Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Новые тенденции в военно-техническом сотрудничестве Индии

Автор Марианна Евтодьева 

военный эксперт, старший научный сотрудник Центра международной  безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН 

 

 

 

 

Оборонный комплекс Индии стремительно меняется в последнее десятилетие: принимаются на вооружение крупнейшие боевые платформы национального производства, наращивается число совместных проектов с зарубежными военно-промышленными компаниями по лицензионному производству либо производству компонентов для ключевых систем вооружений, растет доля участия индийских оборонных производителей в цепочках поставок вооружений и военной техники (ВиВТ) западных стран. Индия активно развивает сферу экспорта вооружений.

Инициированная в 2014 г. политика «Make in India» привела к значительным трансформациям ВТС Индии с зарубежными государствами, причем трансформации отнюдь не ограничиваются остающимися на слуху трендами диверсификации оборонных закупок «в пользу» США и других западных стран, что уже много раз описывали эксперты, и переходом от закупок боевых платформ преимущественно к приобретению высокотехнологичных компонентов для их оснащения.

 

Новые тренды оборонно-промышленного развития в контексте «Make in India»

Военно-техническое сотрудничество Индии в последние годы развивается в условиях активных и довольно значимых изменений в сфере оборонных закупок и в целом в развитии оборонно-промышленного комплекса страны. Оставаясь одним из крупнейших импортеров вооружений и военной техники (в 2015–2024 гг. – второе место в мире по объемам оборонных закупок после Саудовской Аравии), благодаря изменениям процедуры оборонных закупок, реализации Стратегии оборонного экспорта (ее последняя версия вышла в 2020 г.) и мерам поддержки экспорта, в последние несколько лет страна сумела значительно увеличить зарубежные поставки своей оборонной продукции. По официальным заявлениям, около 100 индийских компаний сейчас экспортируют оборонную продукцию более чем 80 странам. Основными рынки вооружений, на которых стремится закрепиться Индия, – рынки стран Азии и Юго-Восточной Азии, а в перечень ключевой экспортируемой продукции входят самолеты Dornier-228, 155-мм буксируемые артиллерийские орудия ATAG, ракеты «БраМос», ракетные системы Akash, РСЗО Pinaka, радары, защищенные от мин бронемашины, бронетехника, боеприпасы, тепловизоры, а также подсистемы, компоненты авионики и стрелковое оружие.

 

Истребитель Су-30МКИ индийских ВВС

 

Существенные изменения произошли и в сфере взаимодействия с иностранными оборонными компаниями – на фоне довольно успешно реализующегося процесса «открытия» оборонного и аэрокосмического секторов промышленности для частных и иностранных инвестиций. Еще в 2001 г. Индия приняла меры регулирования, разрешающие 100% участие национальных частных оборонных компаний и 26%-е прямые иностранные инвестиции в проектах по производству оборонной продукции для индийских Вооруженных сил. Это привело к «приходу» в ОПК Индии многочисленных частных компаний, таких как Tata Group, Mahindra Group, Larsen&Toubro, Reliance Defence и десятки других.

 

Правительство провело ряд смелых политических реформ для повышения самодостаточности в оборонном секторе. К ним относятся увеличение лимита прямых иностранных инвестиций до 74% по автоматизированному механизму в оборонном секторе, создание оборонных коридоров в штатах Уттар-Прадеш и Тамилнад в дополнение к модели стратегического партнерства для привлечения инвестиций. По предложению премьер-министра Шри Нарендры Моди был опубликован отрицательный список более чем из 100 оборонных изделий, которые не будут закупаться за рубежом… Этот список – только начало, в ближайшее время оборонное оборудование на сумму 1,40 трлн рупий будет закуплено внутри страны

Ракша Мантри, министр обороны Индии (на вебинаре «Atmanirbhar Bharat в оборонной промышленности» 27.08.2020)

 

Затем возможности вложений частного сектора и зарубежных поставщиков еще больше укрепились за счет расширения списка частных индийских компаний, которые могут участвовать в реализации проектов индийского ОПК, и повышения (до 74% к 2020 г.) доли иностранных инвестиций, которые могут в таких проектах использоваться. Согласно новым, предлагаемым в рамках широко пропагандируемого в Индии подхода «Atmanirbhar Bharat» («самодостаточная Индия»), правилам процедуры оборонных закупок, частному сектору разрешено создавать совместные предприятия (СП) с предприятиями государственного сектора Индии путем приобретения до 51% акций, а также экспортировать 25% продукции в третьи страны. Такие меры будут содействовать наращиванию страной экспорта ВиВТ и повышению доли боевых систем и компонентов индийского производства в оборонных закупках.

