Фантасты видели Землю XXI века покрытой сетью космодромов и космопортов. Действительность оказалась более прозаической, однако строительство нового космодрома заставляет вспомнить о романтических мечтах не такого уж и далекого прошлого. Ну а такие прикладные космические технологии, как спутниковая связь, настолько вошли в нашу жизнь, что порой кажется, будто они существовали всегда.
«Восточный» на месте «Свободного»
В начале июля 2014 г. на космодроме «Восточный» специалисты Спецстроя России приступили к монтажу и наладке нового асфальтобетонного завода производительностью более 100 т/ч. Одновременно завершаются пуско-наладочные работы на бетонном заводе мощностью 75 м3 бетонной смеси/ч. Он предназначен для строительных площадок нового города – административного центра космодрома.
Напомним, что космодром «Восточный» строят на Дальнем Востоке в Амурской области, вблизи поселка Углегорск. Первый пуск ракеты-носителя запланирован на конец 2015 г., пилотируемого корабля – на 2018 г. Впрочем, «Восточный» строится хоть и с нуля, место для космодрома выбрано не совсем новое: неподалеку от Углегорска располагался расформированный в 2007 г. Второй государственный испытательный космодром Минобороны РФ «Свободный». С него, правда, было произведено всего пять пусков ракет (с российским, американским, шведским и двумя израильскими космическими аппаратами), зато – все удачные. А до «Свободного» там же располагался позиционный район боевого дежурства баллистических ракет, расположенных в пусковых шахтах.
Строительство объектов наземной космической и обеспечивающей инфраструктуры нового космодрома ведется ударными темпами. В настоящее время идет подготовка специализированных площадок и помещений для приемки и складирования технологического оборудования. На стартовом комплексе завершается устройство спецпути под монтаж мобильной башни обслуживания. Общий объем выполненных бетонных работ на стартовом сооружении составляет 96%. Разработана и транспортная схема доставки крупногабаритного технологического оборудования (на низкорамных платформах) от железнодорожной станции Ледяная до объектов стартового комплекса. Для этого строителям пришлось, в частности, отремонтировать дорожное покрытие.
При этой жизни
Сразу по окончании Второй мировой войны, в 1945 г. британский ученый, изобретатель и писатель-фантаст Артур Кларк в статье «Внеземные ретрансляторы» (Extra-terrestrial Relays), опубликованной в журнале Wireless World, предложил идею создания системы спутников связи на геостационарных орбитах. Именно такая система, по мнению Кларка, позволяла организовать глобальную систему связи наилучшим образом. Когда впоследствии ученому задали вопрос, почему он не запатентовал изобретение, он честно признался, что попросту не верил в возможность реализации подобной системы при своей жизни (скончался Артур Кларк в 2008 г.).
Помимо военных систем спутниковой связи (к примеру, американских MilSTAR – Military Strategic and Tactical Relay, и AEHF – Advanced Extremely High Frequency), сегодня существуют и коммерческие системы, хорошо известные широкой публике – Intelsat, VSAT. Последние активно используются гражданскими организациями и на территории России.
Вооруженными силами РФ в настоящее время используется ЕССС-2 (Единая система спутниковой связи – 2), созданная в 1980-1990 гг. взамен устаревшей ЕССС-1. В настоящее время ЕССС-2 также не отвечает современным требованиям системы управления войсками, а возможности улучшения ее характеристик, по мнению специалистов, полностью исчерпаны.
В связи с этим, с начала нулевых годов идет постепенный переход к системе связи третьего поколения – ИССС (Интегрированной системе спутниковой связи). Система должна быть полностью запущена уже в 2015 г. В целом, российские связисты находятся примерно в той же ситуации, что и американские – те тоже постепенно переходят с MilSTAR на AEHF.
ИССС станет составной частью Объединенной автоматизированной цифровой системы связи (ОАЦСС) ВС РФ. Она должна обеспечить доступность и интеграцию всех стационарных и мобильных пользователей земного сегмента спутниковой сети сухопутного, морского и воздушного базирования. При этом бортовые платформы будут связаны с территориальными узлами связи ОАЦСС высокоскоростными магистральными каналами связи, обеспечивающими, в том числе, пакетную передачу информации.
Чья электроника на борту?
В апреле 2014 г. в Женеве (Швейцария) на выставке изобретений Inventions Geneva международное жюри наградило 22 российские разработки золотыми медалями, 7 – серебряными, 11 – бронзовыми. Кроме того, изобретения российских ученых были отмечены семью специальными призами и многочисленными наградами коллег из зарубежных делегаций.
Стоит учесть, что в выставке принимало участие 790 представителей из 45 стран мира, выставивших более 1000 изобретений по всем направлениям науки и техники (российских разработок было всего 40). Наиболее крупные национальные экспозиции представили Китай, Саудовская Аравия, Таиланд, Республика Корея, Иран, Франция и Швейцария.
В частности, раз уж мы говорим о космосе, две золотые и одну серебряную медаль, а также специальный приз от Республики Корея получили разработки Московского научно-исследовательского института космического приборостроения (филиала ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация»). Речь идет об испытательных средствах по контролю стойкости электронной компонентной базы к одиночным эффектам от воздействия тяжелых заряженных частиц космического пространства, сенсоре контроля воздействия ионизирующих излучений на космические аппараты в области всех видов дозовых и одиночных эффектов, а также самолетной антенне АНТ-406ВА КОСПАС/SARSAT.
Это событие демонстрирует, что отечественные разработки, технологии и инновационные материалы по-прежнему вызывают неподдельный интерес у зарубежных коллег. Правда, нельзя забывать, что комплектующая электроника для российских приборов и устройств по-прежнему используется, в основе своей, импортная. Для гражданской продукции это вполне нормально, а вот изделия военной тематики и двойного назначения имеет смысл комплектовать отечественной электроникой. Увы, технологический разрыв в этой области слишком велик, и преодолеть его российской промышленности в ближайшие годы вряд ли удастся – даже если на эти цели будут выделены необходимые государственные инвестиции.
Борис Никонов