Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Европа и НАТО. Переменные. Часть 2

Автор Марианна Евтодьева

военный эксперт, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

 

 

 

 

Помимо воздействия украинского фактора и наращивания поставок вооружений в Украину, ситуация в сфере безопасности для стран ЕС/НАТО в 2022–2023 гг. определялась более широким контекстом военно-политических и военно-экономических процессов. В их числе следует отметить рост военных расходов в странах региона, усиление нацеленной против России военной инфраструктуры на «восточном фланге», а также значительный рост закупок вооружений у США и крупных неевропейских поставщиков ВВТ, в первую очередь Южной Кореи и Израиля.

На структуры и политику ЕС эти процессы воздействовали в определенном смысле реверсивно, заставив Еврокомиссию в 2023–2024 гг. искать пути укрепления стратегической автономии и закупок вооружений ЕС путем разработки новой оборонно-промышленной стратегии и ряда других программ в рамках Евросоюза.

 

«Неповсеместный» рост военных расходов

Военные расходы в период с 2021 по 2023 г. увеличивались довольно значительными темпами почти во всех европейских странах-членах НАТО, за редкими исключениями – падение расходов в постоянных ценах в долларовом эквиваленте в эти годы были зафиксированы в Греции (на 12%), Италии (на 6,8%), Румынии (на 8,2%) и Хорватии (на 3,9%). В целом, по данным СИПРИ, военные расходы стран Западной Европы с 2021 по 2023 г. выросли в текущих ценах приблизительно на 10%, а по странам Центральной и Восточной Европы («восточный фланг НАТО» плюс балканские члены альянса) – на целых 40%, что для европейских стран по меркам последних двух десятилетий составляет весьма существенное повышение. Так, например, в США военные расходы с 2021 по 2023 г. возросли с 870 до 880 млрд долларов в постоянных ценах, а в Канаде – с 26 до 27,3 млрд долларов, т. е. менее чем на 2 и 5%, соответственно. Однако при этом были изменены многие военные программы этих стран.

Отвечающее решениям последних саммитов Североатлантического альянса требование о пороге военных расходов в 2% от ВВП было выполнено к 2023 г. далеко не всеми странами-членами НАТО. В Западной Европе его не выполнили Бельгия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция и даже ФРГ, чьи военные расходы находились в пределе 1,5% от ВВП. Из стран Центральной и Восточной Европы 2-процентного порога достигли только Польша (расходы в 3,83% от ВВП в 2023 г.), страны Балтии, Венгрия, Словакия и Сербия (не входящая в НАТО), а вплотную подошли к нему с расходами более чем 1,7% ВВП лишь Албания, Болгария, Северная Македония и Хорватия. 

 

ЕС должен повысить свою готовность к обороне и устранить фрагментацию оборонной промышленности

Урсула фон дер Ляйен, глава Еврокомиссии з заявления на открытии саммита Евросоюза 22 марта 2024 г.)

 

Казалось бы, можно было ожидать дальнейшего роста военных расходов европейских стран, которые ориентированы на достижение 2-процентного показателя. Однако для такого роста есть много как политических ограничений (это мало поддерживается электоратом), так и экономических. Экономики европейских стран продолжают испытывать кризис из-за событий в Украине в связи с повышением цен на углеводороды, а также масштабными сбоями в товарообороте, экспортных цепочках поставок товаров и добавленной стоимости по целому ряду отраслей. Как следствие, практически по всей Европе снижаются показатели экономического развития.

Так, при темпах роста ВВП в странах евразийского региона (Россия, постсоветские страны, Китай, Южная и Юго-Восточная Азия) в 2023 г. не менее чем 5–7%, в Европе он составлял максимум около 4% в некоторых балканских странах, около 2% в Литве, Словакии, Словении, Испании, Греции и Польше и менее 1% в ключевых европейских экономиках – Великобритании, Франции, Италии и Германии. Таким образом, именно в этих условиях, и к тому же с учетом все возрастающей экспансии в Европу транснациональных компаний из США и ряда других стран, европейские государства будут вынуждены принимать дальнейшие решения о наращивании закупок вооружений и увеличении расходов на свою безопасность, в том числе в рамках НАТО.

