Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Каталогизация наступила

На портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2024 года №549 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных нужд». В соответствии с п. 3 этого постановления реализация мероприятий по каталогизации осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в пределах бюджетных ассигнований, а также за счет собственных средство организаций.

В п.18 Правил создания, формирования и функционирования федеральной системы каталогизации (ФНН) продукции для федеральных нужд головной исполнитель и исполнитель:

  • подготавливают на основании заключенного госконтракта (контракта) перечни предметов снабжения, а также каталожные описания предметов снабжения, которые являются предметом заключенного государственного контракта (контракта);
  • размещают в федеральной системе каталогизации продукции номенклатурные перечни предметов снабжения и каталожные описания предметов снабжения, которые являются предметом заключенного государственного контракта;
  • утверждают каталожные описания предметов снабжения, являющиеся предметом заключенного государственного контракта (контракта);
  • используют при размещении и выполнении государственного контракта ФПП, присвоенные предметам снабжения;
  • а также вправе за счет собственных средств осуществлять подготовку каталожных описаний комплектующих изделий и материалов военного назначения (п.19).

Постановление вступает в силу с 26 мая 2024 года и безусловно касается всех действующих государственных контрактов (контрактов).  Таким образом, отсутствие ФНН на предметы снабжения на исполняемые государственные контракты (контракты) может стать основанием для признания государственного контракта (контракта) неисполненным. Если контрагенты не озаботились проведением каталогизации своих материалов и комплектующих изделий, это станет предметом заботы головного исполнителя, который может за собственные средства сделать эту работу.

Подписчики «НОЗС» были заблаговременно информированы о необходимости каталогизации, приняли участие в двух семинарах в сфере гособоронзаказа (последний прошел 27 апреля 2024 г.), на которых из первых уст получили исчерпывающую информацию о порядке получения ФНН, контакты центров каталогизации и организации, оказывающей техническую помощь по автоматизации работы по каталогизации.

Пункт 24 Правил предписывает проводить каталогизацию в соответствии с ГОСТ РВ 0044-001-2020. В телеграмм-канале Контрактного центра ГОЗ опубликована ссылка на решение Верховного суда по апелляционному делу от 12 марта 2024 г. № АПЛ24-32о признании отдельных положений ГОСТ Р 52289-2019 недействующими. Это очень важное прецедентное решение, в котором четко указано, что ГОСТ не является нормативным правовым актом, т.к. не обладает его признаками.

Таким образом, и текст постановления и условия госконтракта в части каталогизации содержат ссылку на ГОСТ, который может быть признан судом не обязательным для исполнения.

Пункт 37 утвержденных правил подтверждает худшие опасения – не предусмотрено никакого переходного периода или отсрочки для проведения каталогизации. Вся работа должна быть осуществлена «в течение срока действия государственного контракта (контракта)» и «однократно». Для многономенклатурных государственных контрактов (контрактов) такие однократные затраты могут лечь тяжелым грузом. А для сервисного обслуживания и ремонта ВВСТ (особенно старой техники), подразумевающих применение большого количества различных запчастей, затраты на их каталогизацию могут быть сопоставимы с ценой самого ремонта. 

Постановление предполагает возможность финансирования каталогизации за счет специальных целевых программ федеральных органов. Когда появятся такие программы пока не известно.

Еще интереснее может сложиться ситуация с размещением ГОЗ после 27 мая 2024 года, когда государственный заказчик будет обязан использовать ФНН (т.е. которые уже есть в каталоге). А по новым государственным контрактам, кроме собственно поставки продукции, госзаказчик рассчитывает получить и ФНН на эту продукцию.

Как обычно, многие продолжают надеяться, что будет предусмотрен длительный период проведения каталогизации, без привязки к срокам исполнения конкретного государственного контракта (контракта). При этом следует понимать, что такое решение может принять только правительство. И это произойдет (возможно) спустя некоторое время после выхода постановления, никто не готов сразу признать избыточную радикальность в части сроков его исполнения.

Самые дальновидные головные исполнители уже давно и системно занимаются каталогизацией. Остальным предстоит в течение нескольких летних месяцев провести колоссальную работу и доказать государственному заказчику обоснованность проведенных одномоментно затрат, размер которых даже сложно спрогнозировать.  Напоминаем, что форма 1 (протокол цены) должен содержать в том числе и ФНН.

Остается слабая надежда головного исполнителя досрочно (до 26 мая) исполнить государственный контракт и подписать акт. Это даст ему дополнительное время для каталогизации своей (или чужой) продукции для дальнейшего участия в ГОЗ. У предприятий, мечтающих соскочить с обязанности заключать государственный контракт, появится дополнительное основание для отказа от ГОЗ ­– отсутствие ФНН и нежелание заниматься каталогизацией. Конечно, это очень слабый аргумент.

Возможно очень скоро мы с ностальгией будем вспоминать «докаталожный» период размещения ГОЗ.

Будем наблюдать.

 

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять