На современном этапе развития международной военно-политической обстановки Арктический регион вновь оказался сферой сосредоточения особо важных политических, экономических и оборонных интересов. Значительный резонанс в мире вызывает как военная деятельность России, направленная на защиту её интересов в Арктике, так и рост активности других стран в этом макрорегионе.
Текущее развитие ситуации в Арктике диктует необходимость её глубокого анализа и выработки мер по обеспечению национальных интересов России в Арктическом регионе. Именно этим вопросам была посвящена научно-практическая конференция «Обеспечение национальных интересов России в Арктике: проблемы и перспективы», состоявшаяся в декабре 2013 года в помещении Государственной полярной академии (Санкт-Петербург) и организованная Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ при участии командования Западного военного округа.
Собравшиеся на конференции военные и гражданские специалисты обсудили геополитическую ситуацию в Арктическом регионе и перспективы его освоения, в том числе с участием вооружённых сил и военно-морского флота. В частности, был заслушан доклад командования Северным флотом о сентябрьском (2013 года) походе кораблей ВМФ при поддержке гражданских атомных ледоколов по трассе Севморпути к Новосибирским островам. Целью похода была высадка личного состава и техники для восстановления заброшенной в конце ХХ века инфраструктуры аэродрома, включая взлётно-посадочную полосу. Примерно в то же время был организован ряд менее масштабных экспедиций, имевших целью демонстрацию российского флага в водах, которые хотело бы контролировать Российское государство.
Напомним, что незадолго до этих «ледовых походов», в феврале 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», а 15 марта 2013 года распоряжением федерального правительства была воссоздана Администрация Северного морского пути.
Что ж, действительно, слишком долго Российское государство не интересовалось освоением и развитием Крайнего Севера, слишком долго не обращало внимания на многочисленные обращения общественности – и энтузиастов, и специалистов (тем более что обычно это одни и те же люди). Не обращало внимания до тех пор, пока настойчивый интерес к Арктическому региону не начали проявлять другие государства. Вероятно, только в этот момент в Москве и всполошились, вспомнив, что хотя «чемодан без ручки» нести тяжело и неудобно, бросить его всё-таки жалко. И непатриотично: ещё достанется он не только странам НАТО, но и прочим друзьям-недругам, от Швеции и Финляндии до Китая и Южной Кореи.
Увы, состояние российской арктической инфраструктуры, мягко говоря, оставляет желать много лучшего. Даже более того: по единодушному мнению специалистов (как гражданских, так и военных), её можно считать в целом разрушенной и заброшенной. Порты Севморпути находятся в ужасающем состоянии: краны проданы то ли в третьи страны, то ли вообще на металлолом; дноуглубительные работы на фарватерах не велись годами либо проводились в недостаточном объёме; заброшен не один аэродром, а многие – и гражданские, и военные. Брошены и полярные станции – никто их не консервировал, в результате то, что не было расхищено за годы бездействия, пришло в полную негодность, от сооружений до техники. Заброшены объекты связи, частично навигационная инфраструктура и т. д.
Та часть инфраструктуры, которая функционирует, во многом цела лишь благодаря усилиям энтузиастов и финансированию со стороны так называемых арктических туристов. Так, петербургский Музей Арктики и Антарктики с 1992 года организует экспедиции в рамках «экстремального северного туризма». И именно туристы оплачивают и горючее, и инфраструктуру от самолётов и вертолётов до тракторов и арктической дрейфующей платформы. Это и позволяло все эти годы параллельно с доставкой на российскую ледовую базу Барнео туристов вести научные изыскания с минимумом затрат со стороны научных институтов. Фактически в этом небольшом секторе энтузиастам удалось коммерциализировать полярные экспедиции и воссоздать систему дрейфующих на льдинах станций.
Государство пошло примерно по тому же пути, хотя вместо «вольных» – туристов – использует традиционно наиболее доступный для него максимально экономичный и «бюджетный» ресурс – военных. Это предполагается сделать даже при строительстве нефтегазового порта Сабетта – амбициозного проекта, требующего, однако, дополнительной разведки глубин и дноуглубительных работ (часть этих обязанностей, как несложно догадаться, также собираются «повесить» на военных).
Увы, вся эта экономия – за счёт военных моряков, которым, что называется, за ту же зарплату поставлена задача восстановить то, что было разрушено многолетними стараниями всё той же власти. В то же время известно: в настоящее время Северный флот не обладает необходимым количеством судов и кораблей ледового класса, в результате чего подобные экспедиции либо будут носить сезонный характер, либо могут привести к повреждению материальной базы флота, то есть к авариям.
В своих докладах президент Академии геополитических проблем доктор исторических наук, профессор, генерал-полковник Л. Г. Ивашов, начальник ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» адмирал Н. М. Максимов и доцент кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук Н. К. Харлампьева говорили соответственно о геополитической доктрине России, военной деятельности НАТО, новом миропорядке в Арктике. Именно эти три доклада заставили вспомнить риторику времён холодной войны о враждебных нам странах НАТО и «тяготеющих к ним» государствах, не входящих в этот военный блок.
Разумеется, никто не подвергает сомнению интерес этих стран к региону Арктики. И вполне понятно, что направлены были эти доклады не на осложнение международной обстановки, а на то, чтобы подогреть интерес российских властей к освоению Крайнего Севера и защите шельфа. Недаром в докладе Л. Г. Ивашова проскользнуло предложение включить в экономическую цепочку освоения шельфа субъекты Федерации арктической зоны – вплоть до закрепления за ними в соответствии с нормами международного права прилегающих участков шельфа.
Ещё одна серьёзная проблема заключается в том, что тыловые военные теоретики продолжают готовиться к предыдущей войне. Действительно, довольно сложно вообразить высадку британского десанта на российском арктическом побережье: зачем им там высаживаться, что захватывать и куда наступать по полному бездорожью?.. О циркумполярных войнах, войнах нового типа, без участия человека, говорил в своём докладе президент Арктической академии наук доктор технических наук, профессор Валерий Митько. Именно к такой войне надо быть готовым Российскому государству, это не отрицает необходимости развития арктической инфраструктуры – однако развития на принципиально новом уровне, двадцать первого века, а не середины века двадцатого (расцвета советского освоения Арктики).
Именно о такой инфраструктуре и таких технологиях – как беспилотных, так и основанных на совершенно новых принципах – говорили в своих докладах главный конструктор систем управления ЗАО «Транзас» кандидат технических наук С. И. Сачава и председатель Ассоциации «Экраноплан» О. А. Волик. В частности, прозвучало предложение постепенно отказаться от использования в Арктическом регионе тяжёлой дорогостоящей военной техники в пользу большого количества мобильных автоматизированных и полностью автоматических систем, в том числе на базе экранопланов, не требующих, как известно, ледовой проводки (от тяжёлой гражданской техники в условиях Севморпути отказаться пока невозможно).
На этом конференция завершила свою работу. Но её своеобразную арктическую эстафету подхватил на следующий день Третий международный форум «Арктика: настоящее и будущее», проходивший в бизнес-зоне Пулково под эгидой межрегиональной Ассоциации полярников и под председательством спецпредставителя президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова. Программа двухдневного форума была расширенной, поскольку охватывала в первую очередь вопросы гражданского исследования полярных районов, их хозяйственного и коммерческого использования и экологии.
А буквально за неделю до этих мероприятий в Петербурге состоялся ещё один профильный семинар с международным участием – «Арктическая зона Российской Федерации: ресурсы, люди, экология, безопасность». На нём представители научного и экспертного сообщества также обсуждали геополитические аспекты развития Арктики, ситуацию с её милитаризацией и, наоборот, международное сотрудничество в освоении природных богатств региона. Были затронуты также вопросы так называемой мягкой безопасности: экологические аспекты «арктической свалки», проблемы неурбанизированных территорий РФ и их территориальное планирование. Организаторами семинара выступили петербургская Арктическая академия наук и московский Центр общественно-политических исследований.
Речь шла и об эксплуатации Северного морского пути, и о судьбе коренных народов региона. Как отметил в своём выступлении Владимир Евсеев, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, главная задача сегодня – сформировать в Арктике единую, причём международную систему обеспечения безопасности, поскольку в силу специфики этого региона в нём невозможно гарантировать безопасность отдельно взятых государств.
Виктор Николаев