Совершенствование подготовки пожарно-спасательных расчетов и нештатных расчетов аварийно-спасательных команд аэропортов.
Сегодня на территории России официально зарегистрировано более 70 международных аэропортов, более 50 аэропортов федерального значения и это не включая аэропорта регионального подчинения.
Осуществление безопасных полетов воздушных судов требует определенного уровня готовности поисковых и аварийно-спасательных служб аэропортов. Эти требования регламентированы Международными стандартами ICAO и руководящими нормами и указаниями в Российской Федерации.
В начале, мне хотелось бы познакомить Вас с компанией АО «ПТС». Это компания многопрофильного направления. Сегодня из стен предприятия выходит продукция различного назначения, в основном это продукция специального назначения: дыхательные аппараты со сжатым воздухом и кислородом, боевая и специальная защитная одежда, компрессора высокого давления от120 до 700 л/мин производительностью, а также учебно-тренировочные комплексы для структурных подразделений различных министерств и ведомств.
Остановиться мне хочется на конкретном направлении деятельности компании, на разработке учебно-тренировочных комплексов. Ведь совершенствование подготовки пожарных и спасателей, а также аварийно-спасательных служб это залог успешных действий подразделений в реальных условиях, это спасенные жизни людей. Как говорил великий полководец А.В. Суворов «Тяжело в учении, легко в бою», так и здесь.
Так, начиная с 2003 г. наша компания приступила к разработке и созданию учебно-тренировочных комплексов для структурных подразделений МЧС России. Данная работа нами проводилась совместно с Академией ГПС МЧС России в ходе выполнения «Концепции совершенствования газодымозащитной службы в системе Государственной противопожарной службы МЧС России». Результатом плодотворного совместного труда стал созданный передвижной учебно-тренировочный комплекс ПТС «ГРОТ». Первый в России. И это стало началом нового этапа, не только в деятельности АО «ПТС», но и в целом в России.
В дальнейшем, свою работу компания направила на разработку новых тренировочных комплексов, совершенствование и модернизация имеющихся теплодымокамер.
В 2005 году используя опыт немецкой компании «GFT» компания приступила к разработке и созданию передвижного огневого полигона ПТС «ЛАВА», которая также была успешно выполнена и представлена на ВВЦ на выставке «Пожарная безопасность на рубеже ХХÌ века».
Тесное сотрудничество с компанией «GFT», позволило нам, благодаря сотрудничеству «GFT» и английской компании «Симулейшн ТЕРЗ ЛТД» по новому взглянуть на проблему подготовки пожарно-спасательных расчетов и нештатных расчетов аварийно-спасательных команд аэропортов. Ведь основным направлением деятельности английской компании была разработка и создание тренировочных комплексов в натуральную величину воздушных судов. В чем мы смогли убедиться, приняв непосредственное участие в презентации открытия полномасштабного тренажера на базе самолета «В-747» в аэропорту г. Манчестера. И это еще раз подтвердило правильность выбранного нами пути. Кстати, на данное мероприятие нами были приглашены и приняли участие представители служб ПАСОП аэропортов ОАО «Аэропорт «Внуково» и ОАО «Международный аэропорт Шереметьево».
Параллельно, во время посещения, мы ознакомились с производством компании и организацией подготовки аварийной службы аэропорта г. Бирмингема.
Сравнивая вопросы подготовки пожарно-спасательных расчетов (ПСР) и расчетов аварийно-спасательных команд (АСК) с аналогичными зарубежными службами приходишь к выводу, что сегодня мы находимся не на должном уровне в вопросах подготовки.
Руководящие документы регламентирующие данные вопросы и технические требования к учебно- тренировочным полигонам в предприятиях ГА имеют 20 летний срок давности. В основном элементами тренировок являются списанные с эксплуатации воздушные суда и отдельные составные части самолета, что не дает возможность провести полноценную тренировку с использованием всех средств, имеющихся на вооружении служб ПАСОП. Ведь для качественной подготовки желательно иметь реалистично выполненный натурный макет воздушного судна с огневыми модулями. В дальнейшем это позволит повысить уровень боеготовности ПСР И АСК.
Одним из этапов реализации данной программы был проект в 2012 г. «Реконструкция взлетно-посадочной полосы № 1, рулежных дорожек и мест стоянок самолетов в аэропорту Домодедово», где АО «ПТС» в качестве субподрядчика являлась разработчиком рабочей документации на пожарный тренажер на базе самолета «В-747», его установку на полигоне для последующей тренировки ПСР и АСК аэропорта. Нами был выполнен и выпущен технический проект на тренажер, согласно технического задания. Однако, до настоящего времени все остаётся «мёртвым капиталом».
Все взаимосвязано, ведь не секрет, что одной из составных частей в определения категории аэропортов является и оснащение аэропортов современными тренировочными полигонами, готовностью расчетов и т.д.
Чем выше категория аэропорта, тем больше авиакомпаний проявляет к ним интерес.
Но есть еще одна проблема, которая сегодня существует. Как определить и что необходимо иметь на тренировочном полигоне тому или иному аэропорту. Одни могут приобрести тренировочный комплекс другие только отдельные элементы воздушного судна, а технические требования к тренировочным полигонам для всех одни.
Создание учебного тренажера воздушного судна для обучения и подготовки ПСР и расчетов АСК оставил много вопросов. В связи с этим АО «ПТС» подготовило ряд писем в соответствующие структуры и аэропорта с просьбой предоставить методические рекомендации по разработке и созданию единого многофункционального тренажера воздушного судна. Но увы, никого это не заинтересовало, за исключением аэропорта «Внуково».
Сегодня, наша компания в индивидуальном порядке разрабатывает многофункциональный учебно-тренировочный тренажер воздушного судна, который в дальнейшем будет способствовать повышению готовности ПСР и АСК аэропортов. Данный проект наша компания планирует завершить к концу 2015 г. и мы планируем пригласить на открытие все заинтересованные компании и организации.
В заключении надеется, что рано или поздно будут сделаны определенные выводы, будут пересмотрены требования и нормативно-правовые акты к аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению аэропортов ГА.
Фактический адрес: 142184, МО, Подольский р-н,
Лаговское с/п, дер. Слащево, Владение 1
Юридический адрес: 142184, МО, Подольский р-н,
дер. Слащево, Владение 1, строение 1
Режим работы: по рабочим дням – с 8:30 до 17:00
Многоканальный тел./факс: (495) 744-000-3
Электронная почта для общих вопросов (секретариат):
info@pto-pts.ru