Описанные реформы уже привели к значительному росту числа совместных проектов индийских компаний с иностранными партнерами, и в том числе – к увеличению числа СП по разработке и производству боевых систем и их компонентов. Это частично способствовало также передаче оборонных технологий в Индию. Значительно выросло за последнее десятилетие количество заключенных контрактов по лицензионному производству ВиВТ, в особенности – с США и другими западными странами. Таким образом, индийский оборонный сектор стал более активно включаться в цепочки поставок вооружений и компонентов крупнейших западных оборонно-промышленных компаний, одновременно расширился идущий процесс «переноса» производства вооружений на территорию Индии.

Продолжала расти диверсификация закупок боевых систем и оборудования. Так, если в 2004–2013 гг. доля России в индийских оборонных закупках составляла около 74%, то в 2014–2023 гг. она снизилась до 47%. В то же время совокупная доля импорта Индией ВиВТ у ключевых западных стран-партнеров – США, Франции, Великобритании и ФРГ, а также Израиля – практически в том же соотношении выросла: с 18,4% в 2004–2013 гг. до 49% в 2014–2023 гг. Еще большая динамика диверсификации индийских закупок наблюдалась в последние пять лет: импорт ВиВТ из пяти указанных стран в 2019–2023 гг. увеличился с 39 до 59% по сравнению с предыдущим пятилетним периодом, тогда как доля поставок ВиВТ из России – снизилась с 58% в 2014–2018 гг. до 37% в 2019–2023 гг.

 

Ведущие западные партнеры Индии в сфере ВТС

За второе, третье и четвертое место в области поставок боевых систем и вооружений в Индию в последние два десятилетия соперничали между собой США, Франция и Израиль. Согласно СИПРИ (SIPRI), в 2014–2023 гг. доля Франции в закупаемых Индией ВиВТ составляла около 20%, США – около 13%, Израиля – 12%. Однако по оценкам за предыдущее десятилетие продажи ВиВТ из США и Израиля были выше, чем из Франции: в 2004–2013 гг. Соединенные Штаты стали вторым после России ключевым поставщиком вооружений (5,8% от всех индийских закупок), и уже за ними следовали Израиль (5,4%) и Франция (1,6%).

 

США

Специфика ВТС США с Индией состояла в наращивании Вашингтоном позиций в продажах индийской стороне военно-транспортных самолетов и боевых и транспортных вертолетов, а также авиа- и корабельных двигателей, а кроме того, в укреплении нормативно-правовой базы двустороннего военно-технического сотрудничества. Франция в последние десятилетия устойчиво входила в пятерку важнейших поставщиков продукции военного назначения в основном благодаря инициированным ею нескольким крупным проектам в сфере поставок боевых самолетов, а также военно-морских вооружений.

ВТС Индии с США за последние 10 лет было весьма насыщенным, и этот период можно охарактеризовать как самый успешный за всю историю военно-технологического взаимодействия двух стран. Начиная с принятия в 2005 г. десятилетнего «Рамочного соглашения о взаимодействии США и Индии в области обороны» (New Framework for the US–India Defense Relationship, NFDR), индийско-американские отношения в сфере оборонного сотрудничества и закупок вооружений существенно укрепляются. NFDR было обновлено в 2015 г. со сроком действия до конца 2025 г. В 2016 г. США присоединили Индию к списку своих стран-партнеров по торговле стратегическими товарами, что открыло Нью-Дели возможности приобретения обширной номенклатуры высокотехнологичной продукции у американских компаний.

Из всех закупок американских ВиВТ по итогам последних двух десятилетий более половины закупок Индия осуществляла в рамках американского механизма межправительственных военных продаж (Foreign Military Sales, FMS). В 2008 г. по линии FMS Индия закупила шесть военно-транспортных самолетов Lockheed Martin C-130 Hercules, а в 2013 г. докупила еще шесть таких самолетов, в 2011 г. через тот же механизм закупок оформила приобретение восьми патрульных самолетов Boeing Р-81 Poseidon. В 2016 г. Индия закупила дополнительно еще четыре P-81, а в 2020 г. инициировала процесс приобретения еще шести таких самолетов.

Неудачи с созданием собственного двигателя Kaveri для истребителя Tejas привели Индию к решению приобрести для этих самолетов турбореактивные двигатели компании General Electric F404-GE-IN20 (при их сборке в Индии), однако впоследствии было решено перейти к закупкам для Tejas более мощных F414. По соглашению с США, достигнутому в 2013 г., более 80 двигателей F414 из 99 закупаемых должны были производиться на индийских предприятиях. Однако передача соответствующих технологий от General Electric индийской стороне «затянулась», и стороны смогли вернуться и согласовать этот вопрос только в 2023 г. Тогда же было создано американо-индийское СП по производству F414.

В 2016 и 2021 гг. у General Electric Индия приобрела дополнительно еще 124 авиадвигателя F404. Кроме того, у этой американской компании в последние полтора десятилетия страна активно закупала двигатели LM2500 для ряда новых кораблей, включая фрегаты проекта 17А Nilgiri и недавно достроенный авианосец Vikrant (при осуществлении их сборки в Индии).

К 2014 г. Индия получила закупленные у США 10 военно-транспортных самолетов Boeing C-17A Globemaster (стоимость контракта – 4,1 млрд долл.). После того как компания Boeing в 2012 г. выиграла тендеры министерства обороны Индии по закупкам ударных и тяжелых военно-транспортных вертолетов, в 2015 г. были заключены соглашения о закупке 22 вертолетов AH-64E Apache и 15 CH-47F Chinook стоимостью около 3 млрд долл. По завершении этих поставок в 2020 г. поступили новые индийские заказы на 24 противолодочных вертолета MH-60R и шесть новых вертолетов Apache. С 2020 г. ведутся также переговоры о закупке примерно 18 высотных БПЛА MQ-9B для индийских вооруженных сил (с возможной локализацией производства ряда их компонентов в Индии).

 

Франция

Существенное наращивание передачи вооружений в Индию из Франции в последнее десятилетие было обусловлено в основном реализацией трех мега-контрактов. Один из них – контракт 2005 г. с Naval Group (ранее – DCNS) на сумму более 3,2 млрд долл. по лицензионному строительству шести дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта Scorpene. Строились эти ДЭПЛ на индийской верфи Mazagon Dock Limited при соответствующей передаче ряда французских технологий. Для их оснащения Индия закупила французские противокорабельные ракеты SM-39 Exocet Block2.

При реализации контракта возник ряд проблем – Индия была вынуждена дополнительно заказывать комплектующие, происходили задержки по срокам постройки подлодок, но, тем не менее, к настоящему времени все шесть ДЭПЛ в рамках соглашения (их индийское наименование – Kalvari) успешно поставлены военно-морскому флоту. Передача последней подводной лодки состоялась в конце 2024 г.

 

Дизель-электрическая подводная лодка Kalvari проекта Scorpene

 

