На “Гидроавиасалоне-2016” обсудили морские и воздушные беспилотные системы

Проходящая в эти дни в Геленджике 11-я Международная выставка и научная конференция по гидроавиации "Гидроавиасалон-2016" отличается внушительной конгрессной программой, которая позволяет обсудить в рамках одной деловой площадки вопросы взаимодействия разных индустрий, синергия координированного развития которых должна послужить гарантом эффективного развития научно-технического, производственного и экономического потенциала России в будущем.

В мероприятиях конгрессной программы "Гидроавиасалона-2016" принимают участие руководители министерств и ведомств, представители властей федерального и регионального уровней, авторитетные специалисты и эксперты, научные работники, руководители российских и зарубежных компаний, а также иностранные партнеры.

В первый день выставки, 22 сентября, конгрессная программа "Гидроавиасалона-2016" открылась "Вторым закрытым заседанием отдельной международной Российско-Китайской рабочей подгруппы по стандартизации" проводимым Институтом имени Н.Е. Жуковского при поддержке Минпромторга России и Федерального агентства по техническому регулированию и метеорологии. Со стороны России в состав рабочей подгруппы также вошли представители Союза авиапроизводителей России, "Объединенной авиастроительной корпорации" и холдинга "Вертолеты России".

Обсуждение на заседании сфокусировалось на вопросах составления, обмена и совместного признания каталога национальных авиационных стандартов России и КНР, а также возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества в этой области. Сотрудничество двух стран в области аэрокосмических технологий носит стратегический характер, поэтому гармонизация стандартов в сфере авиационных технологий крайне важна.

На круглом столе "Перспективные технологии в проектировании и строительстве скоростного пассажирского флота", организованным "Крыловским государственным научным центром" подняли целый ряд важных тем, среди которых – перспективные технологии, которые впоследствии будут применяться для строительства гражданского флота нового поколения, государственная поддержка судостроения и инфраструктурная обеспеченность прибрежных территорий.

Круглому столу сопутствовало активное обсуждение вопросов строительства пассажирского флота.  Участники особенно отметили, что развитие пассажирского флота обязательно будет способствовать развитию человеческого потенциала России.

Южный Федеральный Университет организовал круглый стол "Подготовка инженерных кадров в интересах авиационной отрасли", в котором приняли участие представители российских предприятий авиационной отрасли и научно-образовательных организации. В ходе круглого стола участников познакомили с проектом Минобрнауки РФ "Новые кадры ОПК" – эта программа расширяет возможности целевого обучения студентов по направлениям ОПК на паритетных условиях финансирования со стороны государства и предприятий ОПК, а также включает финансовую поддержку инфраструктурных проектов вузов в интересах подготовки кадров для ОПК.

В ходе круглого стола отмечена особая важность взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями аэрокосмической отрасли в целях наиболее эффективной подготовки специалистов по востребованным и перспективным специальностям. Во многом это необходимо потому, что каждое авиационно-производственное предприятие обладает собственной уникальной компетенцией и эксклюзивными подходами в работе, освоение которых учащимися возможно лишь только при двустороннем взаимодействии вуза и предприятия.

Наиболее масштабным и значительным событием первого дня "Гидроавиасалона-2016" стал форум "Беспилотные транспортные системы", организованный компанией «Русские Выставочные Системы» совместно с Рабочими группами AeroNet и MariNet Национальной технологической инициативы (НТИ). Индустрия беспилотных систем является сравнительно-новой сферой деятельности и во многих аспектах она требует выработки единых подходов ко всем типам беспилотного транспорта, будь то нормативно-правовое регулирование, стандартизация технологий или практика применения. Форум позволил представителям двух перспективных направлений беспилотных технологий – воздушного и морского – обсудить общие вопросы беспилотной индустрии.

Развитие индустрии беспилотных транспортных систем (БТС) в России имеет серьезную поддержку на государственном уровне. На форуме выступили: Заместитель министра промышленности и торговли, Со-руководитель Рабочей Группы направления AeroNet НТИ Андрей Богинский, Заместитель Руководителя Росстандарта по вопросам стандартизации Антон Шалаев, Заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Николай Шабликов, Заведующий отделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Константин Вишневский и Руководитель проекта Департамента поддержки НТИ Агентства стратегических инициатив Денис Унжаков.

В своем приветственном слове Андрей Богинский рассказал о работе группы AeroNet и отметил пользу "дорожной карты" развития этой отрасли, которая приносит реальную пользу всем ее участникам. По словам Андрея Богинского, индустрия БТС является одним из самых перспективных рынков и гражданский сегмент БТС будет только расти. Минпромторг России выступает в роли агрегатора компетенций по развитию беспилотных систем и экспертной площадки. Немаловажно, что на поддержку Минпромторга могут претендовать в том числе и небольшие проекты из области беспилотных систем.

