Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Семь нянек ГОСОБОРОНЗАКАЗА

Но секретные расходы по-прежнему никто не контролирует

Пошел третий месяц жизни по-новому у предприятий, участвующих в выполнении гособоронзаказа (ГОЗ). С 1 сентября для них установлены жесткие правила учета и контроля каждой бюджетной копейки. Контролеров, на первый взгляд, даже слишком много, назовем только главных – их семь: Счетная палата, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Федеральное казначейство, Центробанк, пул уполномоченных банков и Министерство обороны.

Новый закон о ГОЗе лишил генеральных директоров возможности осуществлять финансовые маневры в интересах акционеров и в ущерб интересам обороны страны. Дело порой доходит до криминала. По данным Росфинмониторинга, около 100 хозяйствующих субъектов вовлечены в теневые схемы. И это только в открытой части ГОЗа. Две трети заказов проходят под грифом «секретно», и у ведомства нет к ним доступа.

В октябре эта проблема обсуждалась на совместном заседании комитетов Союза машиностроителей России по оборонной и авиационной промышленности и Лиги содействия оборонным предприятиям. Эксперты двух уважаемых организаций совместно с комитетом Госдумы по промышленности приняли участие в подготовке поправок к закону с учетом предложений организаций оборонно-промышленного комплекса. Исполнители и соисполнители ГОЗа в целом поддерживают закон, но их не устраивает механизм определения кооперации исполнителей и схемы обслуживания в уполномоченных банках. Некоторые директора высказали опасение, что ряд положений закона может привести к срыву выполнения контрактов и серьезным проблемам с подписанием новых. Свои замечания и предложения организационного, финансово-экономического, бухгалтерского, юридического и режимного характера подготовили 183 предприятия.

Особое неприятие вызывает норма закона, обязывающая всех – от головного исполнителя до поставщика сырья – открывать счета в уполномоченных банках. Такая цепочка, создаваемая по каждому госконтракту отдельно, приводит, по мнению некоторых руководителей, к резкому возрастанию количества счетов. А это может привести к увеличению сроков выполнения ГОЗа от 1 года до 1,5 лет и росту стоимости работ до 30% от стоимости ГОЗа за счет увеличения численности бухгалтерско-экономических служб и введения средств автоматизации расчетов.

Старший вице-президент Сбербанка Светлана Сагайдак пояснила, что для обслуживания контрактов гособоронзаказа открыто около 4 тыс. новых счетов и зарезервировано еще около 10 тыс. Банк бесплатно проводит открытие и сопровождение счетов, если клиент подключает обслуживание в режиме реального времени и оперативно проводит платежи.

Новые правила пришлись не по душе и поставщикам материалов и покупных комплектущих изделий (ПКИ) низших уровней кооперации. Иными словами, различным фирмам, ранее успешно делавшим деньги на поставках импортных комплектующих – тех самых ПКИ, теперь невыгодно работать по гособоронзаказу. Как сообщили в Союзе машиностроителей, уже известно об отказе от сотрудничества 32 фирм. Заставить их работать на оборонку никто не имеет права.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Даниил Фесюк как мог успокоил директоров предприятий: «Суровой практики правоприменения закона на сегодняшний день нет, и пока мы воздерживаемся от активных мероприятий по проверке».

Но ясно одно: бюджетные средства теперь сложнее «крутить» в банках, обналичивать, перечислять в иностранные офшоры. Как сообщалось ранее в СМИ, расследуется более 190 уголовных дел, в том числе более 30 – в судостроительной отрасли, 17 – в авиастроительной. И это только верхушка айсберга. Потому что остаются еще «секретные» контракты и «секретные» расходы, о которых не положено знать правоохранителям и надзорным ведомствам. 

18 декабря 2015г. в Петербурге пройдет конференция "Гособоронзаказ: Новое в правовом и экономическом регулировании" при участии специалистов Департамента финансового мониторинга Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.