Экспорт лучшего: Итоги работы Ростеха за рубежом

В 2018 году "Рособоронэкспорт" поставил за рубеж продукции на рекордную сумму, самую большую за весь период своего существования – 13,7 млрд долларов.

В Ростехе c 31 июля по 2 августа прошло большое совещание с представителями Госкорпорации в иностранных государствах. На встрече выступили руководители Ростеха и ряда холдингов, индустриальные директора, руководители департаментов центрального аппарата. На совещании была проведена по анализу результатов 2018 года и постановке задач на ближайшую перспективу. 

Экспорт бьет рекорды

В 2018 году "Рособоронэкспорт" поставил за рубеж продукции на рекордную сумму, самую большую за весь период своего существования – 13,7 млрд долларов. Твердый портфель зарубежных заказов на российскую военную технику достиг цифры в 55 млрд долларов. Этих показателей удалось достичь в условиях сложной внешнеполитической обстановки, мощнейшего санкционного давления на российский оборонно-промышленный комплекс, Госкорпорацию и ее организации, а также недобросовестной конкуренции. Итоговые цифры поставок российской продукции военного назначения и внушительный портфель заказов показывают, что усилия конкурентов не привели к значительным результатам. Большое значение в достижении рекордных показателей имела работа представителей Ростеха на местах.

"Рекордные результаты прошлого года − не повод почивать на лаврах. Проблем в сфере российского ВТС достаточно. Во-первых, это расчеты с партнерами. В этой части санкции нанесли ущерб, хотя этот вопрос решаемый, в том числе путем перевода контрактов в национальные валюты. Во-вторых, сложная геополитическая обстановка не позволяет рассчитывать на резкий рост объемов ВТС в ближайшей перспективе", − обозначил текущую ситуацию генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов.

Сегодня представители Ростеха во всем мире проделывают большую работу по поиску новых рынков, но это длительный и трудоемкий процесс. Здесь возможным решением может стать увеличение доли экспорта гражданской продукции и технологий Ростеха.

Переход на гражданские рельсы

В стратегии развития Госкорпорации до 2025 года поставлены амбициозные цели по увеличению доли гражданской продукции в общей выручке до 50%. По результатам 2018 года этот показатель составил чуть более 30%. В ближайшие пять лет предстоит значительно нарастить производство гражданских продуктов, востребованных как на российском, так и на зарубежном рынках. В решении этой задачи представительствам Ростеха в иностранных государствах отводится важная информационно-аналитическая роль.

Их задача − обеспечивать Корпорацию и ее организации необходимой информацией, данными о потенциальных партнерах и рекомендациями по выходу на новые рынки. Именно в тесном и продуктивном взаимодействии с представительствами Ростеха организации Корпорации смогут сформировать эффективную систему продаж и грамотно выстроить процессы сервисного обслуживания своей гражданской продукции. Большой опыт взаимодействия с иностранными структурами по линии ВТС поможет представителям Ростеха организовать продвижение российской гражданской продукции.

Работа представительств в самых технологически развитых странах мира имеет свои особенности. Она должна быть направлена, прежде всего, на привлечение технологий и инвестиций в организации Ростеха. В этом вопросе планируется больше внимания уделять перспективному азиатскому направлению: Индия, Китай, Южная Корея, Сингапур и другие страны.

К сожалению, из-за введенных санкций сотрудничество с западными компаниями в области трансфера технологий и совместных НИОКР выглядит крайне затруднительным.

"При этом они теряют возможности для ведения бизнеса, деньги и объемный российский рынок, − добавил Сергей Чемезов. − Но это выбор политического руководства западных стран. Думаю, что недальновидный".

 

Мирная продукция для всего мира

Если российское оружие традиционно пользуется во всем мире повышенным спросом, то в сфере "гражданки" нам приходится действовать более активно. Ростех – уникальный конгломерат оборонно-промышленных предприятий с большими возможностями для диверсификации производства. Корпорация может предложить мировому сообществу широкий набор гражданской продукции.

Например, холдинг "Вертолеты России" представляет на рынке новые модели гражданских вертолетов различного назначения. В 2018 году многоцелевые машины "Ансат" и Ми-171А2 совершили демонстрационный тур по странам Юго-Восточной Азии, результатом которого стало подписание ряда контрактов. Гражданский сектор отечественного вертолетостроения активно развивается, а отличная репутация наших военных машин помогает продвигать "гражданку" за рубежом.

Ведется большая работа по постпродажному обслуживанию и ремонту вертолетной техники на местах. Соответствующий центр в прошлом году открылся в Перу, в планах – открытие центров в других странах. Организация системы поддержки всего жизненного цикла продукции Ростеха за рубежом – одно из перспективных направлений развития Корпорации.

Холдинг "Швабе" предлагает проекты комплексного освещения городов "Светлый город", которые уже несколько лет успешно реализуются в регионах России. Кроме того, "Швабе" и другие предприятия Ростеха в кооперации осуществляют строительство и оснащение оборудованием медицинских центров, включая производство современного неонатального оборудования. Сегодня медицинская техника "Швабе" поставляется в 95 стран.

Другим примером гражданской продукции, которая может достойно представить Госкорпорацию в мире, являются телекоммуникационное оборудование и робототехника холдинга "Росэлектроника". Самым ярким гражданским проектом холдинга, реализованным в 2018 году, стало построение информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для чемпионата мира по футболу. Решения "Росэлектроники" обеспечили беспрецедентное качество телевизионных трансляций для зрителей из 220 стран и бесперебойную связь.

Грузовые автомобили и спецтехника КАМАЗа также активно поставляются на экспорт. В 2018 году автогигантом было отгружено чуть более 4 тыс. автомобилей и сборочных комплектов деталей. КАМАЗ 14 раз становился "Лучшим российским экспортером".

Не отстает от КАМАЗа и ПАО "АВТОВАЗ": экспорт производителя легковых автомобилей по итогам 2018 года вырос на 57% по сравнению с предыдущим годом и составил примерно 38 тысяч автомобилей. Машины под маркой Lada продаются в 34 странах.

 

Стратегия Ростеха определена до 2025 года и предполагает решение задачи выхода Госкорпорации на уровень глобальных игроков. Фокус развития – производство "умной" гражданской продукции и ее продвижение на быстрорастущих мировых рынках, так как традиционные рынки уже достигли зрелости.  И здесь роль представителей Ростеха в иностранных государствах существенная. Пользуясь своими знаниями, опытом и связями, они продвигают новые для рынка российские продукты, выясняют потребности местного бизнеса и госструктур, формируют требования к продукту и, что немаловажно, к сервису. Во многом в их руках – развитие экспортных возможностей Корпорации.

 

Источник: Ростех 

 

Партнеры