Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

По итогам «ГОЗ: Основные принципы заключения и исполнения контрактов»

О результатах конференции 

«Гособоронзаказ. Основные принципы заключения и исполнения контрактов»

 

 

Автор: Денис Балакин

 

Конференция, состоявшаяся 25 марта в Санкт-Петербурге, была посвящена двум принципиальным изменениям, внесенным законом № 159-ФЗ, вступившим в силу 1 сентября 2015 года, – совершенствованию контроля в сфере ГОЗ и банковскому сопровождению контрактов. Число участников, а это более двухсот представителей топ-менеджмента предприятий ОПК из разных регионов России, отражает насущную необходимость разъяснений по применению обновленного законодательства.

 Заранее «стелем соломку», а не решаем проблемы по мере их поступления

Проблемно ориентированный дискуссионный характер конференции позволил выявить основные проблемные зоны, а именно новые правила банковского сопровождения и учетной политики для исполнителей ГОЗ. Со дня вступления в силу соответствующих поправок до момента проведения конференции прошло почти девять месяцев. Почему же к марту законтрактованные участники ГОЗ еще не разобрались, как работать по новому закону? Исключительно потому, что начало года – основное время заключения госконтрактов и авансирования. Пошли авансы по контрактам – многие предприятия столкнулись с проблемами перечисления средств и только тогда задумались, как действовать в сложившейся ситуации. Часть заданных и обсуждавшихся на конференции вопросов можно было бы снять заранее, если бы учли ранее появившиеся разъяснения Минобороны, если бы своевременно обратились в банк, чтобы выяснить особенности открытия счета и позицию банка по проведению тех или иных транзакций.

Например, был задан вопрос о том, как оплатить исполнителю поставку комплектующих, необходимых для выполнения нескольких госконтрактов: надо ли делить поставки по принципу «один идентификатор – один контракт». Ответ представителя Минобороны: можно заключить один контракт на поставку комплектующих, указав один идентификатор госконтракта как основной и другие ИГК как справочную информацию. Эта позиция Минобороны неоднократно озвучивалась и ранее.

Другая вскрывшаяся проблема – у всех банков разные подходы к исполнению норм закона. А что в этом необычного? Любой процесс, даже самый зарегулированный и стандартизированный, может включать какие-то индивидуальные особенности, которые требуют обсуждения. Если в банке не удается найти решение, обращайтесь к ответственным сотрудникам Департамента финансового мониторинга Минобороны или регулятору – Центральному банку.

Проявились и недостатки в нормативной сфере, которые можно исправить, только набрав опыт правоприменительной практики. Поэтому, на мой взгляд, один из важнейших выводов (и рекомендация на перспективу) из услышанного на конференции – необходимо больше внимания уделять изменениям нормативных актов, особенностям их применения. В помощь предприятиям здесь и соответствующие публикации, в том числе в нашем журнале и на сайте, и очные разъяснительные мероприятия с участием ответственных чиновников и экспертов.

Чиновники, предприятия и банки – в одной лодке

Практика показывает, что некоторые предприятия оборонки решают множество проблем, имея очень ограниченные ресурсы. И это вызов для государственного аппарата: законотворчество, кроме глобальной благой цели, должно учитывать еще и более приземленные факторы, а именно возможности по воплощению этих целей. Законодатель и правоприменитель должны принимать во внимание те ресурсы, которыми обладает исполнитель. Не секрет, что отечественный ОПК неоднороден в своем составе. То, что не вызывает трудностей у столичных компаний, может поставить в тупик предприятия из удаленных регионов. Требования, реализуемые в рабочем порядке на уровне головных исполнителей или крупных предприятий, входящих в кооперацию по контакту, вызывают серьезные затруднения у исполнителей из сегмента среднего бизнеса. Однако и бизнес тоже должен заранее просчитывать потенциальные сложности и риски, повышать уровень компетенции своих сотрудников и юридический кругозор руководителей.

В непростой ситуации, которая сложилась на сегодня в ОПК, хочется отметить один очень позитивный сдвиг, а именно беспрецедентную открытость государственного заказчика, представленного Департаментом финансового мониторинга Минобороны РФ. ФАС РФ, на которую возложены многие контрольные функции в сфере ГОЗ, тоже настроена на тесное общение с бизнесом.

В итоге состоявшаяся встреча показала, что все проблемы общие, и при совместном конструктивном подходе неразрешимых вопросов не бывает.