Николай Шабликов познакомил участников круглого стола с задачами Рабочей Группы MariNet и той поддержкой, которую оказывает этой индустрии Минпромторг. По его словам, Национальная технологическая инициатива MariNet выделяет такие приоритетные сегменты, как новые технологии освоения ресурсов океана, инновационное судостроение, а также цифровую навигация и е-Навигацию.

Цифровая навигация и е-Навигация является одной из ключевых инициатив Международной морской организации, направленной на повышение безопасности судоходства и защиту окружающей среды. В России в этой области признанным лидером инноваций является компания "Транзас". Опираясь на достижения этой компании, MariNet планирует в дальнейшем развивать навигационные технологии, причем в сфере цифровой навигации Россия должна опередить в практическом применении стандартов цифровой навигации другие страны, выступив лидером и законодателем мод в их развитии и внедрении.

В целом, Россия имеет возможность претендовать на мировое лидерство в области инновационных морских технологий. Так, но прогнозам Рабочей Группы, объем экспорта продукции компаний рынка MariNet к 2020 году должен вырасти в 6 раз и составить около 60 млрд. рублей. Все проекты НТИ MariNet рассматриваются совместно с экспертным сообществом, также существенную роль в экспертизе проектов отводится ФГУП "Крыловский государственный научный центр".

Антон Шалаев рассказал участникам круглого стола о важности стандартизации в области перспективных технологий. По его словам, государство оказывает значительную поддержку этой работе и Росстандарт планирует ввести в 2017 году новые принципы стандартизации робототехники, которые будут включать БТС – наземные, морские, воздушные и космические. Значительное внимание отводится участию частных компаний в этом процессе, их работа будет стимулироваться соответствующими субсидиями – финансовые средства для этих целей уже заложены в бюджет ведомства на 2017 год.

Также Антон Шалаев рассказал о подходах к стандартизации в области беспилотных авиационных систем. Такие стандарты будут включать общие положения – в их числе, терминологию, классификацию, типологию и т.д., а также основные требования к системам и агрегатам и общие требования к эксплуатации. Добровольное следование этим стандартам должно позволить увеличить эффективность и качество разработок.

В своем выступлении Константин Вишневский познакомил участников круглого стола с российской практикой в области форсайта как инструмента в области отраслевых прогнозов научно-технологического развития. По словам Константина Вишневского, Россия в настоящее время находится в процессе перехода к новой технологической волне, что выступает одним из важнейших вызовов современности. Беспилотные системы являются весомым аспектом новой технологической волны и к 2030 году такие системы должны получить широчайшее распространение. В связи с этим в России должна внедряться система стратегического планирования, которая позволит распределять приоритеты и ресурсы корректным образом.

Работа над форсайт-проектами дает возможность создавать "дорожные карты" научно-технологического развития и искать наиболее удачные решения в области беспилотных транспортных систем, будь то беспилотные автомобили, суда или летательные аппараты.

Денис Унжаков рассказал о глобальной миссии Национальной технологической инициативы, которая должна объединить усилия власти и общества в области создания новых технологий в контексте новых глобальных вызовов. По словам Дениса Унжакова, на современном этапе особенно важна государственная поддержка молодежных кружков в области научно-технического творчества, которые могут стимулировать интерес молодежи к научно-техническому творчеству и впоследствии обеспечить современную индустрию молодыми профессионалами.

В рамках форума "Беспилотные транспортные системы" собственные сессии провели рабочие группы Национальной технологической инициативы – AeroNet и MariNet. В ходе сессий участники рабочих групп обсудили "дорожные карты" и насущные вопросы для компаний, вовлеченных в работу в сфере беспилотных технологий, а также поделились своими достижениями.

К примеру, в ходе сессии AeroNet участники обсуждали использование беспилотных систем для поддержки сельского хозяйства на прибрежных территориях и для разведки полезных ископаемых. На сессии MariNet рассматривали системы трехмерного обнаружения и картирования объектов морского дна и морские роботизированные системы для освоения Мирового океана.

"Гидроавиасалон-2016" продолжит свою работу до 25 сентября. В программе выставки и научной конференции запланирован ряд других актуальных мероприятий.С конгрессной программой "Гидроавиасалона-2016" из 42 мероприятий можно ознакомиться на официальном сайте выставки (www.gidroaviasalon.com) в разделе "Участникам" – "Конгрессная программа".

11-я Международная выставка и научная конференция по гидроавиации "Гидроавиасалон-2016" проходит на территориях Геленджикской испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г.М. Бериева и аэропорта города Геленджик, его организатором выступает Минпромторг России, а конгрессную программу организует компания "Русские Выставочные Системы".

Партнеры