Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Санкции и в Африке санкции

Масштабные санкции против определенного государства могут привести к непредусмотренным последствиям для мировой экономики. От ограничений могут пострадать и непричастные.  Эксперты Africa Growth Initiative представили доклад о влиянии антироссийских санкций на страны Африки и поделились прогнозами относительно дальнейшего российско-африканского торгового сотрудничества.  

Санкции наносят ущерб как тем, против кого они вводятся, так и тем, кто их вводит. Однако зачастую в этой формуле упускают и третью сторону – торговых и экономических партнеров подсанкционного государства. Несмотря на то, что санкции касаются их опосредованно, они могут нанести серьезный урон их экономике. Яркий пример – Африка, 95% торговли которой оплачивается в долларах или евро и чьи торговые отношения с Россией на сумму около $14 млрд. оказались в подвешенном состоянии.

Доллар США и евро – ключевые валюты на мировом рынке, они облегчают международные финансовые операции и упрощают процесс международной торговли. Сейчас 90% мирового импорта и 88.2% экспорта реализуется в долларах и евро, для Африки эти показатели еще выше – 94% и 95% соответственно. С начала российской специальной военной операции отлаженная десятилетиями система несколько трансформировалась.

Процесс ведения международной торговли усложнился не только для России, но и для ее торговых партнеров. Чтобы вести привычную деятельность, российским компаниям по-прежнему требуются евро и доллар. Эксперты называют четыре основных способа обеспечения доступа к услугам по займу и обмену валют через корреспондентские и транзитные счета:

  • Пользование услугами банков США/Еврозоны, расположенных в США/Еврозоне;
  • Пользование услугами банков США/Еврозоны, расположенных вне США/Еврозоны;
  • Пользование услугами иностранных банков, расположенных в США/Еврозоне;
  • Пользование услугами иностранных банков, расположенных вне США/Еврозоны;

Введенные против России санкции перекрыли доступ к трем из четырех способов, которые использовали российские компании. Теперь закрыт доступ к пользованию услугами банков США и государств еврозоны, их филиалами, а также филиалами иностранных банков, расположенных в США и ЕС. Другой серьезной проблем стало отключение части российских банков от системы SWIFT. Для продолжения торговли, оплаты товаров и получения платежей России потребуется искать новые способы, например, использовать источники второго и третьего порядка. 

Источники второго порядка

Источники третьего порядка

Межбанковский рынок

Валютный своп

Рынок краткосрочного капитала

 

Рынок заемного капитала

 

Срочный рынок

 

 

В этих обстоятельствах торговля между Россией и Африкой может существенно сократиться. На сегодняшний день объем торговли между РФ и странами Африки составляет порядка $14 млрд в год, из которых $12 млрд – это импорт из России и $2 млрд – африканский экспорт, что эквивалентно 2,6% и менее чем 1% от общих показателей России и стран Африки соответственно. Несмотря на малые цифры, стоит принять во внимание, что речь идет о целом континенте, тогда как товарооборот между Россией и отдельными странами может быть существенно выше.

Важен и факт, что Африка имеет самые низкие показатели продовольственной безопасности в мире: 452 миллиона африканцев испытывают нехватку продовольствия, и любое нарушение его поставок может грозить продовольственным кризисом.

Структура и приоритетность отдельно взятых ввозимых из России товаров для отдельно взятых стран также имеет ключевое значение. Например, сокращение или отказ от поставок зерна в Северную Африку и Эфиопию или вооружения в ЦАР и Мали могут повлечь за собой серьезные последствия, способные подорвать стабильность в регионах.

По данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, 32% (на 3,7 миллиарда долларов) импорта пшеницы в Африку в период с 2018 по 2020 год поступило из России. Из-за ограничения поставок в африканских странах уже сейчас наблюдается резкий рост цен на пшеницу – по состоянию на конец апреля цена на пшеницу поднялась на 25% с 24 февраля.

Как уже было упомянуто ранее, торговля ведется не со всеми африканскими странами одновременно, из чего следует, что на одних государствах приостановка торговых отношений с Россией скажется сильнее, в то время как на других не скажется вовсе. По расчетам экспертов,  самые крупные потери из-за введения валютных санкций понесут Египет – 4% от общего объема торговли, Сенегал – 2,2% и Марокко – 1,9%, в то время как средний показатель по Африке составит 1,8%.

Прерывание торговых связей с Россией влечет и другие риски для африканской экономики.  Санкции в отношении России, вероятно, станут причиной, по которой некоторые страны могут потерять более 5% всех доходов от торговли. Например, в Анголе большая часть потерь возникнет из-за сокращения импортных пошлин на оружие, в Египте – на транспортные средства и телекоммуникационное оборудование, в то время как Сенегал рискует потерять две трети всех доходов от торговли с Россией из-за сокращения поставок нефти.

Санкции

Наиболее пострадавшим от ограничений товаром станет зерно. Его импорт сократится примерно на 35%. Пострадает также импорт нефтепродуктов и металлов, на которые придется 17% и 12% потенциальных потерь.  Несмотря на в целом незначительное снижение товарооборота с Россией, Африке грозит продовольственный кризис, который усугубляется ростом цен на продовольствие.

Эксперты утверждают, что в краткосрочной перспективе ситуация с продовольствием в Африке ухудшится. Больше всего от этого пострадают страны Северной Африки, экономика которых в значительной степени зависит от импорта зерновых. Для предотвращения кризиса африканскому продовольственному сектору в срочном порядке требуется найти новые рынки, способные компенсировать потери.

Санкции также привели и к неоднозначной ситуации на нефтяном рынке. Для африканских стран-экспортеров нефти открывается окно возможностей, в то время как для импортеров рост цен на нефть может иметь даже более серьезные последствия, чем в результате кризиса 2008 года.

Эксперты считают, что африканские страны окажутся перед выбором: использовать альтернативные способы для торговли с Россией или найти других партнеров, торговля с которыми не будет сопровождаться таким количеством барьеров. Оба варианта имеют свои недостатки: в случае выбора в пользу России сотрудничество будет сопряжено с финансовыми рисками и валютными издержками, в то время как альтернатива потребует полной перестройки торговли.

При продолжении сотрудничества с Россией наиболее вероятным решением стал бы переход на рублевый расчет, однако для африканских стран рубль не выглядит столь привлекательным ввиду своей высокой волатильности и неопределенности вокруг курса, что чревато высокими валютными издержками. Альтернативами доллару, евро и рублю авторы доклада называют криптовалюты и китайский юань, однако их использование в качестве расчетной валюты в ближайшее время затруднительно.

Относительно криптовалют эксперты сошлись во мнении, что на данный момент не существует такого количества токенов, которое смогло бы покрыть объемы торговли между Россией и странами Африки. Даже если бы это было возможно, стоимость криптовалюты из-за огромных вливаний денежных средств выросла бы настолько, что производить расчеты было бы невыгодно. Что касается юаня, эксперты считают, что количество юаней, доступных для расчетов по иностранным операциям, невелико, потому не сможет обеспечить торговлю между Россией и Африкой в полном объеме в ближайшей перспективе.

Составители доклада предполагают, что следующие решения смогли бы смягчить последствия грядущего кризиса:

  • Африканским финансовым учреждениям следует привлекать средства помимо долларов и евро для торговли;
  • Правительства африканских стран должны содействовать компаниям в диверсификации поставщиков и построении логистики;
  • Соответствующим министерствам и законодательным органам африканских стран следует увеличить субсидирование с целью укрепления продовольственной безопасности;
  • Правительствам африканских стран следует подготовиться к сокращению доходов путем расширения налоговой базы;
  • Представители государства и бизнеса должны воспользоваться преимуществами быстро развивающихся глобальных торговых отношений.