Второй проект – модернизация 51 индийского истребителя Mirage-2000H до версии Mirage-2000-5. Соответствующий контракт стоимостью 1,5–2 млрд долл. был заключен с французскими компаниями Thales, Dassault и MBDA в 2011 г. – через несколько лет после того, как занимавший до этого пост министра обороны Индии Д. Фернандес по политическим соображениям отказался от переноса закрываемой во Франции производственной линии по Mirage-2000 в Индию. Модернизация предусматривала оснащение истребителей Mirage-2000 (всего в ВВС Индии две эскадрильи «Миражей») улучшенной авионикой, бортовыми компьютерами, комплексами РЭБ, отремонтированными турбореактивными двигателями M53-5 производства компании Snecma и усовершенствованными ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Осуществляется модернизация Mirage-2000 на предприятиях HAL – правда, как сообщают представители отрасли, сроки не соблюдаются, в том числе из-за задержек в передаче французских компонентов и двигателей. Для обновленных «Миражей» индийцы докупали партию ракет средней дальности MICA. Кроме того, в 2021 г. у Франции докупили более 20 подержанных Mirage-2000, которые планируется использовать в основном на запчасти.

 

Прототип военно-морской версии легкого боевого самолета местного производства <…> приземлился и взлетел с индийского авианосца INS Vikrant, введенного в эксплуатацию в сентябре 2022 года. Это стало поворотным моментом в стремлении страны к самодостаточности в оборонно-промышленном секторе

Комментарий представителей министерства обороны Индии газете «Hindustan Times» (06.02.2022)

 

Третий важнейший проект – контракт 2016 г. по закупкам 36 французских истребителей Rafale. Он стал итогом пересмотра нашумевшего выигранного Dassault Aviation в 2012 г. тендера MMCA на поставки 126 многоцелевых боевых самолетов. На последовавших за тендером переговорах соглашение с Индией по лицензионному производству такой большой партии истребителей так и не было заключено, поскольку, в конечном счете, компания Dassault не согласилась дать гарантии качества на «Рафали», намеченные к производству в Индии.

Только к 2016 г. были достигнуты договоренности о межправительственном соглашении с Францией (с компанией Dassault) на сумму около 8,7 млрд долл. о поставке истребителей Rafale, произведенных на французских производственных линиях. При его заключении были соблюдены необходимые положения для соответствия программе «Make In India», включая обязательства по реинвестированию (офсету) 50% стоимости контракта обратно в Индию (с учетом производства на индийских мощностях ряда компонентов) и пункт о передаче индийской DRDO некоторых технологий. Dassault Aviation в рамках этих обязательств открыла СП с индийской Reliance Defence в Нагпуре, которое c 2020 г. осуществляет поставки секций для передней кабины и других компонентов к гражданским джетам Falcon 2000 (при этом ожидается полная сборка этих самолетов на предприятии). Реализация контракта по «Рафалям» 2016 г. успешно завершилась в 2022 г. передачей ВВС Индии 36 истребителей.

С Францией в 2014–2023 гг. реализовывались также соглашения по лицензионному производству в Индии двигателей для индийских фрегатов и десантных кораблей, легких вертолетов SA-315B Lama и турбовальных двигателей для ряда вертолетов. За последние пять лет у французской стороны были приобретены и поставлены ВВС Индии 18 легких вертолетов SA-315 и SA-316 Alouette, 350 ракет «воздух-воздух» MICA и 200 ракет «воздух-земля» SCALP-EG для истребителей Rafale, ракеты Mistral для индийских вертолетов Prachand и Rudra.

С 2023 г. на стадии обсуждения находится новый контракт по закупке еще 26 истребителей Rafale в морской версии для оснащения индийского авианосца Vikrant.

По многим из указанных выше контрактов с Францией и США индийское правительство заключало офсетные соглашения: в частности, с компаниями Dassault Aviation, Safran и Thales в рамках контракта по истребителям Rafale, с Boeing – в рамках закупок самолетов C-17А и Р-81, с Lockheed Martin – по контрактам закупок C-130J и вертолетов MH-60R.

С французской Dassault и рядом американскими компаний также образованы совместные предприятия и реализуются соглашения о производстве подсистем и компонентов в Индии. Так, американо-индийское СП Tata Lockheed Martin Aerostructures Limited (TLMAL) с 2011 г. производит компоненты фюзеляжа для C-130J Super Hercules, а компания Tata Advanced Systems Limited производит кабины для вертолетов Sikorsky.

 

Израиль, ФРГ и Великобритания как поставщики подсистем и агрегатов

Отдельного рассмотрения заслуживают вопросы ВТС Индии и Израиля, которое в последние годы «окрепло» до такой степени, что руководство обеих стран позиционирует его не иначе как «стратегическое сотрудничество».

 

Израиль

Основную роль в израильских поставках вооружений и военной техники в Индию играют электронные компоненты и «начинка» для крупнейших индийских боевых платформ, производимых как Израилем, так и предприятиями оборонного комплекса Индии. Только за последние полтора десятилетия Индия закупила у Израиля более 130 различных авиационных РЛС, включая радары управления огнем EL/M-2032 и EL/M-2052 для самолетов Tejas и Jaguar и около 30 корабельных РЛС EL/M-2221 и EL/M-2248 для своих эсминцев и фрегатов. За счет своих поставок электроники и компонентов Израиль участвовал в значительной части проектов по передаче вооруженным силам Индии ключевых боевых платформ: у него закупали оборудование для танков Т-90, истребителей МиГ-29 и Су-30, самолетов ДРЛО А-50ЭИ (радиолокационные комплексы Phalcon), истребителей Jaguar и Tejas, эсминцев проектов 15А и 15В Kolkata и Visakhapatnam, фрегатов проекта 17А Nilgeri, авианосца Vikrant (морские РЛС, ЗРК Barak-MX и ракеты к ним).

Также крупнейшими контрактами по поставкам израильских вооружений стали контракты на закупку радиолокационных систем Green Pine, входящих в состав ЗРК Arrow-2, радаров дальней радиоэлектронной разведки Phalcon AWACS, ЗРК Spyder и Barak-8 (Barak-MX). Осуществлялись довольно крупные закупки израильских БПЛА Heron, Heron-2 и Searcher, барражирующих боеприпасов, управляемых бомб Spice и противотанковых комплексов Spike. Многие из этих поставок были весьма внушительными не только по количеству передаваемых систем, но и по стоимости – как, например, контракт 2016 г. на 275 пусковых установок и 5500 ракет Spike стоимостью в 1 млрд долл. Следует отметить, что системы Barak-8 – совместная разработка Индии и Израиля (компании IAI, Rafael и DRDO), и в настоящее время они производятся на индийских производственных площадках.

Помимо того, в последние годы между Индией и Израилем заключено немало лицензионных соглашений. Так, лицензионно производятся в Индии израильские БПЛА Hermes-900по соглашению Elbit Systems с индийской Adani Group, по лицензии будут производиться заказанные Индией в 2022 г. БПЛА Heron-2 (Heron-TP).

 

Германия и Великобритания

Весьма схожую с Израилем роль в индийских закупках ВиВТ в 2014–2023 гг. играли также Германия и Великобритания, поставляющие в первую очередь компоненты и вооружения для боевых платформ. У Великобритании в 2016–2017 гг. Индия закупила 145 буксируемых гаубиц М-777 (при их лицензионном производстве в Индии) и ракеты Meteor для истребителей Rafale. Также в Индии были произведены по лицензии 57 британских учебно-тренировочных самолетов Hawk-100.

У ФРГ Индия приобретала в основном двигатели: в 2014–2022 гг. Нью-Дели были поставлены более 20 дизельных двигателей для ДЭПЛ Scorpene, двигатели для патрульных кораблей, а также для приобретенных у Южной Кореи самоходных артиллерийских установок К-9 Vajra-T и производимых в стране танков Arjun. По лицензии производились двигатели для фрегатов Nilgeri. Закупались в Германии и сонары для эсминцев проекта 15 Dehli, трех фрегатов проекта 11356 Talwar и производимых в Индии эсминцев Kolkata, Shivalik и фрегатов Kamorta. Кроме того, Индия строит по немецким лицензиям легкие транспортные самолеты Dornier Do-228.

В 2023 г. министерство обороны ФРГ начало активно продвигать проект по лицензионному производству шести ДЭПЛ проекта 751 разработки ThyssenKrupp, однако он имеет довольно низкие шансы на успех, в том числе, ввиду значительных подвижек в развитии технологий строительства подводных лодок в самой Индии.

