Слово редактора: Доверять или проверять

Доверять или проверять

 

Александра Григоренко, 
главный редактор журнала 
"Новый оборонный заказ. Стратегии"  

 

 

Доверие и ответственность – эти категории во многом определяют взаимоотношения тех, кто принимает решения, и тех, кто их исполняет.

В 2014 году была утверждена концепция открытости федеральных органов власти. В процессе ее реализации ведется мониторинг результатов по следующим критериям: обеспечение обратной связи органов власти с обществом, доступность и понятность, общественный контроль, эффективность и качество принимаемых решений. Министерства и ведомства соревнуются друг с другом вот уже более двух лет. По данным мониторинга, проведенного ВЦИОМ, Министерство обороны России располагается в группе лидеров по комплексному индексу открытости. Исполнителей гособоронзаказа (или потенциальных исполнителей) этот факт должен радовать и обнадеживать.

Контроль и надзор – одни из важнейших функций государства. Нынешняя система госконтроля в России признана неэффективной. Ежегодно контрольно-надзорные органы проводят один миллион семьсот тысяч проверок, из которых только в 15% случаев выявляются существенные нарушения. В стране сорок федеральных контрольных ведомств, осуществляющих на всех уровнях более двухсот видов контроля, и около двух миллионов обязательных требований к предпринимателям. Под эгидой Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам запущена полномасштабная реформа системы.

Строго говоря, инициатива правительства по формированию тесного взаимодействия органов исполнительной власти, бизнеса, экспертного сообщества и граждан направлена на формирование взаимного доверия. Достигается ли этот результат и может ли его измерить ВЦИОМ? Сколько лет понадобится на то, чтобы начать доверять власти в стране, где традиционно бизнес и власть находятся в конфронтации или потребительском отношении друг к другу? Сайт открытого правительства (http://open.gov.ru/), созданный для граждан России и призванный повысить уровень их взаимодействия с органами власти, за прошедший год получил около полумиллиона просмотров. Это ничтожно мало. Для сравнения: сайт журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» просматривало более трехсот тысяч пользователей, а ведь этот ресурс рассчитан только на представителей профессионального сообщества оборонно-промышленного комплекса.

Проблема взаимного недоверия выливается и в проблему взаимной безответственности. Ответственность нельзя дать или возложить, ее можно только взять. ФАС России и Министерство обороны РФ сегодня готовы к прямому диалогу с исполнителями ГОЗ, и суть этого диалога состоит в том, чтобы определить ту ответственность, которую готовы взять на себя заказчики и исполнители, законотворцы и эксперты.

За прошедшие два года в восьми конференциях, организованных журналом для исполнителей ГОЗ и ФОИВ, приняли участие около пятисот предприятий. Именно в атмосфере прямого открытого диалога, споров и несогласий постепенно зарождается то самое доверие и разумное распределение ответственности, которые необходимы для стабильной успешной работы и уверенности в будущем. Процесс небыстрый, ведь на то, чтобы сломать многовековую традицию, потребуется время.

Партнеры