Второй день ежегодной практической конференции Аэронет-2017 был посвящен анализу практики применения БАС, выявлению барьеров и задач, требующих срочного решения, с одновременной выработкой предложений в Дорожную карту Аэронет НТИ.
Доклады и обсуждения убедительно доказали, что рынок беспилотных систем в России есть, он обладает значительным экспортным потенциалом, но размеры упущенной выгоды, а также отставание России от мировых рынков стремительно растут.
Одним из наиболее перспективных направлений для применения беспилотников является сельско-хозяйственный сектор. Пилотный проект, организованный в Белгородской области с участием администрации региона, фонда Бортника и региональных сельхозпредприятий, показал: на основании анализа текущих реализованных проектов по внедрению технологий Аэронет в агропромышленный комплекс РФ российская экономика недополучает сельхозпродукции порядка 1 трлн руб. ежегодно. По оценке генерального директора «ЦентрПрограммСистем», организатора пилотной сельскохозяйственной зоны в Белгородской области Виктора Кононова, сумма упущенной выгоды ВВП на основании уже разработанных и внедряемых технологий в сфере сельского хозяйства составляет более 1 триллиона рублей в год, в том числе: 600 млрд за счет отсутствия практики использования беспилотников для повышения урожайности, 344 млрд — инвентаризации земель, 150 млрд — мониторинга и химических работ.
Генеральный директор Группы компаний «Зеленая долина» Сергей Алтухов на примере одного животноводческого хозяйства и одного из многих положительных результатов использования БАС при инвентаризации земли наглядно показал способ сэкономить до 1 миллиона рублей ежегодно только на аренде. Беспилотные технологии позволили создать электронный паспорт полей, высокогорную векторную карту и выявить 300 га земли, числящихся пашней в кадастре, а на деле оказавшимися оврагами, которые невозможно использовать.
Стоит отметить, что «Зеленая долина» является перспективным заказчиком услуг — 5 молочно-товарных комплекса, 2 молочно-товарные фермы, занимающие 52 тыс. га земли и производящие общими усилиями 220 т молока в день. Сегодня они уже взаимодействуют с компаниями «Геоскан», «ИнЭнерджи», «Гамаюн-Аэро» и Белгородской «ЦентрПрограммСистем», в результате совместной работы с которыми удалось составить карты полей площадью 20 903 га.
Опыт Белгородской области показал два основных барьера для развития сельскохозяйственного применения БАС: невозможность свободного использования воздушного пространства беспилотниками даже там, где отсутствуют закрытые зоны и населенные пункты, многоземельное рассекречивание воздушной съемки, после которого результаты становятся бесполезными. Безусловно, работа будет продолжаться, так как, во-первых, экономическая выгода очевидна, во-вторых, ряд работ невозможно качественно осуществить без использования БВС, но применять меры по устранению выявленных препятствий нужно срочно.
Этот тезис подтвердил в своем докладе и Алексей Семенов - генеральный директор компании «Геоскан», — он отметил, что информацию подобного характера сложно получить традиционными методами, тем более, беспилотники обходятся значительно дешевле.
Алексей Евгеньевич рассказал об опыте компании в привлечении БВС для повышения капитализации земель в Тульской области. С их помощью была собрана база материалов, которая позволила провести анализ использования земель и выявить нарушения.
Мониторинг проводился на территории площадью 25 тыс. кв. км, где находятся 884 тысячи кадастровых участка. Удалось установить, что 23% земель сельхозназначения не обрабатываются, и, следовательно, их можно изымать и передавать в хозяйственный оборот. Порядка 35 % не стоят на кадастровом учете, 4 % – захвачены незаконно, так называемые «самозахваты».