 

Современное состояние и перспективы ВТС с Россией

На фоне диверсификации и в целом значительной активизации военно-технического сотрудничества Индии с западными партнерами и Израилем становится очевидным, что тенденции ВТС с Россией выглядят если не противоречиво, то по крайней мере не столь однозначно, как это было пять и тем более 10 лет назад. Так, с одной стороны, сохраняют значимость тесные связи и длительный опыт военного и технологического сотрудничества Москвы и Нью-Дели, а также тот факт, что, по оценкам, около 60% боевых систем, находящихся на вооружении Индии, – российского или советского производства. С другой стороны, оборонный комплекс и система закупок Индии шагнули далеко вперед, и России при выстраивании дальнейших форматов сотрудничества, безусловно, придется это учитывать.

В Индии было принято решение снять с вооружения последние три полка МиГ-21. Теперь в стране наблюдается явная нехватка боевых самолетов и ударных вертолетов, поскольку парк из легких истребителей Tejas и более чем 100 ударных вертолетов Prachand только строится.

Ключевыми соглашениями в сфере ВТС с Россией последнего десятилетия стали контракты по авиатехнике – лицензионному производству Су-30МКИ и модернизации МиГ-29. По соглашению 2008 г. на сумму около 1 млрд долл. к 2022 г. осуществлена модернизация 62 индийских MиГ-29СМТ до версии МиГ-29UPG, после чего их срок службы будет продлен до 2035 г. Из них только МиГ-29 проходили модернизацию на РСК «МиГ», остальные соответствующие работы велись силами HAL в Насике. Заключенное в 2010 г. еще одно соглашение о поставке 29 корабельных истребителей МиГ-29 (25 одноместных МиГ-29К и четыре двухместных МиГ-29КУБ) было исполнено российской стороной к 2016 г. Авианосной группой из российских МиГ-29К на настоящий момент оснащен индийский авианосец Vikramaditya, на втором индийском авианосце собственной постройки Vikrant, как сообщается, были проведены успешные испытания со взлетом и посадкой также МиГ-29К.

К 2017 г. завершена реализация контракта 2012 г. на 1,6 млрд долл. по лицензионному производству на мощностях компании HAL еще одной партии из 42 Су-30МКИ – вслед за 40 такими истребителями, заказанными Индией в 2007 г. По дополнительным к этим контрактам сделкам Индия закупает для своих МиГ-29UPG и МиГ-29К двигатели РД-33, включая усовершенствованные версии РД-33 3-й серии и РД-33 МК, а для истребителей Су-30МКИ – двигатели АЛ-31.

В 2014–2016 гг. Индии были переданы заказанные ранее 80 военно-транспортных вертолетов Ми-17B (стоимость контракта – 1,34 млрд долл.), кроме того, на повестке дня остается вопрос о поставке Нью-Дели корабельных вертолетов радиолокационного дозора Ка-31, необходимых для оснащения ее авианосцев. В значительных объемах, и в том числе на экспорт, в рамках совместного российско-индийского предприятия «БраМос» продолжают производиться ракеты, как в авиационной (для Су-30), так и в морской версии.

Одним из крупных успехов в индийско-российском ВТС стал также заказ 2018 г. на сумму в 5,4 млрд долл. по поставке пяти полковых комплектов системы ПВО С-400 «Триумф». По сообщениям СМИ, развертывание всех батарей этих ракетных комплексов в индийских войсках должно было завершиться к концу 2024 г.

 

Россия по-прежнему остается одним из основных «игроков» на индийском рынке вооружений. За прошедшие пять лет совокупный стоимостный показатель экспорта российской продукции военного назначения в Индию превысил 13 млрд долларов… Текущий портфель оружейных заказов Москвы и Нью-Дели составляет свыше 10 млрд долларов

Дмитрий Шугаев, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ (из заявления в преддверии выставки «Aero India», 13.02.2023)

 

