Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

LEGO не игрушка

 

LEGO в переводе с датского означает «игра». Самый популярный в мире конструктор представляет собой набор деталей для сборки различных конструкций. Но в этой статье речь пойдет совсем не о детских игрушках.

 

 

Автор: Олег Козаренко

 

На дворе XXI век. Век высоких технологий и инноваций. Время принятия интересных решений и время ухода от старых стереотипов. Тенденции последних десятилетий указывают на переход к новым принципам построения систем вооружения и систем их обеспечения.

Одним из перспективных направлений является модульный принцип построения комплекса. Говоря простым языком, используя готовые секции (контейнеры, модули и т.д.), мы можем собрать практически любую платформу. То есть, используем принцип LEGO.

Эта идея не является инновационной. Еще тридцать лет назад при разработке кораблей новых поколений в США пришли к созданию транспортно-пускового контейнера (ТПК). После того как была разработана установка вертикального пуска (УПК) под ТПК, их крейсеры и эсминцы получили универсальную ракетную платформу. Количество и тип загружаемых в УПК ракет может варьироваться в зависимости от назначения и поставленной боевой задачи.

 

Система вертикального пуска на крейсере типа «Тикондерога»

 

Система вертикального пуска на крейсере типа «Тикондерога»

 

В нашем ВМФ эту концепцию начали активно внедрять не так давно. Однако она уже дала свои результаты. Стремление к унификации привело к появлению комплекса «Калибр», который теперь можно разместить на кораблях самых различных классов, от малого ракетного корабля до крейсера. Еще одно смелое решение – появление комплекса «Club-K». Это контейнерный комплекс ракетного оружия, размещаемый в стандартных 20- и 40-футовых морских контейнерах.

 

Комплекс может быть применен с наземных стартовых позиций, морских, железнодорожных и автомобильных платформ

Комплекс может быть применен с наземных стартовых позиций, морских, железнодорожных и автомобильных платформ

 

Армия тоже не дремлет. Создаются универсальные боевые платформы, на базе которых планируется активно использовать принцип модульности. Ярким примером служат образцы «Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг». В зависимости от типа техники (боевая машина пехоты, боевая машина десанта, гусеничный бронетранспортер, противотанковая самоходная установка и т.д.) устанавливается определенный боевой модуль.

Необитаемый боевой модуль с 57-мм пушкой

Необитаемый боевой модуль с 57-мм пушкой

 

Но боевые модули – это лишь одна сторона медали. Существуют и другие типы модулей. Не так давно в состав ВМФ начали поступать многофункциональные модульные катера. Создав базовый проект катера, конструкторы заложили возможность менять модули в зависимости от выполняемой задачи. Так, комплекс может выполнять функции катера водолазного, поисково-спасательного, обстановочного, пожарного, катера обеспечения систем физической защиты и катера-нефтемусоросборщика.

Модули-контейнеры делают катер универсальным

Модули-контейнеры делают катер универсальным

Сейчас производятся и активно закупаются многоцелевые обитаемые автомобильные кузова-контейнеры постоянного и переменного объемов, унифицированные кузова-фургоны и их специальные модификации, подвижные средства комплексного тылового и технического обеспечения, автономные полевые лагеря и мобильные госпитали, энергетические и электротехнические комплексы. Уже разработана и внедряется концепция универсальной сервисной, тыловой и медицинской платформ.

 

На море и на суше

Сегодня в военно-морском флоте существуют различного рода технические решения в контейнерном (модульном) исполнении. Но это все единичные экземпляры. Сухопутная армия давно ушла вперед. На мой «выпуклый военно-морской глаз», наблюдается явный дисбаланс в использовании уже имеющихся технологий.

Что же собой представляет «военный LEGO» в базовом исполнении? Прежде всего, это кузова-контейнеры. Принятые на вооружение модули можно классифицировать по разным признакам.

 

Стандартный пятиметровый контейнер с электрогидравлическим погрузочно-разгрузочным устройством

Стандартный пятиметровый контейнер с электрогидравлическим погрузочно-разгрузочным устройством

 

Классификация кузовов-контейнеров

  • контейнеры постоянного объема: КК 2.2.31 (3,5 м), КК 4.2.30, КК 4.2.3, КК 4.2.32 (5 м), КК 6.2.30, КК 6.2.31, КК 6.2.32 (6 м), КК 7.2.30 (9 м)
  • контейнеры переменного объема: КК 4.3.30 (5 м), КК 6.3.00, КК 6.3.32 (6 м), КК 7.3.00 (9 м)
  • кузова-фургоны: К4350С, К4350ДС, К5350С, К5350ДС, К6350С, К6350ДС
  • варианты исполнения на прицепах: КП4С, КП8С, КП10С и на полуприцепах: 98Ю6, 9ОЮ6

Контейнеры имеют ряд достоинств. Во-первых, это высокая надежность. Модули проходят сдаточные, периодические, государственные и другие виды испытаний (дождевание, вывешивание с нагрузкой, проверка качества изоляции, пробеговые испытания и др.). Во-вторых, это мобильность. Модули приспособлены для многократной транспортировки любым видом транспорта. В-третьих, высокая ремонтопригодность. Это говорит о том, что модуль можно ремонтировать не только в заводских, но и в полевых условиях.

 

Группы модулей в зависимости от назначения:

  • модули ремонта и технического обслуживания (слесарные, шиноремонтные, зарядки огнетушителей, компрессорные, ремонта гидросистем, ремонтно-механические, медницко-жестяницкие, ремонта топливной аппаратуры, моечно-уборочные, малярные, ремонта и зарядки аккумуляторных батарей, сварочные, складские и др.)
  • модули управления и связи (штабные, связные, управления, модули-офисы)
  • модули радиотехнических средств (аппаратные, управления и обработки данных)
  • модули тылового обеспечения (питания, кухонные, хлебопечения, продовольственные, холодильные, банно-прачечные, жилые, санитарно-гигиенические, складские, энергетические, электростанции и др.)
  • модули медицинского обеспечения (хирургические, операционные, перевязочные, реанимационные, лабораторно-диагностические, рентгенодиагностические, флюорографические, УЗИ-диагностики, водогазовые, стерилизационные и др.)

 

Что можно сегодня предложить флоту на базе LEGO-контейнеров?

Учитывая, что сейчас крайне важно в кратчайшие сроки восстановить боеготовность ВМФ, здесь «непаханое поле» для использования «конструктора». И в принципе неважно, как вы его назовете: универсальная сервисная платформа или же комплекс модульных интегрированных решений. LEGO – он и в Африке LEGO. Давайте рассмотрим ключевые направления для внедрения модульных решений.

 Универсальная мобильная платформа материально-технического обеспечения

Флот потихоньку начинает расправлять крылья и выходить из внутренних морей. Сирийский конфликт, и конкретно порт Тартус, обнажили проблему материально-технического обеспечения (МТО) кораблей ВМФ. Была масса заявлений от официальных лиц о начале модернизации пункта МТО в Тартусе. Потом последовали другие заявления – о приостановке строительства. Полагаю, это было связано с нервозностью на внешнеполитической арене. Абсолютно логично: зачем вкладывать колоссальные средства в инфраструктуру иностранного порта, когда нестабильная обстановка просто сведет на нет все усилия и затраченные средства? И вот тут единственно верным решением будет разворачивание мобильного пункта МТО.

Новый оборонный заказ_2016_№2

Один из вариантов пункта МТО на базе морских контейнеров

 

Плюсы очевидные. Это возможность оперативно и в кратчайшие сроки развернуть модульную платформу. И так же, в случае необходимости, быстро свернуться и покинуть пункт базирования. Комплекс универсальный, а это значит, что состав модулей можно подобрать для обслуживания конкретных проектов кораблей под определенные виды довольствия и МТО. При необходимости эту концепцию можно использовать для создания сезонных мобильных пунктов МТО. Внедрение данной платформы позволит в кратчайшие сроки расширить сеть базирования кораблей и подводных лодок с минимальными затратами. В свете развития нашего присутствия в Арктике эта концепция также применима. Есть в этом необходимость? Думаю, да.

 Универсальная мобильная тыловая платформа

Сегодня морская пехота – это универсальный род сил береговых войск ВМФ России. Несмотря на то, что для будущих военных конфликтов чаще всего на учениях отрабатываются классическая высадка морского десанта и занятие плацдарма, сегодня морская пехота выполняет несколько другие функции. В первую очередь, это оборона пункта базирования и проведение специальных операций. А следовательно, необходим береговой лагерь. И снова применяем LEGO.

Мобильный береговой лагерь

Мобильный береговой лагерь

 

 Универсальная мобильная платформа связи и управления

На базе этой платформы можно легко создать мобильный береговой узел связи и управления. В комплекс можно включить: модуль автоматизированной цифровой системы связи; жилые и бытовые модули; энергетический модуль. А если добавить модуль управления, то комплекс трансформируется в командный пункт управления.

Один из вариантов исполнения берегового узла связи

Один из вариантов исполнения берегового узла связи

Модуль автоматизированной цифровой системы связи предназначен для передачи измерительной информации в системе спутниковой связи «Приморка-М», оперативно-командной информации по спутниковым и КВ-радиоканалам связи между аналогичными изделиями с возможностью подключения к волоконно-оптическим и проводным каналам связи объекта размещения.

 Универсальная мобильная медицинская платформа

Вместо закупки военной техники по частям у разных поставщиков предлагается более эффективный способ комплектации, основанный на унификации, модульности и комплектности. Проще говоря, это универсальная платформа, позволяющая сформировать комплекс исходя из конкретных задач с возможностью дальнейшего расширения и модернизации. Можно сформировать как медицинские комплексы узкого назначения, так и полноценный мобильный многопрофильный госпиталь на любое количество коек.

Предполагаемый облик берегового госпиталя на 30 коек

Предполагаемый облик берегового госпиталя на 30 коек

 

 Универсальная мобильная платформа радиотехнической службы (РТС)

На мой взгляд, это очень актуальное направление для внедрения модульных решений. К сожалению, за последние двадцать пять лет радиотехническим постам районов наблюдения и постам рейдовой службы практически не уделялось внимания, ни в вопросах поддержания в нормальном техническом состоянии, ни в вопросах модернизации и развития. Скорее наоборот, система мониторинга и наблюдения за воздушной, надводной и подводной обстановкой значительно деградировала. Многие посты были просто брошены. Конечно, ряд ключевых объектов придется капитально отремонтировать, а то и заново отстроить. Но как быть с теми точками, которые находятся вдали от инфраструктуры или в полной изоляции (допустим, на островах)? Правильно. Снова модульные решения.

Один из модулей радиотехнического поста в районе пункта базирования

Один из модулей радиотехнического поста в районе пункта базирования

Внедрение такой платформы позволит решить ряд ключевых вопросов. Во-первых, это кардинально уменьшает сроки выполнения работ, так как изготовление модулей будет производиться в заводских условиях на производственной линии. Сама сборка комплекса и пусконаладочные работы непосредственно на объекте гораздо быстрее и проще. Во-вторых, это практически сведет к минимуму затраты на логистику. Особенно это важно учитывать при возведении комплексов на островах (нет необходимости перевозить строительную технику, возводить строительные городки, обеспечивать длительную автономность строительных бригад и т.д.). В-третьих, это в принципе намного дешевле, чем капитальное строительство. То есть это позволит сэкономить колоссальные средства! В-четвертых, мобильность комплекса позволяет при необходимости (особенно в случае боевых действий) в кратчайшие сроки демонтировать его и перебазировать в другую точку. За счет экономии финансовых средств можно усилить функциональность объекта, допустим, включив в комплекс многоцелевой беспилотный вертолет.

Новый оборонный заказ_2016_№2_Беспилотный вертолет

Такой беспилотный вертолет обладает возможностью вертикального взлета и посадки, а значит, не требуется ни взлетно-посадочной полосы, ни специального наземного авиационного оборудования. В рассматриваемом случае он может активно применяться для выполнения следующих задач: обеспечение безопасности на море; мониторинг надводного пространства; осуществление проводки судов в сложных ледовых и навигационных условиях; обнаружение и контроль очагов экологических катастроф природного и техногенного происхождения (пожары, разливы нефти, прорывы нефте- и газопроводов и пр.); участие в поисково-спасательных мероприятиях при возникновении чрезвычайных ситуаций.

У вертолета полностью автономный взлет (навигация по точкам маршрута и приземление). Модули пилотирования и полетного контроля осуществляют привязку координат к карте и показывают местонахождение беспилотника в режиме реального времени на экране с цифровой картой, соответствующем приборной панели самолета с интегрированными контрольными данными. Компьютер контроля полезной нагрузки дает оператору возможность вести постоянное наблюдение за конкретными показателями исходя из данных полетного задания, а также видео- и фотосъемку. В случае потери связи беспилотник автоматически возвращается на исходную точку.

 Универсальная мобильная морская платформа

Универсальная мобильная морская платформа – это верхний уровень. Она комплектуется из модулей вышеперечисленных платформ, представляя собой более сложную систему.

Военно-морские перевозки (вооружения, специализированных грузов и личного состава) можно осуществить с помощью десантных кораблей или транспортных судов вспомогательного флота. К сожалению, с десантными кораблями у нас большие проблемы. На всех четырех флотах (на момент написания статьи) их всего 19 единиц. Самому молодому из них (БДК «Королев») 25 лет, а самому старому (БДК «Саратов») – 50 лет. Следовательно, процесс вывода этих кораблей в ближайшее время неизбежен. С транспортными судами ВМФ ситуация еще хуже. Учитывая тот факт, что в реальной постройке находятся лишь два больших десантных корабля (проект 11711), в ближайшие годы ситуация кардинально не изменится.

На Западе был воплощен ряд интересных идей, основанных на модульных решениях.

Вспомогательный корабль Rhein класса «Эльба»

Вспомогательный корабль Rhein класса «Эльба» (на фото отчетливо видны модули-контейнеры)

В 1990-х годах в Германии было построено шесть вспомогательных кораблей класса «Эльба». Основные задачи этих судов: ремонт, восстановление и диагностика техники и оружия, обеспечение кораблей горюче-смазочными материалами, продовольствием, боеприпасами и снаряжением, а также, при необходимости, электроэнергией.

С прошлого года началась полноценная эксплуатация мобильной десантной платформы MLP-1 ВМС США. Судно было переделано из танкера типа «Аляска» (водоизмещение 185 000 тонн).

MLP-1 ВМС США

MLP-1 ВМС США

Судно значительно упрощает транспортировку громадных объемов грузов и позволяет перемещать их достаточно быстро. На борту активно применяют модули-контейнеры.

Американцы всегда отличались своей прагматичностью. И если они уже начали использовать гражданские суда для выполнения своих операций (а ведь в составе ВМС США около 30 боевых универсальных десантных кораблей), то, может, пора и нам об этом задуматься?

Ведь совсем не обязательно переделывать гигантский супер-танкер в подобного монстра. Учитывая не такие огромные потребности в грузоперевозках, по сравнению с «имперским» флотом НАТО, нас устроят небольшие сухогрузы водоизмещением не более 10 000 тонн.

Возьмем, к примеру, малый сухогруз водоизмещением 4500 тонн.

 

Расположение жилого уровня на палубе сухогруза обозначено красным цветом

Расположение жилого уровня на палубе сухогруза обозначено красным цветом

 

Судно берет на борт 156 стандартных 20-футовых морских контейнеров (стандарт ISO). Для перевозки личного состава выделим жилой уровень – 48 контейнеров. Все контейнеры необходимо объединить переходными тамбурами, создав таким образом некое подобие мобильного городка. Предполагаемый состав жилого уровня будет следующим: модуль-кухня (1 ед.), модуль-столовая (1 ед.), модуль санитарно-гигиенический (1 ед.), модуль-умывальник (1 ед.), модуль-душевая (1 ед.), модуль водоподготовки (1 ед.), модуль сбора сточных вод (1 ед.), холодильник-рефрижератор (1 ед.), склад сухих продуктов (1 ед.), модуль-прачечная (1 ед.), модуль-сушилка (1 ед.), медпункт (1 ед.), модуль-электростанция (1 ед.), модуль для спасательных плотов (2 ед.), жилой модуль (23 ед.). Модуль управления (1 ед.) и модуль связи (1 ед.) необходимо устанавливать на верхнем уровне. В двадцати трех жилых модулях можно разместить 184 человека. И не забываем, что остальные контейнеры (106 ед.) можно использовать непосредственно для полезной загрузки, вплоть до бронеавтомобиля ГАЗ-2330 «Тигр».

Таким образом, это относительно небольшое судно способно самостоятельно перебросить в заданную точку полноценную роту морской пехоты с легким вооружением.

А если увеличить водоизмещение сухогруза? Например, контейнеровоз типа «Fesco Askold» стандартным водоизмещением 10 000 тонн способен брать на борт 1000 контейнеров. Ориентировочно наш жилой уровень составит порядка 150 модулей. А это уже транспортировка 600 человек.

На основе универсальной мобильной морской платформы из обыкновенного сухогруза можно создать практически любое судно обеспечения: судно технической поддержки, плавмастерскую, плавучий госпиталь, судно разведки, транспортное судно, судно-арсенал и т.д.

Изюминка этой платформы в том, что после выгрузки в порту ее модули можно трансформировать в любой из вышеперечисленных объектов (командный пункт, береговой узел связи, береговой лагерь, береговой госпиталь, пост наблюдения РТС, пункт МТО и т.д.), освобождая судно от балласта.

По-моему глубокому убеждению, наш флот универсальных десантных кораблей и больших десантных кораблей не обновится и не увеличится в ближайшие 10 лет. Внедрение универсальной мобильной морской платформы на гражданских судах позволит закрыть эту брешь. Важный нюанс состоит в том, что постройка корабля с «чистого листа» – это колоссальные затраты на проектные разработки и строительство. Военно-морские верфи сегодня и так загружены другими, не менее важными проектами.

Отечественные гражданские судостроительные верфи будут рады выполнить заказ Министерства обороны на постройку судов. Строительство сухогруза с приблизительной длиной 100 метров на верфи займет около года. Такие суда может строить целый ряд отечественных предприятий. «Верфи братьев Нобель» могут строить суда длиной до 120 м, водоизмещением 6500 тонн. Нижегородский завод «Красное Сормово» тоже способен, но не строит из-за отсутствия заказов на них. В Ленинградской области «Невский судостроительно-судоремонтный завод» готов спускать суда длиной до 140 м, водоизмещением 14 000 тонн. Тот же «Зеленодольский судостроительный завод» может изготавливать суда длиной 120 м и водоизмещением 6000 тонн. Предприятий хватает. И они ждут заказы.

Напомню, что ранее наша страна приобрела около десяти старых турецких сухогрузов для перевозки грузов в Сирию. Это заставляет задуматься.

Новое как основательно забытое старое

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский сказал в свое время: «История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

В начале 1980-х годов в морских штабах НАТО был разработан проект «Арапахо», предусматривающий размещение на торговых судах (в первую очередь – контейнеровозах) авиационных систем и средств обеспечения. Для этого создавались модули, имеющие габариты тех самых стандартных грузовых контейнеров. В них можно было оборудовать мастерские, административные и жилые помещения, склады, из них можно было составить авиационные ангары. Система, включающая в общей сложности 60–70 контейнеров общим весом до 900 тонн, должна была грузиться на корабль за 4–5 часов и монтироваться в море за 14 часов.

Проект Арапахо

Контейнеровоз «Атлантик Конвейер», 1982 год