Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Российские компании показывают успехи в адаптации к санкциям

Большинство российских компаний смогло адаптироваться к санкциям, найдя новых поставщиков и заместив сырье, материалы, услуги и программное обеспечение, говорится в исследовании РСПП. В основном оборудование и комплектующие закупаются у новых зарубежных контрагентов, а некоторым компаниям удалось выстроить поставки из «недружественных» стран. При этом масштабной переориентации бизнеса на Восток не наблюдается. Развить же собственное производство не удается из-за нехватки компетенций и емкости рынка.

Данные, приведенные в свежем исследовании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), говорят об успешной адаптации российского бизнеса к санкциям по сравнению с прошлым годом. Опрос проводился среди 150 крупных и малых компаний России. По сравнению с 2022 годом, острота проблемы импортозамещения снизилась по всем категориям продукции — оборудования, комплектующих и узлов, материалов и сырья. Если в прошлом году о критической потребности в замещении продукции сообщали около трети предпринимателей, то в текущем этом показатель колеблется от 3,1% (закупка сырья) до 14,8% (закупка оборудования). Несмотря на это, потребность в замещении все еще высока: при закупке сырья она составляет 13,8%, а при приобретении оборудования и комплектующих — 37–38%.

Основной проблемой в замещении импорта остается отсутствие российских аналогов или их неудовлетворительное качество, сказали более 50% опрошенных. В тех случаях, когда российские аналоги сравнимы по качеству, их стоимость значительно выше импортных.

Другой проблемой видится недостаток необходимых компетенции и научно-технической базы для замещения иностранной продукции. О такой проблеме заявили 74% респондентов. Также более половины респондентов отмечают недостаточный спрос российских компаний для достижения эффекта масштаба.
6,5% опрошенных заявили, что заняли ниши ушедших из России иностранных компаний, тогда как треть опрошенных компаний только имеют это в планах. Большинство компаний заявили о неготовности самим организовать производство импортозамещающей продукции. Всего около 1% компаний заявили об успешном импортозамещении собственными силами. Для услуг и ПО такой показатель немного выше — 5%.

На внутреннем рынке удалось найти поставщиков материалов (69% предприятий), сырья (73%), услуг (76%) и ПО (79%). Для оборудования, комплектующих и узлов компании предпочли искать новых поставщиков в «дружественных» странах. Около 10% компаний нашли возможность закупать оборудование, комплектующие и узлы, материалы и ПО у поставщиков из недружественных стран, используя различные методы обхода санкций.

Доля экспорта в выручке организаций упала с 26% до начала военного обострения в Украине до 20% после. Около 20% участников опроса сообщили, что их экспортные доходы выросли после 24 февраля 2022 года. География поставок тоже немного изменилась. Если до 24 февраля внешнюю торговлю со странами ЕАЭС вели 77% компаний, то после — 90%. Торговля со странами Европы снизилась с 63% до 20%.

Переориентации на новые рынки практически не наблюдается: поставки на рынки Ближнего Востока сократились с 28% до 23%, а на рынки Южной Америки — с 28% до 13%. Ситуация на рынках стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии осталась прежней: как и до начала военной операции с этими странами торгуют около трети предприятий.

Источник — Коммерсант