Наглядно продемонстрировать положительный экономический эффект можно на примере не размежеванных земель, данные о которых, как о предмете купли-продажи, сегодня отсутствуют. Привлечение к работе беспилотников позволило бы включить эти территории в оборот: только в Заоксом районе Тульской области подобных участков было найдено на 5 млрд рублей. Несложно подсчитать экономический эффект в масштабах государства при условии, что обследованная площадь – лишь одна тысячная от территории России.
Экономическая выгода эксплуатации беспилотных авиационных систем только в области дистанционного зондирования Земли и мониторинга выражается миллиардами долларов, к этому стоит еще прибавить снижение стоимости работ примерно в 5 раз. Если рассмотреть еще более узкий сегмент, то использование БВС в кадастровой деятельности может принести порядка 30 млрд рублей разовых платежей и 10 млрд рублей ежегодно.
Однако этому препятствует ряд проблем, о которых в своем докладе сообщил Президент «Национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров» Виктор Кислов. Среди них наиболее значимыми являются избыточно сложные разрешительные процедуры, легитимность использования результатов воздушной съемки, отсутствие стандартов выполнения кадастровых работ с применением БАС.
Именно с целью выработки профессиональных стандартов и совместного влияния на формирование нормативной базы заключено Соглашение о взаимодействии между Ассоциацией «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров» и Ассоциацией эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, торжественное подписание которого состоялось прямо на конференции.
Организации договорились сотрудничать по следующим направлениям:
— совместная разработка предложений и проектов нормативных актов по эффективному использованию беспилотных авиационных систем для решения задач обеспечения кадастровой деятельности;
— совместное участие в подготовке предложений по вопросам совершенствования законодательных норм в сфере саморегулирования и в разработке смежных профессиональных стандартов;
— оказания содействия друг другу в развитии межотраслевых партнерских связей с различными организациями, которые активно и положительно участвуют в развитии института саморегулирования предпринимательской или профессиональной деятельности.
Виктор Кислов и Сергей Жуков в своих выступлениях отметили, что только в режиме выстраивания горизонтальных связей между профессионалами могут быть созданы практически востребованные нормативы, учитывающие возможности и потребности каждой из отраслей. Сегодня деятельность кадастровых инженеров и рынок беспилотной авиации быстро меняются, и именно профессиональным объединениям под силу оперативно актуализировать межотраслевые стандарты.
В свою очередь, заместитель генерального директора АО «Роскартография » Сергей Серебряков рассказал об активной совместной работе организации и Ассоциации Аэронет по формированию нормативной базы, разрешающей использование беспилотных летательных аппаратов при решении задач «Роскартографии».
Сергей Владимирович выразил сожаление, что, при очевидных преимуществах, БАС не так активно используются в «Роскартографии» по причине очень жестких требований к результатам, полученным с помощью технических средств — «Действующие нормативные документы ставят четкий барьер — невозможно поместить в государственный фонд результаты, полученные с использованием технических средств, не прошедших метрологическую оценку, не указанных в нормативно-технических документах».
Тем не менее, организации удается наработать определенный опыт. Так, например, при осуществлении картографирования Крыма в числе прочих использовались беспилотные средства, которые отлично зарекомендовали себя с точки зрения удобства, точности и экономики.
«...Мы идем к тому, чтобы ускорить технический прогресс...», — заявил Сергей Серебряков и отметил, что с этой целью Акционерное общество активно принимает участие в формировании новых предложений в законодательные акты, определяющие новые виды технических средств, разрешенных к использованию. В том числе, разработаны подзаконные акты к 431-Федеральному Закону «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ряд из которых уже принят, часть находится в процессе.
Внедрение беспилотных технологий в работу «Роскартографии» позволило бы получать качественную исходную информацию для профессионального пользования и создания кадастра, картографической основы. Такой способ работы позволит снизить временные потери, повысить качество, а в первую очередь - снизит себестоимость конечной продукции, тем самым сэкономив бюджет.
По утверждению Сергея Владимировича: «...Барьером является несовершенство нормативного регулирования, но экономика является двигателем...», - и с этим сложно не согласиться. Конференция Аэронет - 2017 позволила, хоть и весьма приблизительно, показать реальную экономическую выгоду, которую могут дать беспилотники как отдельно взятой организации, так и государству в целом.
Логистика грузов, и не только пиццы, является перспективнейшим направлением использования БВС. Действительно, транспортные БВС имеют реальные шансы в будущем стать частью повседневной жизни, но впереди еще долгий путь. Оценку объемов этого рынка доложил заместитель генерального директора, начальник Центра перспективных исследований ООО «Кронштадт» Владимир Воронов.
«...Первый год реализации ДК показал, что направление перевозок нуждается в переосмыслении на основе маркетинговых исследований и результатов НИР...», - начал Владимир Владимирович и внес ряд предложений по актуализации Дорожной карты. По его мнению, целесообразно рассмотреть роль и место беспилотных технологий на рынке грузовых авиаперевозок с учетом меняющейся ситуации в географии мировой экономики, так, например, в будущем транспортные БВС могут «отобрать» долю перевозок у железнодорожного транспорта.
Мировой рынок грузовых авиаперевозок составляет всего 1 %, при этом этот 1% составляет 35% стоимости груза в долларах. В основном, по небу перевозят бытовую электронику, медикаменты, цветы, скоропортящиеся продукты, модные товары, автозапчасти.
Владимир Воронов обратил особое внимание присутствующих на тенденции роста экспресс-перевозки – 15 % в год. К 2033 году прогнозируется прирост порядка 1040 воздушных судов, 840 из которых должны быть новыми – «...Это эквивалент 240 млрд долларов, почему бы беспилотникам не занять часть этого рынка?».
В качестве более близкой перспективы он обозначил возможность эксплуатации транспортных БВС в логистике Нового шелкового пути. И это вполне осуществимо, особенно при высокой конкурентоспособности беспилотников по отношению к традиционным видам транспортировки: значительная экономия расходов в виду отсутствия людей на борту — не нужны системы кондиционирования, жизнеобеспечения, средства спасения, — кроме того, использование БВС снизит операционные расходы и позволит оптимизировать конструкцию воздушного судна.
Новый шелковый путь охватит 65% населения мира и 40% валового национального продукта — для российской беспилотной сферы это уникальная возможность отхватить большой кусок общего пирога. И здесь неуместно называть конкретные цифры, каждый понимает, что речь идет о суммах с множеством нулей.
Конференция, организованная Ассоциацией эксплутантов и разработчиков БАС, проходит в четвертый раз. С каждым разом мероприятие привлекает все больше заинтересованных лиц от бизнеса, науки, образовательной среды; конференция становится площадкой для разговора по существу с представителями органов государственной власти, и такой формат взаимодействия позволяет надеяться на быстрое преодоление существующие барьеры и выхода рынка Аэронет на конкурентоспособный уровень.
Число участников профессионального сообщества уверенно растет, как и рынок, несмотря на имеющиеся сложности. Консолидируя опыт и ресурсы, участники рынка способны быстрее добиться требуемых изменений, отладить лучшую кооперацию с органами власти, разработать и запустить необходимые бизнесу сервисы и процедуры. Беспилотные технологии перестали быть фантастикой, сейчас мы можем не просто их видеть, но и изобретать, управлять, зарабатывать на них. Недавно еще не освоенный рынок постепенно заполняется предложениями, которые опережает растущий спрос.
Важно понимать, что стремление выйти на мировые рынки не отменяет задачи развить внутренний рынок. Благоприятные условия внутри страны дадут старт огромному количеству инициатив, появлению новых компаний, технологий и услуг. Только развивая внутренний бизнес, мы сможем вырастить не единицы, а десятки мировых лидеров. Но не стоит забывать, что кроме нас самих эти условия никто не создаст, и конференция доказала способность Аэронет влиять на формирование будущего рынка.