Ключевым итогом в закупках военно-морских систем стала передача Индии в общей сложности семи фрегатов проекта 11356 (Talvar), построенных на производственных мощностях Объединенной судостроительной компании с 2006 г. В декабре 2024 г. Индии был передан седьмой фрегат этого проекта – Tushil, постройка которого велась по межправительственному соглашению Москвы и Нью-Дели 2016 г. Согласно ему, два фрегата (включая «Тушил») будут достроены в России (судостроительный завод «Янтарь»), и еще два корабля поставит индийская верфь Goa Shipyard Limited, при этом предполагается сотрудничество сторон в оснащении кораблей подсистемами и компонентами. Помимо этого, Индия закупила большое число морских пушек АК-630, и началось лицензионное производство морских бомбометов РБУ-6000 для ее эсминцев и фрегатов.

Из сухопутных вооружений Индия продолжала производство на своих мощностях танков Т-90С (всего к 2022 г. было построено 536 Т-90С «Бхишма») и БМП-2 (произведено 149 единиц по контракту от 2017 г.). В 2019 г. индийская сторона инициировала модернизацию более 450 ОБТ Т-90С в версию Т-90МС (индийское обозначение – Т-90 Мк-III), в которой будут участвовать также российские компании (НПК «Уралвагонзавод»). К июню 2024 г. сухопутным войскам была передана первая партия из 10 таких модернизированных танков. Кроме того, лицензионно производились противотанковые ракетные комплексы «Конкурс», а также закупались двигатели для приобретенных в ЮАР 250 БМП Casspir-6. В рамках совместного российско-индийского предприятия Indo-Russian Rifles Private Limited к 2024 г. были произведены более 35 тыс. автоматов Калашникова АК-203.

 

В целом новыми тенденциями в ВТС Индии с Россией последнего десятилетия, исходя из реализуемой индийским правительством политики «Make in India», стали не только создание совместных предприятий по производству ВиВТ (по ракетам «БраМос», АК-203 и др.) и повышение роли лицензионных соглашений и соглашений по закупкам компонентов, но также частичный переход российских компаний к заключению офсетных сделок, а кроме того – активное лоббирование индийской стороной возможностей оснащения системами и компонентами собственного производства закупаемых у России боевых платформ.

Как и ключевые западные страны-партнеры Индии, Россия была вынуждена оформлять через офсетные механизмы такие крупнейшие сделки, как контракт 2008 г. на модернизацию 63 самолетов МиГ-29 и контракт 2008 г. по поставкам 80 вертолетов Ми-17В. А согласно одобренному в октябре 2023 г. Советом по оборонным закупкам Индии решению о новой модернизации парка истребителей Су-30МКИ стоимостью около 7,5 млрд долл., которая будет осуществляться совместно с российскими специалистами, значительную часть соответствующих работ составят подсистемы индийского производства для модернизируемых машин, включая радары. Закупаемые Индией фрегаты проекта 11356 Talwar, равно как и модернизируемые танки Т-90С также оснащались и, видимо, будут оснащаться множеством подсистем и компонентов индийского производства.

Таким образом, правила в системе военно-технического сотрудничества с Индией довольно значительно изменились. Реализация положений «Atmanirbhar Bharat» и программы «Make in India», наращивание навыков и компетенций ключевых предприятий и компаний индийского ОПК диктуют новые условия взаимодействия с иностранными государствами.

По данным индийского министерства обороны, частные компании в последние годы уже обгоняют госкомпании в экспорте оборонной продукции в соотношении 60 к 40, что значительно меняет традиционный ландшафт ОПК Индии и ВТС этой страны. Усиление роли частных индийских компаний вносит новые особенности в реализацию оборонных контрактов. Обязательность офсетных требований или модели «стратегического партнерства» при оформлении закупок ВиВТ за рубежом, постоянное наращивание доли комплектующих национального производства при выпуске основных боевых систем в Индии – все это сегодня устойчивые тренды.

Экспортеры, которые смогут вписаться в эту новую экспортно-импортную политику и привнести свою лепту в развитие ОПК Индии, выиграют от расширения стратегического сотрудничества и, возможно, обретут (или не потеряют) устойчивое партнерство для игры в долгую.

 

 

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 1 (90), 2025 г., Санкт-Петербург

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять