Смена профессии: ракета-носитель «Рокот»

Если разбираться глубоко и серьезно, военный и гражданский космос мало отделимы друг от друга. Изначально вся мировая космическая отрасль выросла из военных разработок по созданию первых баллистических ракет. Первой ракетой, преодолевшей линию Кармана и попавшей в космическое пространство, стала немецкая «Фау-2» во время испытаний на высоту полета. Собственно, и советская ракета «Спутник», которая использовалась при выводе первого в мире космического аппарата ПС-1 на орбиту, – это лишь межконтинентальная баллистическая ракета  8К71 (Р-7).  

 

И далее военная и научная космические программы развивались параллельно, использовали схожие носители и достижения. В 80-е годы прошлого века чрезвычайно актуальным стал вопрос ликвидации баллистических ракет в связи с окончанием их срока годности. С одной стороны, сами ракеты дорогие, с другой стороны, и их ликвидация стоит немало. Даже если просто ликвидировать ракеты путем запуска на полигоне, это потребует серьезных вложений в подготовку и организацию пусков. 

Дополнительную лепту внесло и подписание Россией договора СНВ-2, запрещавшего использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями (в итоге договор так и не вступил в силу, однако заставил задуматься о необходимости утилизации большого количества ракет). 

 

Рождение «Рокота» 

Тогда специалистам и пришла в голову идея переделывать баллистические ракеты для запуска космических аппаратов. На первый взгляд, идея очень простая и здравая. Если есть ракета, способная выводить полезную нагрузку на орбиту, почему бы не воспользоваться ею и не получить за это денег? Кроме того, впервые взяться за переделку решил ГКНПЦ им. Хруничева, который имел большой опыт и вес на космическом рынке. 

Для диверсифицированного проекта ракеты выбор пал на баллистическую РС-18 (по классификации НАТО SS-19 «Стилет»). Уже тогда стало понятно, что просто менять полезную нагрузку с боевого оснащения на космический аппарат не получится. Ракете для вывода на нужную орбиту была добавлена третья ступень – разгонный блок «Бриз». В таком доработанном виде ракета-носитель получила название «Рокот». Дополнительно к переделкам самой ракеты потребовалось доработать и стартовую площадку на военном космодроме Плесецк. 

Итогом стала ракета стартовой массой 107 500 кг, способная вывести до 2150 кг полезной нагрузки на круговую орбиту высотой 200 км и наклонением 63°. Это не так много, но как легкий носитель ракета вполне могла сработать. Кроме того, благодаря наличию в схеме разгонного блока возможно при групповом выведении разводить спутники на требуемые орбиты, либо обеспечивать выведение космических аппаратов по энергетически оптимальным траекториям.  

 

Пуски 

С момента первого запуска 20 ноября 1990 года за почти тридцать лет использования было произведено всего 32 пуска. Это очень немного. Почему же так получилось? Во-первых, оказалось, что итоговый объем всех переделок, требуемых для запуска космических аппаратов, гораздо больше, чем предполагалось при первоначальном проектировании, и занимает больше времени. В итоге создавать ракеты «под запуск» в течение кратчайшего времени, устанавливая полезную нагрузку прямо на военный носитель, не получилось. Время ожидания в очереди для клиентов оказалось примерно таким же, как и для «гражданских» ракет. 

Во-вторых, причиной стало не самое удобное географическое расположение космодрома Плесецк. Он находится севернее большинства мировых космодромов и, соответственно, может запускать космические аппараты на орбиты с большим наклонением. Поэтому часть коммерческих заказчиков были вынуждены искать другие способы для запуска. Отдельно стоит сказать и о том, что несмотря на все усилия со стороны продавцов и организаторов запуска (ГКНПЦ им. Хруничева), работа с военными имеет свои особенности: для большинства коммерческих клиентов это не так удобно, как работа с гражданским космодромом. 

Кроме того, в настоящее время на мировом рынке в классе легких ракет-носителей очень высокая конкуренция. Слишком много различных носителей, а количество аппаратов ограничено, да еще и появилась возможность пакетных запусков на ракетах-носителях среднего класса, когда за один старт на орбиты выводится несколько десятков различных спутников. 

 

С надеждой на продолжение 

В итоге оказалось, что «практически бесплатных» носителей не бывает: сами боевые ракеты по нескольким параметрам не очень подходили. Многочисленные доработки и модернизация в первую очередь требовались при создании системы управления. Отдельная проблема – это температурные и вибрационные нагрузки. Боевое оснащение ракеты – гораздо менее нежный груз, чем сложные гражданские спутники. 

И если в 90-х годах прошлого века возможность совершить запуск космического аппарата на русской ракете, только вчера снятой с боевого дежурства, рассматривалась как экзотика и, возможно, интересное перспективное решение, то современная политическая ситуация «смыла» с диверсифицированных ракет весь флер романтики. 

Программа «Рокот» продолжит существование, так как Министерство обороны, заинтересованное в диверсификации баллистических ракет, будет поддерживать необходимый уровень госзаказа. Есть ли у «Рокота» надежда на получение серьезной доли рынка – вопрос дискуссионный. Пока массового спроса на носители легкого класса в мире не отмечается. Последний на данный момент запуск «Рокота» был произведен 20 ноября 2018 года в интересах Министерства обороны. На нынешний год также запланированы один или два запуска, и тоже военные. 

Впрочем, идея коммерциализации и диверсификации баллистических ракет в космические остается актуальной и продолжает прорабатываться. Сейчас главная ставка делается на гражданскую доработку тяжелых двухступенчатых ракет Р-36 «Воевода». В настоящее время на вооружении стоит более пятидесяти таких носителей. Но это уже совсем другой проект.  

 

 

Михаил Котов 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  

№ 5 (58) 2019г. , Санкт-Петербург

Партнеры