5 декабря в силу вступает европейское эмбарго на поставки российской нефти по морю, а в феврале эта мера будет расширена на нефтепродукты. Эксперт Иван Тимофеев объясняет, как санкции увеличат издержки для России, а также почему участникам западной коалиции не обязательна поддержка своей инициативы со стороны большего числа стран.
Идея введения порога цен на нефть из России появилась в начале осени и была озвучена министрами финансов стран Большой семерки. Помимо членов «Семерки» инициативу поддержали Австралия, Великобритания и страны ЕС. В США и Европе уже разработали правовые механизмы новых ограничений.
По словам Тимофеева, ценовой порог является сравнительно новой мерой экономических санкций. Его введение связано с невозможностью ввести блокирующие санкции в отношении российской нефти. Последние, наряду с экспортными и импортными ограничениями, являются наиболее распространенными инструментами современных санкций и подразумевают полный запрет на финансовые операции с лицами, внесёнными в списки заблокированных. После 24 февраля под блокирующие санкции попали ряд топ-менеджеров и компаний, однако компании нефтяного сектора не были заблокированы в силу высокой значимости России на мировом рынке нефти и ущерба для стран Запада.
«В качестве более мягкой меры был предложен ценовой порог. Ставка делается на то, что западные компании контролируют значительные объёмы перевозок и страхования, а также на доминирование американского доллара в мировых финансовых транзакциях», — пишет Тимофеев.
В этой ситуации формальное присоединение «дружественных» стран типа Индии или Китая к станционному режиму необязательно — западные перевозчики просто не доставят туда российскую нефть. Сами же западные страны уже в значительной мере отказались от российских поставок.
Существует несколько схем обхода ценового порога. Во-первых, манипуляции с ценой перевозки или другими сопутствующими услугами при формальном соблюдении ценового порога. Во-вторых, искажение документации о сделке. В-третьих, смешивание российской нефти с нефтью иного происхождения.
Тимофеев отмечает, что инициаторы санкций ожидают нарушения режима санкций, а США имеет значительный опыт выявления нарушений. Так, борясь с ценовым манипуляциями, Минфин США «заранее предупреждает перевозчиков, страховщиков, банкиров и иных участников рынка о том, что коммерчески неоправданные расценки будут рассматриваться как признак нарушения режима ценового порога». Также американский регулятор рекомендует перевозчикам в течение пяти лет сохранять всю документацию о сделке, чтобы избежать манипуляций с документами. Эти меры сами по себе не способны полностью исключить обход санкционного режима, однако осложняют его.
Одной из наиболее очевидных мер для России может быть наращивание собственного танкерного флота. Это, однако, не исключает возможности блокировки российских нефтеналивных судов со стороны США и ЕС, благодаря чему будет существенно затруднено их обслуживание в зарубежных портах. Кроме того, в арсенале США (с недавних пор и ЕС) использование вторичных санкций — ограничительных мер против лиц, взаимодействующих с подсанкционными судами.
Другие меры — создание собственных страховых компаний для обслуживания нефтеналивных перевозок или расчёты в национальных валютах — столкнутся с теми же проблемами вторичных санкций. «Большой вопрос, будут ли банки в дружественных странах подвергать себя риску всё тех же вторичных санкций в случае транзакций по операциям выше ценового порога?», — пишет Тимофеев.
Источник — Дискуссионный клуб Валдай