО «У-УАЗ»), входящего в холдинг «Вертолёты России», и полнопилотажного тренажёра экипажа самолёта Sukhoi Superjet 100 для Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА);

московское ОАО «Авиационные тренажёры» – на его счету разработка аппаратных и программных средств рабочего места инструктора для тренажёров самолётов Ил-96-300 и Ил-114 по заказу Российского авиационно-космического агентства;

вышеупомянутое петербургское ЗАО «Транзас» (TRANsport SAfety Systems) – создатель комплексного тренажёра Ан-148 («КТС Ан-148») по заказу лизинговой компании ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» для авиационного учебного центра S7 Training, тренажёров самолётов ATR-42, Боинг-737, многоцелевого самолёта Аккорд-201 и вертолётов семейства Ми-8;

ОАО «Пензенское конструкторское бюро моделирования» – комплексный тренажёр лётчика самолёта Л-39 для Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (ВВАУЛ) и комплексный тренажёр экипажа самолёта Ту-204.

Современные тренажёры позволяют отрабатывать технику пилотирования, решать навигационные и тактические задачи, обучаться эксплуатации систем и оборудования как при нормальных условиях полёта, так и в особых случаях, в том числе в аварийных ситуациях, при отказах силовой установки и бортовых систем. Комплексный тренажёр состоит из кабины экипажа (точной копии его рабочих мест), вычислительной системы, интерфейса, имитатора нагрузок на органы управления, рабочего места инструктора, системы электропитания, имитаторов акустических шумов, визуальной обстановки и акселерационных эффектов.