Восточный фланг НАТО и новый северный фланг

В 2022–2023 гг. под общим влиянием конфликта в Украине были существенно скорректированы оборонные планы НАТО, что подтверждено решениями Мадридского (2022 г.) и Вильнюсского (2023 г.) саммитов альянса. Новые элементы стратегии включают значительное увеличение численности сил на «восточном фланге», предварительное размещение техники и вооружений на отдельных направлениях, повышение мобилизационных возможностей альянса, реорганизацию системы резервных сил в рамках «новой модели НАТО», предусматривающей создание специального контингента вооруженных сил численностью 300 тыс. человек с «высоким уровнем оперативной готовности» вместо принятой ранее модели нахождения под командованием альянса в постоянной готовности 40 тыс. военнослужащих, около 100 боевых самолетов и 27 кораблей.

Войска НАТО продолжают усиливаться вблизи российских границ, при том, что линия соприкосновения России и НАТО после присоединения к альянсу Финляндии удлинилась более чем вдвое – на 1340 км. На «восточном фланге» НАТО, в соответствии с решением альянса, принятом в марте 2022 г., сформировано в совокупности восемь многонациональных боевых групп с фактическим «удвоением численности их состава на местах». Такие межнациональные боевые группы действуют теперь не только в Эстонии, Латвии, Литве и Польше (здесь в 2017 г. были размещены четыре батальонные боевые группы численностью 4500 человек). Еще четыре батальонные группы размещены в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии. При этом союзники по НАТО отрабатывают возможности развертывания «быстро доступных подкреплений», чтобы можно было увеличить боевые группы до размера бригад.

В Словакии размещена батальонная тактическая группа в 2100 военнослужащих из Германии, США, Чехии, Словении, Польши и Нидерландов. Командование группой, размещаемой близ города Зволен в центре страны, приняла Чехия. В венгерскую многонациональную боевую группу, создаваемую на базе полигона Баконь к западу от Будапешта, направлены военные из США, Италии, Турции, Хорватии и Черногории. В румынском Чинку сформирована многонациональная батальонная боевая группа численностью в 1300 человек под командованием Франции, с крупнейшими французским и бельгийским контингентами военнослужащих. Недавно стало известно, что к 2025 г. эта группа будет преобразована в бригаду численностью в 4 тыс. военнослужащих и дооснащена танками Leclerc и гаубицами Caesar. Боевую батальонную группу НАТО в Болгарии возглавила Италия. Болгарское военное руководство при этом, вслед за Румынией, также настаивает на ее преобразовании в бригаду.

Как сообщают в НАТО, лидеры стран альянса будут продолжать «модернизировать НАТО для новой эры коллективной обороны», и с этой целью страны-союзники одобрили «планы региональной обороны нового поколения» и договорились продолжить внедрение модели Вооруженных сил НАТО для создания большего резерва специально выделенных боеспособных сил, включая силы высокой степени готовности, такие как новые многонациональные Силы реагирования. В НАТО также одобрены новая ротационная модель современных систем и возможностей противовоздушной обороны и новая политика улучшения материально-технического обеспечения для усиления и поддержания сил. 

Инициатива НАТО по обеспечению готовности, запущенная с целью повышения потенциала быстрого реагирования альянса, подразумевает предоставление, где и когда это потребуется, 30 тяжелых или средних маневренных батальонов, 30 боевых воздушных эскадрилий и 30 крупных военно-морских кораблей, готовых к применению в течение 30 дней или ранее. В настоящее время, как указывается, эти силы проходят боевую подготовку как более крупные боевые соединения.

Помимо этого, страны НАТО повышают боеготовность и оперативную совместимость Интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны НАТО путем проведения соответствующих мероприятий и учений сил ПВО/ПРО – таких как состоявшиеся 21 июня текущего года комплексные учения ПВО/ПРО Ramstein Legacy c участием в них (впервые) истребителей F/A-18 ВВС Финляндии.

Многофункциональный истребитель 5-го поколения F-35A

В целом построение сил сдерживания и обороны основывается на сочетании ядерного, обычного и противоракетного потенциала, дополненного формирующимся космическим и кибернетическим потенциалом. Несколько лет назад создан Центр киберопераций в Бельгии, а в 2020 г. – Космический центр в Германии для обмена информацией и оказания поддержки операциям и миссиям НАТО. Кроме того, НАТО и страны-члены НАТО в рамках усиления потенциала и укрепления логистической поддержки осуществляют инвестиции в новые платформы вооружения, включая истребители пятого поколения и военно-транспортные самолеты и вертолеты. Увеличиваются инвестиции и в инновации в области новейших технологий, в том числе после Мадридской встречи в верхах 2022 г. созданы Катализатор оборонных инноваций для Северной Атлантики (Defence Innovation Accelerator for the North Atlantic) и многонациональный инновационный фонд в рамках НАТО. В некоторых областях, в том числе в сфере противодействия гибридным угрозам, планируется усилить сотрудничество структур НАТО с Европейским союзом, чтобы содействовать справедливому «трансатлантическому распределению бремени» на решение различных оборонных задач.

Расширение НАТО за счет Швеции (ее официальное вхождение в НАТО ожидается в скором времени) и в особенности Финляндии, в силу обширных сухопутных и воздушных границ РФ с этой страной, уже начинает приводить к усилению эскалации в соответствующих пограничных зонах. Так, еще с марта 2023 г. были зафиксированы первые полеты американских разведывательных самолетов RC-135 в воздушном пространстве Финляндии, а с начала текущего года финские власти разрешили авиации США и других стран НАТО базироваться на финских аэродромах и предоставили американским военным доступ к военным объектам страны. Таким образом, Финляндия может стать площадкой для размещения дополнительных войск и ударных вооружений НАТО.

По словам первого заместителя секретаря Совета Безопасности РФ Рашида Нургалиева, ситуация может накалиться еще и в связи с тем, что, помимо вышеперечисленного, в Финляндии может разместиться штаб-квартира командования НАТО в регионе Балтийского и Северного морей, и тем, что новый президент Финляндии Александр Стубб стал настаивать на размещении в стране американского ядерного оружия.

Во всех странах «восточного фланга», включая упомянутые Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Болгарию, Венгрию, Румынию и Словакию, доступ сил США и других стран НАТО на военные объекты также фактически открыт. Кроме того, так и не завершена дискуссия о передаче Соединенными Штатами ядерного оружия Польше, к чему призывает президент Польши Анджей Дуда. В «мягком варианте» речь может идти как минимум о сертификации закупаемых у США Варшавой истребителей F-35A Lightning II двойного назначения для доставки ядерного оружия и о соответствующем обучении пилотов, с тем чтобы Польша могла подключиться к системе ядерного сдерживания НАТО в рамках ядерных миссий альянса (Nuclear Sharing).

Следует также отметить, что в плане безопасности и возможной эскалации на границах со странами Восточной и Центральной Европы угрозы для России представляют не только упомянутые восемь батальонных групп, перспективы размещения там более крупных сил США и НАТО или миссии в рамках Nuclear Sharing. К таким угрозам относятся также разведывательные полеты самолетов и беспилотников этих стран близ российской территории, заявления лидеров европейских стран о правомерности нанесения Украиной ракетных ударов по российским регионам и, что еще более значимо, – наличие в этих странах крупных «зон транзита» вооружений и военной техники Киеву, таких как польский город Жешув или румынский порт Констанца.

Как считают многие эксперты, принятое недавно в рамках НАТО решение о смене генерального секретаря НАТО (новым генеральным секретарем НАТО с октября 2024 г. вместо Йенса Столтенберга станет нидерландский политик Марк Рютте) вряд ли изменит что-либо в намеченном оборонном планировании НАТО до 2030 г. и в планах по укреплению «восточного» и «северного» флангов альянса.

 

Особенности закупок вооружений странами НАТО и ЕС с 2022 г.

По всей Европе, по данным СИПРИ, в 2023 г. военные расходы увеличились по сравнению с 2022 г. примерно на 16% – до 588 млрд долларов, по европейским странам НАТО – на 10%, до 351 млрд долларов. Часть этих денег пошла Украине, но в большинстве стран Европы расходы увеличивались прежде всего на собственные вооруженные силы, включая закупки боевой техники. Помимо национальных оборонных задач и реализации давно запланированных военных программ, при этом решались и вопросы замены тех ВВТ, которые передавались Украине. Около 63 млрд долларов (т.е. как минимум одну десятую часть от общих военных расходов), как сообщил в начале 2024 г. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель, страны ЕС потратили в 2023 г. на закупки военной техники.

Согласно оценкам СИПРИ, до 55% новых закупок вооружений страны Европы осуществили в последние несколько лет у США, что на 35% больше, чем за предыдущие пять лет. В условиях повышенного спроса, в особенности на сухопутную технику, артиллерийские системы и боеприпасы, стали усиливать позиции в продажах новые страны-поставщики за пределами Европы, включая Южную Корею, Израиль и Турцию.

Во многом принятые европейскими странами НАТО решения о военных закупках могут иметь большое значение не только для развития их собственных вооруженных сил, но и для укрепления сил всего альянса и возможностей технической совместимости вооружений и оборудования. Так, в 2022 г. Германия, Польша и еще один член НАТО – Канада, а в 2023 г. – Чехия, Румыния и Греция приняли решения о закупках крупных партий американских истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35A. Помимо этого, сразу несколько стран заявили о закупках и начали заключать контракты на поставки из США транспортных вертолетов CH-47F Chinook производства Boeing и палубных вертолетов MH-60R Seahawk производства Lockheed Martin.

Самый крупный заказ на 88 F-35А поступил в 2022 г. от Канады, в итоге был подписан контракт на сумму около 14,2 млрд долларов, включая расходы на установку и обслуживание. Поставки F-35 в 2026–2032 гг., по заявлению министерства обороны Канады, позволят постепенно снять с вооружения самолеты CF-18 Hornet и одновременно – осуществлять обязательства Канады по NORAD (американо-канадское командование ПВО Североамериканского континента) и НАТО.

Заявка на 35 F-35А Lightning II поступила в 2022 г. также от Германии, которой необходимы эти истребители-бомбардировщики в качестве нового носителя ядерного оружия для «совместных ядерных миссий НАТО» на замену устаревших Tornado ECR. Правительство ФРГ запланировало потратить на эту сделку от 8 до 10,5 млрд долларов, в нее входят, в том числе, поставки ракет «воздух-земля» к истребителям и услуги по налаживанию наземной инфраструктуры их обслуживания. Интересно, что решение о закупках F-35А Бундесвер принимал не под влиянием украинского конфликта – приобретение истребителей, сертифицированных под ядерные миссии, немцы обсуждали с США еще с 2016 г., в том числе в версии истребителей-бомбардировщиков F/A-18F Super Hornet. А в 2022 г. они просто вернулись к более логичному и давно обсуждаемому варианту сделки по F-35.

 

Рютте, как утверждают многие, <…> готовят в качестве возможного противовеса Трампу, который, попади он в Белый дом, может повести себя неуклюже по отношению к НАТО. И нидерландец, надо понимать, будет призван обеспечивать интересы Америки в Европе даже вопреки воле возможного президента США

Константин Косачев, заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ интервью «Российской газете», 26 июня 2024 г.)

 

Чехия и Греция только в 2023 г. согласовали закупку, соответственно, 24 и 20 многофункциональных истребителей F-35А. Для Чехии сумма сделки составила около 6,5 млрд долларов (150 млрд крон), для Греции – около 4 млрд долларов (всего Греция намерена приобрести 40 самолетов F-35 приблизительно за 8,5 млрд долларов). Решение о приобретении F-35 вызывает критику со стороны ряда политических сил в Чехии ввиду длительности сроков поставки истребителей (первые из них поступят только в 2031 г.) и их малой пригодности для противовоздушной обороны, а также поддержки наземных войск. 

Последний наиболее крупный заказ на F-35 в 2023 г. разместила Румыния. Она закупит 32 истребителя F-35А Lightning II, которые должны будут решить ее давнюю проблему слабости ВВС, оснащенных в основном старыми советскими МиГами.

Еще в 2020 г. 32 истребителя F-35 Lightning II Block 4, которые должны были «восстановить потенциал» военно-воздушных сил страны, заказала у США Польша. Поставка первых самолетов сначала была перенесена на 2024 г., а теперь ожидается только к началу 2026 г., причем первые F-35, как сообщается, вначале попадут на базу в США для обучения польских пилотов и техперсонала, и только потом будут переданы ВВС Польши. 

Болгария заключила с Lockheed Martin сделку не на F-35А, а на более доступные ей по стоимости восемь истребителей F-16V Viper на сумму около 1,3 млрд долларов. Из них четыре самолета будут поставлены в версии F-16D Block-70.

Довольно много вопросов вызывает еще один польский контракт с США 2022 г. – на 96 ударных вертолетов Boeing АH-64Е Apache. В эти поставки, которые оцениваются в сумму до 12 млрд долларов и рассчитаны на несколько лет, помимо вертолетов, должны войти более 1800 управляемых ракет AGM-114R2 Hellfire, 460 управляемых ракет AGM-179A JAGM, 508 управляемых ракет Stinger FIM-92K класса «воздух-воздух» и ряд других. Переход к закупке Польшей сразу 96 вертолетов АН-64Е выглядел неожиданным, поскольку согласно осуществляемой c 2016 г. министерством обороны Польши программе Kruk предполагалась закупка только 32 боевых вертолетов для замены парка Ми-24.

Транспортный вертолет CH-47F Chinook

Германия, в свою очередь, заключила с Boeing контракт на крупную партию в 60 транспортных вертолетов CH-47F Chinook приблизительной стоимостью в 7,8 млрд долларов. При этом вопрос о модернизации парка транспортных вертолетов рассматривался как насущная необходимость в ФРГ много лет, но только в 2023 г. было подтверждено, что на закупку будут отведены средства из специального фонда для модернизации Бундесвера в 100 млрд евро, учрежденного недавно Олафом Шольцем. При принятии этого решения в министерстве обороны ФРГ исходили из позиции, что Бундесверу следует приобретать испытанные системы вооружений, которые, в том числе, легко встроятся в миссии НАТО, а не полагаться на сопряженные с риском самостоятельные разработки.

Испания в 2022 г. заказала у США (Lockheed Martin) восемь палубных вертолетов MH-60R Seahawk с сопутствующим оборудованием, вооружением и технической поддержкой на в 950 млн долларов, а Норвегия в 2023 г. договорилась о поставках шести таких вертолетов на сумму около 1 млрд долларов. Эти вертолеты способны вести борьбу против надводных кораблей и подводных лодок, выполнять поисковые операции и решать другие задачи, и их закупка также была тесно сопряжена с повышением возможностей Испании и Норвегии по оказанию поддержки НАТО на этих направлениях.

Также крупными контрактами европейских стран-членов НАТО с США 2022–2023 гг. стали: закупка Польшей 250 и Румынией 54 танков М1А2 Abrams (на суммы в 4,75 и 2,5 млрд долларов), Болгарией – 183 бронемашин Striker на 1,5 млрд долларов, Великобританией – крупной партии противотанковых комплексов AGM-179 JASM, Германией – около 500 ракет «земля-воздух» Stinger. Греция получит от США 62 подержанных БТР М2А2 Bradley. Плюс также Польша заказала в США 12 комплексов системы ПВО/ПРО Patriot и двигатели F404 для закупаемых у Южной Кореи истребителей FA-50.

Немалые средства из оборонных бюджетов стран Европы достались в последние годы военно-промышленным компаниям из Южной Кореи и частично – из Израиля. Как уже писал НОЗС, крупнейшими закупками у Сеула стали оборонные контракты с Польшей. Польша в 2022 г. заключила соглашение с корейской Hyundai Rotem на поставку 180 танков К2 Black Panther на сумму 3,3 млрд долларов с перспективой лицензионного производства еще более 800 таких танков на польских оборонных предприятиях, а также контракт с Hanwha Defense на сумму 2,4 млрд долларов на поставку 212 гаубиц К9А1 калибра 155 мм, планируя в дальнейшем довести заказ этих гаубиц до 672 единиц. Первые партии корейских танков и гаубиц уже поступили в Польшу.

 

НАТО коренным образом трансформировалось за последнее десятилетие, в том числе с 500 000 военнослужащих в состоянии повышенной готовности, боеспособными боевыми группами и присоединением новых членов… 23 союзника сейчас тратят не менее 2% своего ВВП на оборону

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО (из заявления на пресс-конференции 5 июля 2024 г.)

 

Кроме того, Варшава заказала у корейской KAI 48 истребителей FA-50 c их поставкой до 2028 г. на сумму около 3 млрд долларов и 288 реактивных систем залпового огня К239 Chunmoo – аналогов американских систем HIMARS (стоимость – около 6 млрд долларов). 

На менее дорогие неевропейские вооружения сделала ставку также Румыния, которая в 2024 г. решила закупить у Южной Кореи 54 самоходные гаубицы K9 общей стоимостью более 900 млн долларов и, возможно, будет готова заключить с корейскими партнерами еще ряд контрактов. В число прочих стран-членов НАТО, закупивших южнокорейские гаубицы K9, входят Норвегия, Финляндия, Турция и Эстония.

Израиль, как стало известно, в 2023 г. провел переговоры с двумя неназванными европейскими странами о продаже им около 200 снимаемых с вооружения танков «Меркава» 2-й и 3-й модели (Mk.2, Mk.3). О суммах контрактов пока неизвестно, однако ясно, что эти сделки значительно повысят объем экспорта израильских вооружений. Кроме того, Италия и Хорватия закупили в 2022 г. у Израиля противотанковые ракетные комплексы Spike-LR, обсуждаются такие закупки и со Словакией. Чехия приобрела четыре комплекса системы ПВО Spyder-MR.

 

Механизм совместных закупок и новая оборонная стратегия ЕС

В гораздо меньших объемах, чем в предшествующие годы, европейские страны делали заказы у стран-продавцов основных типов вооружений внутри Европы. В 2023 г., в частности, обсуждались перспективы закупок Чехией, Литвой, Швецией и Нидерландами более 100 танков Leopard в самой современной версии 2A8 производства Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall. Предполагается, что только Чехия может закупить более 70 таких танков, предназначенных для замены советских Т-72. Несколько десятков машин закупит Литва. Пока, однако, указанные страны только согласовывают детали рамочного соглашения по закупке Leopard-2A8. В 2023 г. решение о закупке у Krauss-Maffei Wegmann 54 танков Leopard-2A8 приняла Норвегия, которая ранее в рамках соответствующего тендера рассматривала в качестве альтернативы корейские K2.

В руководящих структурах Европейского союза, безусловно, осознают опасности, связанные с перспективами дальнейшего наращивания закупок вооружений странами-членами ЕС у США и третьих стран. Чтобы этому противодействовать, в сентябре 2023 г. Европейский парламент поддержал создание нового механизма для совместных закупок вооружений государствами ЕС. Он должен помочь странам союза одновременно удовлетворить свои насущные потребности в сфере обороны и пополнить запасы оружия, истощенные поставками в Украину. Участвовать в таких совместных закупках должны будут как минимум три государства-члена ЕС, и к ним смогут также присоединяться страны Европейского экономического пространства – Исландия, Норвегия и Лихтенштейн. Упомянутые закупки танков Leopard-2A8 – один из примеров сделок по этому механизму.

Немецкий танк Leopard-2A8

ЕС готовится также далее реформировать свою оборонную политику, в частности, с 2023 г. он разрабатывал новую Европейскую оборонно-промышленную стратегию (EDIS), которую в марте 2024 г. на саммите ЕС представила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Согласно этому документу, к 2035 г. ЕС будет стремиться совершать половину закупок оборонных систем внутри блока, отказавшись приобретать большую часть военного оборудования у третьих стран. А поскольку конфликт в Украине высветил ограниченность возможностей промышленности ЕС и ее зависимость от других стран в области ключевых поставок вооружений, новая стратегия предусматривает совместные инвестиции стран ЕС в оборонный сектор, обеспечение безопасности критически важных поставок, а также изменения в кредитной политике Европейского инвестиционного банка с целью улучшения возможностей такого инвестирования и осуществления совместных проектов.

Помимо того, предлагается ввести минимальный уровень для совместных закупок оборонной продукции, свернуть закупки военных систем у поставщиков, не входящих в ЕС, принять меры, с помощью которых можно будет быстро увеличить критически важные поставки в случае дефицита или кризиса и оперативно выявлять критический уровень зависимости от третьих стран в тех или иных секторах закупок вооружений.

 

В целом оборонные стратегии и стратегии закупок вооружений стран НАТО и ЕС после 2022 г. характеризуются рядом довольно противоречивых тенденций. Новая оборонно-промышленная стратегия ЕС и механизм оборонных закупок Евросоюза явно нацелены на то, чтобы переиграть тренды, связанные с ростом заказов вооружений у США и третьих стран, но, чтобы это удалось, необходимо значительно перестроить и нарастить оборонные сектора промышленности. С другой стороны, очевидно, что благодаря крупным контрактам, заключенным с США, Южной Кореей и другими странами в 2022–2023 гг., восходящий тренд передач вооружений из этих стран сохранится как минимум до 2028–2030 гг., пока не будут завершены соответствующие поставки боевых систем.

Точно понятно, что страны ЕС смогут обеспечить себя далеко не всеми системами вооружений, а только некоторыми (танками Leopard, некоторыми видами бронемашин и др.), и что существуют определенные ограничения по наращиванию производства ракетной техники и боеприпасов (верхняя планка – 1 млн снарядов, производимых в ЕС, в год).

Довольно сложно точно спрогнозировать также, как далее будут развиваться процессы «трансатлантизации», и с точки зрения закупок систем вооружений, «общих» для НАТО, предназначенных для совместных миссий в рамках альянса, и касательно соотношения «трансатлантизации» и «автономности» в развитии европейской оборонной промышленности. Дает о себе знать и неопределенность с выборами президента США и возможными в связи с этим сдвигами в курсе США по отношению к НАТО.

Увеличение военных расходов стран ЕС и НАТО, как показано выше, тоже имеет свои пределы, и, видимо, далеко не все страны обоих альянсов сумеют и будут готовы достигать планки расходов на оборону в 2% ВВП.

 

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 4 (87), 2024 г., Санкт-Петербург

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять