Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Тихая угроза – обзор мирового рынка подводных лодок. Часть 2. Стратегическое оружие асимметричной войны

Автор Артем Мальцев 

 

Продолжаем рассматривать основные тенденции развития дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) и устройство мирового рынка в этой категории вооружений. Напомним, что подводные лодки остаются относительно эксклюзивным видом военной техники, их приобретают лишь сравнительно небольшой ряд государств, поддерживающих крупные военно-морские силы.

 

В отличие от надводных кораблей, боевые субмарины обычно применяются не столько для контроля над морскими коммуникациями, сколько в рамках стратегии воспрещения доступа в определенные районы мирового океана. ДЭПЛ представляют собой подводные лодки с «конвенциональной» силовой установкой на основе двигателей внутреннего сгорания. По сравнению с атомными подлодками (АПЛ), ДЭПЛ, как правило, не уступают по характеристикам шумности, однако обладают гораздо меньшей максимальной скоростью хода, менее мощным акустическим сенсорным оборудованием и, самое главное, значительно ограниченной автономностью.

Хотя современные ДЭПЛ часто оснащены воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) и таким образом могут оставаться в погруженном состоянии продолжительное время, малая мощность их двигателей сильно снижает скоростные характеристики субмарины. По этой причине в новейших проектах ДЭПЛ, как правило, отказываются от ВНЭУ в пользу установки литий-ионных аккумуляторных батарей повышенной энергоемкости.

Ведущим международным поставщиком ДЭПЛ за последние три десятилетия выступает Германия, успешно реализующая на мировом рынке субмарины различных классов, среди которых наиболее популярные – экономичный, но эффективный проект Type-209 и более современный высокотехнологичный проект Type-214. С 1992 по 2022 г. заказчикам было передано более 48 подводных лодок этих двух проектов.

 

«Варшавянка» и «Палтус»

На втором месте после Германии значимые позиции в экспорте подводных лодок исторически занимает Россия. Во времена холодной войны Советский Союз поддерживал крупнейший в мире флот ДЭПЛ, включавший 128 неатомных субмарин различных проектов. Не обладая возможностью открыто бороться с авианосными силами США за господство над коммуникациями Атлантического и Тихого океана, за счет численного превосходства в АПЛ и ДЭПЛ советский военно-морской флот должен был вытеснить потенциального агрессора из прибрежных акваторий на Дальнем Востоке и Севере страны, а также нарушить развертывание возможного противника на дальних подступах к советским морским границам. Советские неатомные субмарины должны были использоваться для защиты ближних морских рубежей, а также действовать на дальних морских коммуникациях – причем к 1980-м гг. последняя задача стала более приоритетной (во многом в силу роста возможностей ударной авиации и ракетного вооружения).

Основным проектом советско-российских ДЭПЛ с 1980-х гг. стал проект 877 «Палтус», широко известный по семейству своих экспортных модификаций, обозначаемых как проект 636 «Варшавянка». С 1982 г. построено более 83 субмарин этой серии, из которых 29 единиц были переданы различным иностранным покупателям в период с 1991 по 2022 г.

Проект 877/636 условно можно отнести к тяжелым ДЭПЛ – по своему водоизмещению (около 3–4 тыс. тонн в зависимости от модификации) советско-российские подводные лодки в два раза крупнее большинства, например, немецких конкурентов. Крупные размеры лодки позволяют разместить более чувствительный гидроакустический комплекс, увеличить боезапас ДЭПЛ, а также повысить дальность/длительность боевого патрулирования подводной лодки. Однако, с другой стороны, «тяжелые» ДЭПЛ отличаются более высокой стоимостью и потенциально обладают более заметной магнитной и акустической сигнатурой.

Тем не менее, на момент ввода в эксплуатацию как оригинальный проект 877 «Палтус», так и модернизированная версия проекта 636 «Варшавянка» считались наиболее малошумными ДЭПЛ в своем классе. Хотя, вполне вероятно, более современные проекты небольших ДЭПЛ, например, немецкой разработки обладают несколько превосходящими характеристиками акустической малозаметности, на практике разрыв скорее всего невелик и с точки зрения сложившейся тактики применения неатомных субмарин – не существенен.

Как и все достаточно современные ДЭПЛ, «Варшавянки» и «Палтусы» на малом ходу практически невозможно обнаружить пассивными гидроакустическими станциями (ГАС), в то время как эффективность активных сонаров в большей степени зависит от качества оборудования и тактики действия сил противолодочной обороны (ПЛО), нежели от характеристик скрытности подводных лодок как таковых.

Главные конкурентные преимущества «Варшавянок» на мировых рынках – их относительно низкая цена (что достигается благодаря крупной серии строительства и низкой себестоимости), а также наличие мощного ракетного вооружения в виде комплекса «Калибр»/«Club». Последний включает противокорабельные ракеты со сверхзвуковым финишным ускорителем (3М54КЭ и 3М54КЭ1), противолодочные ракето-торпеды 91РЭ1 и крылатые ракеты для поражения наземных целей 3М14Э1.

По сравнению с обычными торпедами, крылатые ракеты обладают гораздо большим радиусом действия, что позволяет обстреливать цели далеко за пределами радиуса обнаружения средствами ПЛО, однако запуск таких ракет демаскирует подводную лодку, ставя ее в уязвимое положение. Хотя в экспортном исполнении комплекс «Club» обладает значительно ограниченным радиусом действия до 300 км – в связи с требованиями режима контроля ракетной технологии (РКРТ), по этой характеристике «Club» все равно заметно превосходит аналогичные западные ракеты (в частности, UGM-84 Harpoon и SM39 Exocet). Кроме того, номенклатура комплекса «Club» в целом гораздо разнообразнее и предоставляет пользователям большую тактическую гибкость.

С другой стороны, в области торпедного вооружения российские экспортные подводные лодки скорее уступают западным аналогам – российский ВМФ лишь сравнительно недавно получил торпеды большой дальности УГСТ «Физик-1», в то время как иностранные заказчики все последние десятилетия получали модификации советских торпед 53-65К, ТЭ-2 и ТЭСТ-71.

Основными импортерами российских ДЭПЛ выступают Китай, Индия, Вьетнам и Алжир. В среднем за последние тридцать лет Россия поставляет заказчикам по одной подводной лодке «Варшавянка» в год. Однако после завершения последнего контракта с Алжиром в 2018 г. дальнейшие поставки иностранным заказчикам пока не планируются. Вместо этого «Адмиралтейские верфи» продолжают строительство ДЭПЛ проекта 636.3 в интересах ВМФ России – соответствующие производственные мощности скорее всего будут загружены вплоть до второй половины 2020-х гг.

Российская ДЭПЛ проекта 877 «Палтус»

 

«Лада»

Дальнейшим развитием проекта 877 «Палтус» с 1990-х гг. стали подводные лодки проекта 677 «Лада». Изначально предназначенная для замены устаревших советских ДЭПЛ в закрытых акваториях Черного и Балтийского моря, «Лада» разрабатывалась как более компактная, экономичная и скрытная субмарина (водоизмещение 2650 тонн), в то же время не уступающая по вооружению более тяжелым «Варшавянкам». Однако в силу экономических и производственных трудностей проектирование и затем строительство головной подводной лодки Б-585 «Санкт-Петербург» затянулось до конца 2000-х гг. При этом опытная эксплуатация первой лодки серии продемонстрировала неготовность основных подсистем субмарины, включая аккумуляторные батареи, гидроакустический комплекс и боевую информационно-управляющую систему.

Проект 677 «Лада» также должен был стать первой отечественной ДЭПЛ, оснащенной ВНЭУ на основе топливных ячеек электрохимических генераторов. Однако в результате испытаний силовой установки в начале 2010-х гг. топливные элементы оказались недостаточно мощными и надежными.

В итоге следующие ДЭПЛ серии «Лада» были перезаложены в 2013 и 2015 гг. по доработанному проекту 677М, предусматривавшему отказ от ВНЭУ, а также установку ракетного комплекса «Калибр». Тем не менее, строительство обеих лодок затянулось до пяти-семи лет, в то время как окончательная отладка оборудования субмарин продолжается вплоть до настоящего времени.

Таким образом, ДЭПЛ проекта «Лада» так и не приступили к полноценному боевому дежурству, оставаясь, по сути, опытными образцами. Для сравнения, в ходе производства двух серий ДЭПЛ проекта 636.3 для Черноморского и Тихоокеанского флотов (всего 12 подводных лодок) в 2010–2023 гг. полный цикл от закладки подводной лодки до ее ввода в строй, как правило, не превышал трех лет.

Сохранят ли российские проекты актуальность на мировых рынках? Главный разработчик российских подводных лодок – Конструкторское бюро «Рубин» предлагает потенциальным заказчикам целое семейство экспортных вариантов проекта 677 под шифром «Амур». С водоизмещением от 700 до 2600 тонн, различные модификации проекта «Амур» предлагают разные опции автономности, боезапаса и вооружения, а также дальности плавания.

«На бумаге» проект 677Э не уступает новейшим западным неатомным субмаринам по акустической малозаметности и в то же время заметно превосходит их по ракетному вооружению и ГАК, а также предлагается по более выгодным ценам. На практике же отсутствие отлаженной ВНЭУ и очевидные трудности с оснащением ДЭПЛ однокорпусной конструкции, по всей видимости, не способствуют энтузиазму потенциальных импортеров.

При этом зарекомендовавшие себя «Варшавянки», хотя они и сохраняют актуальность в 2020-х гг., к началу следующего десятилетия однозначно будут признаны устаревшими. Распространенная критика в адрес российских субмарин включает отсутствие отлаженной в производстве ВНЭУ. Развитие средств противолодочной обороны все больше затрудняет боевую устойчивость ДЭПЛ, требующих регулярной перезарядки батарей с помощью шноркеля. Причем эта проблема особенно актуальна для малых ДЭПЛ, действующих на закрытых акваториях внутренних морей, где пространство для маневра субмарины сильно ограничено.

Возможным выходом для российских проектов ДЭПЛ мог бы стать опережающий переход на литий-ионные батареи, позволяющий «перескочить» трудности с созданием серийной ВНЭУ. Соответствующие планы были озвучены главкомом ВМФ России на Международном военно-морском салоне в 2023 г. Тем не менее, пока неясно, сможет ли отечественная промышленность в необходимые сроки развернуть производство перспективных аккумуляторных батарей и сколько времени займет доработка нового проекта ДЭПЛ на их основе.

Шведская ДЭПЛ типа Collins

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.