Гособоронзаказ = Учет + Контроль?
У крупнейшего получателя бюджета Российской Федерации - Министерства обороны – система финансирования и освоения средств очень объемна и чрезвычайно сложна. Львиная доля тратится на перевооружение армии и флота, примерно 55% от всей суммы, которую Минфин РФ перечисляет российским военным, остальные 45 % обеспечивают их содержание.
Всего на нужды обороны уходит каждый пятый рубль из бюджета страны. Это 3,3 трлн руб., что составляет 4,2% от ВВП.
В перспективе соотношение расходов на содержание и оснащение должно составить 30 к 70, что будет способствовать планомерному перевооружению и развитию Вооруженных Сил России. Общая стоимость госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы составляет порядка 20 триллионов рублей. Планируется, что почти 80 % этих средств пойдут на закупку высокотехнологичного оружия.
Гособоронзаказ – приоритетная статья расходов страны
Государственные затраты по оборонзаказу растут из года в год. В марте прошлого года заместитель министра обороны Татьяна Шевцова приводила следующие данные: «Доля ГПВ увеличивается с 37% в 2013 году до почти 62% к 2015 году. Именно этот блок расходов сегодня не подлежит секвестированию и является приоритетным для нашей современной армии».
«Фактически военное ведомство выступает как государственный заказчик, обеспечивая предприятиям как текущее финансирование, так и гарантированный сбыт продукции, мотивируя их к созданию рабочих мест и развитию производственных мощностей, а также формируя источник уплаты социальных платежей», – отметила замминистра на пресс-конференции в январе этого года.
По словам Шевцовой, бюджет Минобороны состоит из двух основных крупных блоков: около 55% бюджета - это Гособоронзаказ (перевооружение) и 45% - содержание Вооруженных сил (денежное довольствие, расходы на строительство и так далее). Она уточнила, что с 1 сентября прошлого года на гособоронзаказ поступило 439 млрд рублей.
Желаемый заказ
В последние несколько лет оборонзаказ стал желанным объектом для многих предприятий. Компании, работающие в сфере ВПК, за счет ГОЗ могли решать свои производственные проблемы, компенсировать убытки по выпуску невоенной продукции и с успехом это делали. Но все это шло в разрез с основной задачей ГОЗ. Для регулирования бизнес-процессов в этой сфере в 2012 году был принят Федеральный закон «О гособоронзаказе»(275-ФЗ). Несмотря на то что правительство держало под постоянным контролем всю систему размещения ГОЗ, ситуация на практике развивалась, мягко говоря, непредсказуемо. Президент Владимир Путин не раз высказывался на тему хищений денег в сфере оборонки и в необходимости контролировать «каждый бюджетный рубль».
Стало очевидно, что и 275-ФЗ не справляется с ситуацией и нуждается в серьезных корректировках. В середине прошлого года был разработан целый пакет нововведений в сфере законодательного регулирования ГОЗ. Все изменения были оформлены в виде отдельного закона (№ 159-ФЗ от 29.06.2015г.). Цель поправок — отсечение от бюджетных ассигнований третьих лиц, что, по мнению законотворцев, должно сократить расходы на оборонзаказы, и ужесточение контроля за государственными деньгами, которые выделяются в сфере ОПК огромными суммами.
С сентября прошлого года оборонные предприятия начали работать по новому закону. И снова поступают комментарии – этот ФЗ тоже нуждается в доработке…
Кто на новенького?
Весной 2015 года Госдума приняла поправки к закону «О гособоронзаказе», летом их подписал Президент. Главное изменение – особая процедура контроля, которая задействует разные ведомства. Минобороны, ФАС, Росфинмониторинг, Банк России и Счетная палата должны теперь формировать базу данных о выполнении госзаказов, об участниках контрактов, о договорах и взаиморасчетах сторон. Учет всех процессов по каждому госконтракту (в сфере ГОЗ) будет происходить на основе единого идентификационного номера. Один контракт – один номер. Идентификатор совпадает – деньги по ГОЗ идут, отличается – деньги остановились.
Кроме того, для обслуживания госконтракта все участники должны открыть специальные банковские счета. Причем список финансово-кредитных учреждений весьма ограничен. В него вошли только крупные банки с государственным участием и располагающие капиталом не менее 100 млрд руб. И только головной исполнитель может выбирать из этого списка уполномоченный банк для обслуживания госконтракта.
А остальным участникам контракта придется забыть про удобный банк рядом с офисом. Нет отделения в вашем городе? Это ваши проблемы! На обычный расчётный счёт деньги не поступят. На каждый контракт каждому члену «кооперации» нужен отдельный счёт и договор о банковском сопровождении с банком, который выбрал головной исполнитель. Закрывается контракт, закрывается и отдельный счёт. Контрактов много? В разных городах? Поздравляем! Придется нанять кого-нибудь, чтобы координировать взаимодействие с банками и вести правильный документооборот.
Есть вопросы по открытию и ведению банковских счетов? Нужна консультация по работе с ГОЗ? Приглашаем на конференцию в Санкт-Петербург.
Система запретов для профилактики правонарушений
Выступая в конце января перед журналистами российских СМИ, заместитель министра обороны Татьяна Шевцова подчеркивала, что новые правовые нормы создают инструменты и для контроля, и для профилактики нарушений в сфере ГОЗ. Составлен перечень операций, которые запрещено проводить по специальным счетам. В частности, нельзя перечислять деньги на покупку ценных бумаг, драгоценных металлов в слитках, на благотворительность.
"Система контроля построена на работе с информацией, которая и раньше была у банков, государственных органов, головных исполнителей ГОЗа. Однако эта информация была разобщена и не давала общей картины состояния дел в ОПК,— пояснила Татьяна Шевцова.— Объединив эту информацию в единую информационную систему, сняв ряд ограничений на обмен информацией, мы получили уникальный инструмент, позволяющий не только госзаказчику, но и исполнителю ГОЗа работать с учетом актуальной и достоверной информации обо всех участниках расчетов по ГОЗу и всех платежах".
Именно банк будет теперь следить, не уводит ли клиент бюджетные деньги налево, и отправлять всю информацию в единую систему ГОЗ. При этом все отдельные банковские счета будут под жестким контролем ФАС. Для этого антимонопольной службе добавили полномочий по контролю и наложению штрафов, определили алгоритм проведения проверок и рассмотрения дел. Кроме всего прочего, закон № 159-ФЗ добавил в КоАП статей по ответственности. Срок давности для рассмотрения дел данной категории 3 года от нарушения (или от его обнаружения). Уйти от ответственности теперь по истечению срока не получится!
Оборонзаказ и малый бизнес
Есть еще важный вопрос по ГОЗ: как в новых условиях будут чувствовать себя средние и мелкие предприниматели? Кто будет помогать заводам продолжать делать танки и самолеты? Ведь если крупные головные исполнители по-прежнему будут принимать госзаказы (а у них нет иного выбора), то их мелкие поставщики и смежники могут отказаться. Открывать какой-то особенный счёт в чужом банке, чтобы продать на две тысячи рублей кабеля или несколько кило редкого металла, не всякой компании интересно. А поставки в «оборонке» сложные, разветвлённые, с разделением труда и источников. Как в те еще советские времена, когда разные комплектующие для одного «изделия» делались по всей стране.
И тут все стали выкручиваться, как смогли придумать. Головной исполнитель и исполнители первого и второго уровней заключали контракты по-новому, но ниже по цепочке эта практика не распространялась. Почему? Потому что внимательно вчитались в положения статьи 3 закона № 275-ФЗ: «В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями». А дальше ничего ведь не сказано...
Для всех очевидно, что это толкование - от лукавого, и что функции свои закон «О гособоронзаказе» выполнит только при условии, что работать он будет на всех звеньях цепочки. Фактически же на призыв головного исполнителя действовать по-новому контрагенты зачастую отвечали отказом. В итоге большинство участников ГОЗ придерживалось принципа: суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
Но в нынешнем году, уверяют эксперты, контролирующие органы перестанут смотреть на происходящее сквозь пальцы. И этого момента боятся в первую очередь — те, кто действительно работает.
03.02.2016
Текст: Ирина Новикова
Есть вопросы по открытию и ведению банковских счетов? Нужна консультация по работе с ГОЗ? Приглашаем на конференцию в Санкт-Петербург.