Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Проактивный пацифист. Япония на рынке вооружений. Часть II

 

Продолжение.

Начало читайте в №4 (75) 2022 по ссылке.

 

 

 

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Родины Солнца ориентирован в основном на обеспечение потребностей японских Сил самообороны (ССО), и даже робкий выход Токио на глобальный оружейный рынок в качестве поставщика официально охарактеризован как «проактивный пацифизм», цель которого – внести вклад в дело мира и обеспечить безопасность Японии.

 

Оборонная индустрия Японии

Ввиду отсутствия возможностей для экспорта продукции военного назначения японский ОПК до 2014 года работал на единственного покупателя – национальные Силы самообороны. Оборонная промышленность Страны восходящего солнца достаточно развита для обеспечения нужд ССО. По некоторым оценкам, 80–90% закупок минобороны Японии приходится на отечественных производителей.

Японские компании, производящие ВВСТ, – это в подавляющем большинстве корпорации-гиганты, унаследовавшие свои позиции от конгломератов-дзайбацу, формально ликвидированных после Второй Мировой войны. Вместе с тем, в ОПК заняты не только крупные организации, но и широкая сеть субподрядчиков из числа малого и среднего бизнеса. По некоторым оценкам, в оборонное производство в Японии в целом вовлечены порядка 10 тысяч компаний.

Крупнейшие компании-производители ВВСТ, согласно данным SIPRI, – Mitsubishi Heavy Industries (MHI) и Kawasaki Heavy Industries (KHI). В числе крупнейших предприятий-подрядчиков также Ishikawajima-Harima Heavy Industries (IHI), Mitsubishi Electric Corporation (MELCO), NEC Corporation, Toshiba, Fujitsu, ShinMaywa, Subaru Corporation. В рейтинге топ-100 SIPRI Arms Industry Database можно наблюдать динамику объемов продаж ВВСТ ведущих японских компаний за период 2002–2018 годов (рис. 1).

 

Япония

 

В октябре 2015 года в структуре Министерства обороны Японии было создано Агентство по закупкам, технологиям и логистике (Acquisition, Technology & Logistics Agency, ATLA), ответственное за развитие оборонно-промышленного комплекса. Агентство задумывалось как интеграция ответственных за техническое оснащение служб минобороны и ССО с целью координации разработки, закупки и экспорта новых систем вооружений. В числе задач Агентства – обеспечение технологического превосходства Японии и ССО, оптимизация процесса закупок ССО, совершенствование ОПК и усиление переговорных позиций во взаимодействии с партнерами, а также расширение сотрудничества с другими странами и продвижение экспорта японских ВВСТ за рубежом. Агентство контролирует весь жизненный цикл ВВСТ (формулирование концепции, R&D, массовое производство, обслуживание и т.д.) и выступает в качестве первичного контакта для переговоров и координации с зарубежными клиентами, а также обеспечивает поддержку в процессах передачи оборудования за рубеж.

Продвижение инновационных разработок, появляющихся как «спин-офф»-эффекты деятельности частных компаний и университетов, также поручено ATLA. Агентство объединяет частные предприятия малого и среднего бизнеса и исследовательские центры в единую сеть для стимулирования исследований и разработок технологий двойного назначения – поскольку университеты неохотно соглашаются на проведение исследований в областях, явно предполагающих военное применение.

Общий бюджет финансирования «военных» исследований значительно вырос с 300 млн иен на 2015 до 11 млрд иен на 2017 и 2018 финансовые годы. Количество грантовых заявок также сначала демонстрировало рост: 44 в 2016 году (поддержаны 10), 104 в 2017 году (поддержаны 14). В 2018 году Агентство получило лишь 73 заявки..Эксперты связали это с тем, что влиятельный Научный совет Японии в 2017 году выступил против связанных с военной сферой исследований в университетах, призвав к более тщательному рассмотрению реализуемых проектов на предмет возможного военного применения результатов работ. Тем не менее, в академической сфере по этому вопросу нет единства, так как многие университеты хотят получать от государства средства на финансирование крупных исследовательских проектов.

 

До сих пор бытует мнение, что оборонный экспорт – порочный продукт. Мы больше о пацифизме, чем о войне

Хейго Сато,
профессор исследований в области безопасности в университете Такушоку (Токио)

 

Несмотря на усилия и поддержку правительства, у японских компаний нет достаточной мотивации для наращивания производства ВВСТ. Во-первых, прибыль от продажи вооружений в таких компаниях сравнительно небольшая, а во-вторых, риск получить клеймо «торговца смертью» по-прежнему высок.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.