Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Перековать орала на мечи? Германия обсуждает перепрофилирование гражданских заводов

На фоне кризиса в немецком автопроме и растущих оборонных амбиций ЕС в Германии начали звучать предложения о перепрофилировании мощностей автопроизводителей под военные нужды. Это предложение сделано в условиях ожидаемого увеличения оборонных расходов ЕС и подготовки к реформе немецкого «‎долгового тормоза», которая может создать дополнительные средства для оборонного сектора. 

Федеральная ассоциация немецкой оборонной промышленности (BDSV) выступила с предложением перепрофилировать производственные мощности переживающего кризис автомобильного сектора Германии на оборонные нужды.

Такое предложение прозвучало на фоне перспектив масштабного увеличения финансирования оборонных нужд Европейского союза в условиях кризиса в отношениях с Соединенными Штатами. Ранее Урсула фон дер Ляйен представила план под названием «ReArm Europe», в рамках которого более €800 млрд могут быть направлены на оборонные расходы 27 стран-членов союза.

Одновременно с этим в Германии ведется активная подготовка к проведению масштабной реформы «долгового тормоза» - правила, которое значительно ограничивает немецких властей от излишних займов. С инициативой его изменения выступили партии ХДС/ХСС и СДПГ, планирующие в ближайшее время сформировать коалицию по итогу прошедших в феврале досрочных выборов в бундестаг. Их предложение заключается в том, чтобы изъять все оборонные расходы выше 1% от ВВП из-под ограничения «долгового тормоза», а также создать новый специальный фонд на нужды развития инфраструктуры, который будет иметь в том числе и двойное назначение.

В ожидании масштабных финансовых вливаний, акции компаний оборонной промышленности начали стремительный рост. Котировки британской BAE Systems в моменте росли на 17%, немецкой Rheinmetall - на 14%, французской Thales - на 16%, а итальянской Leonardo - на 10%. Акции аэрокосмических компаний со значительными доходами от оборонной деятельности также добавили в цене. Котировки европейского Airbus, например, выросли на 3%, а французского Safran - на 2,7%.

В феврале Rheinmetall, ведущий европейский производитель боеприпасов, объявил о планах перепрофилировать два своих автомобильных завода, с целью производить оборонную продукцию.

При этом первые шаги на пути переориентации гражданских производств в военные были предприняты еще летом 2024 года. В июне компания по производству автозапчастей Continental и Rheinmetall подписали меморандум о взаимопонимании, нацеленный на переобучение работников автопрома, пострадавших от увольнений в сокращающейся отрасли.

Европейская автомобильная промышленность переживает не лучшие времена. Финансовые результаты BMW Group за 2024 год показали значительное снижение чистой прибыли, которая сократилась на 36,9% по сравнению с предыдущим годом, составив €7,7 млрд. 

Ранее немецкий Институт экономических исследований Ifo заявил о кризисной ситуации в автомобильной отрасли страны. Индекс делового климата в этом секторе опустился до минимального уровня за последние пять лет. Эксперты связывают это с рядом факторов, включая усиление конкуренции со стороны китайских производителей, возможное введение пошлин на импорт из ЕС по инициативе Дональда Трампа, а также внутренние экономические трудности. Немецкие автоконцерны, по их оценкам, существенно утратили свои позиции как на внутреннем, так и на международном рынках.

На фоне кризиса этого сектора и параллельно происходящего бума оборонной промышленности появляется все больше новостей о переориентации гражданских производств на оборонные. Например, компания Hensoldt, специализирующаяся на производстве датчиков, ведет переговоры о найме 200 рабочих из компаний Continental и Bosch, поставляющих автозапчасти.

Немецко-французское совместное предприятие KNDS, в свою очередь, недавно приобрело у французского производителя поездов Alstom завод по производству железнодорожных вагонов в Гёрлице. Он будет перепрофилирован под производство компонентов для военной техники, в т.ч. для основных боевых танков Leopard 2 и боевых машин пехоты Puma.

Автоконцерны, несмотря на кризис в отрасли, лишь недавно начали объявлять о планах переориентации своих производств. Так, например, глава Volkswagen не исключает перепрофилирования заводов компании в Оснабрюке и Дрездене, которые планировалось закрыть, на оборонные нужды. Руководитель Rheinmetall Армин Паппергер заявил, что производство Volkswagen в Оснабрюке хорошо бы подошло под нужды его компании и озвучил возможность его приобретения, однако отметил, что все будет зависеть от того, получит ли компания новые заказы на еще большее производство танков.

Источники – Breaking Defense, Financial Times, The Guardian, ZDF, ТАСС

 

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять