Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Военные программы Польши и конфликт в Украине

Автор Марианна Евтодьева, военный эксперт, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН 

Роль амбиций Польши как региональной державы и ее значимость как одной из главных опор США в восточноевропейском блоке стран НАТО существенно возросла после февраля 2022 г. Из всех стран Центральной и Восточной Европы именно Польша продолжает поставлять Украине наибольшие объемы военной помощи, включая вооружения и военную технику (ВВТ).

 

По итогам 2022 и 2023 гг. Польша заняла третье место из стран ЕС и шестое – среди 41 страны мира по объемам поставленной Киеву военной помощи, притом с очень широким ассортиментом военной техники, включая бывшие советские танки Т-72, созданные на их основе PT-91 Twardy, БМП-1, ударные и транспортные вертолеты, БПЛА, сотни гаубиц разных типов, минометов, ПЗРК, а также боеприпасов к ним. Польша же, с ее аэропортами в Жешуве и Люблине и 13 автодорожными и железнодорожными пропускными пунктами на границе с Украиной, остается ключевым транзитным узлом, через который продолжают идти потоки вооружений и военной техники из западных стран Киеву.

В последние несколько лет отмечался постоянный и довольно значительный рост военных расходов Польши. Если в 2013 г. они составляли 8,6 млрд долларов США, то в 2020 г. выросли уже до 14,2 млрд, превысив 2% от ВВП страны – показателя, о выполнении обязательств по которому США много лет договаривались со странами НАТО. К 2022 г. военные расходы страны удвоились за десятилетие до 16,8 млрд долларов.

Несколько лет назад оборонный бюджет Польши планировалось увеличить к 2030 г. до 2,6% с соответствующими «положительными эффектами» для обороноспособности, но в 2022 г. в польском Министерстве обороны озвучили планы добиться расходов не менее чем в 3% ВВП ввиду усиления «российской угрозы» и необходимости подготовки к возможной российской агрессии. В основном эти «дополнительные» расходы будут направляться на решение ключевых на сегодняшний день задач по наращиванию обороноспособности и безопасности, как они сегодня видятся в Польше: это реализация крупнейших программ по перевооружению армии и контрактов по закупкам новых видов вооружений и техники; укрепление оборонно-промышленного потенциала; формирование недавно созданных Сил территориальной обороны. Также в значительной степени предусматриваются средства на продолжение помощи Украине и укрепление польского сотрудничества с США и НАТО. Более подробное рассмотрение этих задач позволяет понять цели и направленность, существующие проблемы и возможные перспективы общей стратегии и хода реализации основных программ военного строительства Польши.

На данный момент Польша располагает достаточно многочисленными и развитыми вооруженными силами численностью в 114 тыс. человек и довольно сильной оборонной промышленностью. Около 60 тыс. военнослужащих Польши служат в сухопутных войсках. Военно-воздушные и военно-морские силы и силы специальных операций отличаются значительно меньшей численностью (14 тыс. и 6 тыс. человек, соответственно), но в то же время активно укрепляются созданные в 2017 г. Силы территориальной обороны, которые должны вырасти до 53 тыс. человек к 2026 г.

 

В марте 2022 г. в Польше был установлен новый уровень оборонных расходов в 3% ВВП с 2023 г. Также создан внебюджетный фонд, предназначенный для финансирования инвестиций путем выпуска облигаций. В 2023 г. фонд должен принести дополнительные 6,3 – 8,4 млрд к базовому оборонному бюджету в размере 20,8 млрд долларов США. Это может приблизить Польшу к расходам в 4% ВВП, что сделало бы страну крупнейшим по доле на оборону от ВВП государством в НАТО

Из оценок в «Military Balance – 2023» Международного института стратегических исследований (IISS)

 

 

Основное внимание в Концепции обороны страны на 2017–2032 гг. уделяется подготовке вооруженных сил к сдерживанию российской агрессии, которая в документе характеризуется как «прямая угроза Польше и стабильному международному порядку», а в качестве одной из главных задач армии обозначено восстановление армейских дивизий как тактических боевых единиц. Также в стране продолжается выполнение плана технической модернизации армии на период с 2021 по 2035 г., реализуется реформа оборонных закупок (с 2022 г. начало работу объединенное агентство по вооружениям), запланировано создание собственного потенциала по предотвращению доступа/блокированию зоны (A2/AD), намечены новые задачи в области поддержки исследований и разработок по новым технологиям и по укреплению внутренней оборонно-промышленной базы.

Кроме того, в качестве приоритетных целей отмечены укрепление войск территориальной обороны и сотрудничества с США и странами НАТО в оборонной сфере, в том числе, в контексте размещения военнослужащих США и НАТО, находящихся в Польше. Речь идет о размещенной в польском Щецине дивизии многонационального корпуса НАТО «Северо-Восток» и Объединенной оперативной группы НАТО повышенной готовности (VJTF), а также о Центре Объединенной группы сил НАТО в Быдгоще. Кроме этого, подписанное в 2020 г. США и Польшей Соглашение о расширенном оборонном сотрудничестве открыло возможности для наращивания развертывания в стране на ротационной основе до 20 тыс. американских военных, и такое развертывание, как подтверждают в том числе руководители белорусских силовых ведомств, в последние два года как раз и происходит в Польше.

В целом польскую армию, в первую очередь Сухопутные силы, отличает довольно высокий уровень оснащения современными образцами оборудования и техники, а согласно рейтингу Global Firepower 2023, Польша входит в десятку наиболее развитых в военном отношении европейских стран и находится на 20-м месте по оборонному потенциалу из всех стран мира. Заметное перемещение Польши на более высокие позиции в этом рейтинге началось с 2010-х гг., когда страна приступила к реализации новых военных программ. Однако следует отметить, что такие оценки даются по большей части на основе сравнения с армиями других Восточно- и Центрально-европейских стран, обладающих гораздо более низким военным потенциалом.

Между тем, не все реализуемые в Польше в последние полтора десятилетия военные программы были успешными, и несмотря на достижения польского военного строительства, нельзя не отметить проблемы, возникающие у Варшавы при реализации ключевых военных закупок. К ним, в частности, относится очень высокая цена сотрудничества с США по закупкам авиатехники, включая истребители, а также буквально преследовавшие Польшу до 2022 г. неудачи с обновлением танкового парка, проблемы с модернизацией военно-морских сил, большие сложности во взаимодействии польских военных с немецкими компаниями-поставщиками вооружений, вылившиеся в 2022 г. в открытый конфликт вокруг «компенсаций» поставок вооружений в Украину.

Польша сталкивается и с комплексом сложностей, характерных в целом для стран третьего эшелона развития оборонно-промышленного комплекса, которые связаны у нее в первую очередь с трудностями перехода от постсоветских производственных технологий к западным и необходимостью встраивания в западные глобальные и региональные цепочки поставщиков вооружения и компонентов. Однако обо всем по порядку.

 

Ключевые программы закупок ВВТ Польши

ВВС Польши, в советские годы весьма мощные, на 2022 г. состояли, по данным Military Balance, всего из 94 боевых, 48 военно-транспортных и около 40 учебно-тренировочных самолетов, включая две эскадрильи МиГ-29 А/УБ (28 истребителей), две эскадрильи Су-22М (около 18 боеготовых самолетов) и три эскадрильи F-16 C/D Block 52+ (всего 48 истребителей). Эти 48 американских истребителей F-16, предназначавшиеся для замены отслуживших советских Су-22, Польша приобрела у Lockheed Martin в 2003 г. (сами поставки были выполнены с задержкой – к 2012 г.). Обсуждались варианты вместо этой сделки осуществить закупку французских Mirage-2000-5 или шведских Jas-39 Gripen, однако выбор в пользу американского контракта был сделан, по мнению экспертов, ввиду предоставления выгодного кредита и инвестиций со стороны американских компаний на сумму в 9 млрд долларов. Считается также, что скреплена эта сделка была политическими договоренностями об участии Польши в миссии в Афганистане и готовности поддержать вторжение в Ирак. В дополнение к этим истребителям Польша в значительных объемах докупала у США ракеты типов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» JASSM, JASSM-ER, AIM-120C и AIM-9X Sidewinder.

С учетом того, что реализация программы замены истребителей в Польше (программа «Harpia») за счет сделки по F-16 оказалась отнюдь не завершена, в 2020 г. было, наконец, принято долго откладывавшееся решение о закупке новой партии в 32 новейших истребителя в рамках этой программы. Новыми купленными машинами стали истребители 5-го поколения F-35A Lightning-2 со сроками поставки не ранее чем в 2024–2030 гг. и довольно спорными условиями: по мнению экспертов, стоимость контракта в 4,6 млрд долларов в значительной степени завышена, и условия, предполагающие обеспечение сервисными услугами, программы по обучению пилотов и помощь в создании инфраструктуры обслуживания для F-35, не вполне это компенсируют.

Военно-транспортную и учебно-тренировочную авиацию Польше удалось заменить в течение 2000-х и 2010-х гг. более быстро и удачно: в первом случае – за счет закупок нескольких С-130Е Hercules у США и 16 C295М у Испании, а во втором – за счет приобретения 12 М-346 у Италии и собственного производства легких учебных самолетов PZL-130 Orlik (на вооружении сейчас находится 28 единиц). Значительную часть компонентов, включая двигатели, и вооружений для этих самолетов Польша закупала у США, Канады, Чехии и ряда других стран. Из военно-транспортных самолетов советского типа на вооружении ВВС к настоящему времени остаются только около 40 легких М-28 Bryza (включая версию An-28TD Bryza-1TD), большая часть из которых были произведены в 1990-е гг. в Польше по российской (продленной советской) лицензии.

Из вертолетной техники в ВВС, армейской и морской авиации Польши по-прежнему остаются на вооружении значительное число вертолетов советского/российского производства – ударные Ми-24В/Д (28 единиц в армейской авиации), многоцелевые Ми-17, военно-транспортные Ми-8, противолодочные Ми-14. В рамках намеченной программы замены ударных вертолетов Kruk Польша в 2022 г. разместила у Boeing крупный заказ на закупку 96 ударных вертолетов AH-64E Apache, на основе которых планируется полностью заменить устаревший парк ударных вертолетов, т.е. все имеющиеся Ми-24, и создать шесть вертолетных эскадрилий (бригад). Как минимум одну такую бригаду намечено включить в состав недавно сформированной механизированной дивизии, создаваемой наподобие американских «тяжелых» дивизий, которая оснащается новейшими вооружениями и техникой, включая поступающие американские танки Abrams.

 

Мы заказали в Южной Корее тысячу танков K2, более 600 гаубиц K9 и три эскадрильи истребителей FA-50. Ими мы закроем границу с Россией и Белоруссией. Кроме того, укрепим восточный фланг с помощью американских танков Abrams и вертолетов Apache. Apache вместе с Abrams сформируют заслон, который закроет Брестские ворота [80-километровая полоса между реками Нарев и Буг рядом с польской границей]. Танки Abrams вместе с Apache составят непреодолимую преграду

Из заявления министра обороны Польши Мариуша Блащака (13 августа 2023 г.)

 

Ранее, в 2019–2021 гг., у США были закуплены около десятка военно-транспортных S-70 Black Hawk. Из других типов вертолетов на вооружении имеются произведенные польскими авиапредприятиями более двух десятков средних военно-транспортных PZL W-3 Sokol и более 35 легких PZL Mi-2 Hoplite (модернизированных Ми-2) и SW-4 Puszczyk.

Основу создания современной системы ПВО/ПРО Польши – так называемой программы «Wisla» – составляет формирование польской ПРО театра военных действий. В соответствии с программой «Wisla» по контракту с США 2018 г. на сумму в 16,6 млрд долларов с 2022 г. начата поставка в Польшу четырех систем (батарей) ПВО/ПРО Patriot (PAC-3), к которым Варшава запланировала добавить еще 12 таких же систем по соглашению 2022 г.

 

Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.