Российские подводные лодки вооружаются новыми и модернизированными торпедами

Как сообщил начальник управления боевой подготовки ВМФ контр-адмирал Виктор Кочемазов, с 2016 года подводные лодки российского флота получают модернизированные торпеды.

Торпеды являются основным вооружением многоцелевых подводных лодок и являются одними из наиболее эффективных средств вооружения для ведения войны на море. Однако в ходе последних двух десятилетий в ВМФ России столкнулся фактически с кризисом в области торпедного вооружения.

В годы Холодной войны основу торпедного арсенала советских подводных лодок составляли торпеды, предназначенные для поражения надводных целей (борьба с которыми в свою очередь была одной из основных задач советских многоцелевых подводных лодок) с системами самонаведения с вертикальным лоцированием кильватерного следа вражеского корабля (торпеда излучает направленные вверх гидроакустические импульсы и по изменению приёма их после отражения от поверхности воды определяет кильватерный след корабля и начинает движение вдоль него по "синусоиде", пока не оказывается под днищем корабля, где срабатывает магнитный взрыватель).

Такая система наведения была оптимальна для торпед советских подводных лодок, которым предстояло действовать в условиях господства противолодочных сил НАТО, т.к. позволяла свободно маневрировать после пуска торпед. Основными советской противокорабельной торпедой была парогазовая торпеда 53-65К, принятая на вооружение в 1965-м году - простая, дешёвая и очень неприхотливая в эксплуатации, что обеспечило её невероятное долголетие, она остаётся на вооружение и до сих пор, а также огромные торпеды 65-76, предназначенные для поражения крупных надводных целей, таких как авианосцы. Для борьбы с подлодками противника советские подводники имели электрические торпеды СЭТ-65, оснащённые активной акустической головкой самонаведения.

К началу 1970-х годов на флотах иностранных государств стали появляться торпеды нового поколения, оснащённые системой телеуправления - команды управления подаются на борт торпеды по разматываемому тонкому проводу, дополненной активными акустическими ГСН на конечном участке движения торпеды. Такой способ наведения обеспечил высочайшую эффективность при борьбе как с надводными, так и с подводными целями и привело к появлению так называемых универсальных торпед.

Однако разработанные в Советском Союзе торпеды нового поколения, оснащённые системой телеуправления, существенно отстали от показателей западных аналогов. Созданные в СССР телеуправляемые торпеды были электрическими, которые не могут развивать высокую скорость и не обладают большой дальностью хода. Так к примеру, торпеда ТЭСТ-71 являлась телеуправляемым вариантом торпеды СЭТ-65, не обладавшей высокими тактико-техническими характеристиками, а первая советская универсальная торпеда УСЭТ-80 оказалась откровенно неудачной - её характеристики не шли ни в какое сравнение не только с принятой на вооружение ВМС США в 1972-м году универсальной парогазовой торпедой Мк-48 (сейчас на вооружении американских подводных лодок стоит, но и универсальными электрическими торпедами ВМС НАТО того времени. Самое главное, советские системы телеуправления обладали критическими недостатком. Если в ВМС НАТО телеуправляемые торпеды имели т.н. шланговую катушку - катушка с разматываемым проводом управления находится на борту подводной лодки, что никак не препятствует её маневрированию, то советские торпеды оснащались буксируемой катушкой, размещённой на самой торпеде.

В таком случае интенсивное маневрировании подводной лодки и радикальное изменение курса приводят к обрыву кабеля управления или его может даже оборвать вихревой поток воды, образующийся при движении торпеды. Причиной столь неудачного решения стал слишком высокий уровень автоматизации советских подводных лодок, в частности, наличие автоматической системы заряжания торпед, из-за конструктивных особенностей делающей чрезмерно трудной размещение кабельной катушки торпеды внутри торпедного аппарата и её извлечение после завершения стрельбы. 

В 1986 году была начата работа по созданию новой универсальной парогазовой торпеды УГСТ (Универсальная Глубоководная Самонаводящаяся Торпеда) "Физик". Однако после распада СССР в 1990-х годах в связи с тотальным недофинансированием армии и флота, работы по созданию нового торпедного оружия были фактически остановлены. Лишь в началу двухтысячных годов удалось завершить опытно-конструкторские работы по новой торпеде и 2003-м году она была представлена на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге.

По имеющимся сведениям серийное производство данной торпеды под названием "Физик" было начало в 2015 году. По имеющимся в открытых источниках данных, до этого момента российские подводные лодки не получали новых торпед, а новейшая многоцелевая подводная лодка проекта 885 "Северодвинск", вступившая в строй в 2014 году, получила морально устаревшие торпеды УСЭТ-80. Однако, судя по всему, министерство обороны за последние годы предприняло ряд усилий по исправлению ситуации.

По словам начальника управления боевой подготовки ВМФ контр-адмирала Виктора Кочемазова, с 2016 года подводные лодки российского флота получают модернизированные торпеды. По всей видимости речь идёт о нескольких видах торпед. Например, по имеющейся информации с 2011 года на заводе "Дагдизель" развёрнуто производство модернизированной версии торпеды 53-65К, принятой на вооружение более полувека назад, в 1965-м году. Данная торпеда очень дешёвая, простая, не требовательная к условиям эксплуатации и обладает приемлемыми ТТХ. До конца 1980-х она оставалась являлась весьма грозным оружием, однако прогресс в области гидроакустического противодействия существенно снизил их эффективность. Скорее всего основным направлением модернизации торпеды стало оснащение её системой лоцирования кильватерного следа, работающей на иных, более "помехоустойчивых" физических принципах.

С 2015 года производится также торпеда парогазовая торпеда "Физик". Она имеет дальность 40  или 50 километров при скорости хода 50 или 40 узлов соответственно, оснащена системой телеуправления, а также активно-пассивной акустической системой самонаведения, дополненной системой лоцирования кильватерного следа. К сожалению, проблема с т.н. шланговым телеуправлением на данной торпеде так и не была решена, торпеда по прежнему имеет буксируемую проводную катушку что ограничивает её боевые возможности при атаке подводных лодок противника - ограничивает манёвр подлодки-носителя и делает невозможным залповую стрельбу. Впрочем для поражения надводных целей торпеда более чем эффективна за счёт новой системы лоцирования кильватерного следа.

В настоящее время, согласно заявлениям руководства ВМФ России на озере Иссык-Куль ведутся испытания новой торпеды "Футляр". Со слов представителей руководства ВМФ России, можно сделать вывод, что "Футляр" представляет собой дальнейшее развитие "Физика". Но на "Футляре" будет реализовано "шланговое" телеуправление (заявлялось о "принципиально новой системе телеуправления") , а также повышены возможности системы самонаведения, что повысит эффективность применения торпеды в сложных гидрологических условиях, например, на мелководье или подо льдами. В целом скорее всего, возможности "Футляра" будут соответствовать последним модификациями американской универсальной торпеды Mk-48. Таким образом, имеющееся отставание в области торпедного оружия будет успешно ликвидировано.

Павел Румянцев

По материалам "РИА Новости"

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.



Партнеры