Если разбираться глубоко и серьезно, военный и гражданский космос мало отделимы друг от друга. Изначально вся мировая космическая отрасль выросла из военных разработок по созданию первых баллистических ракет. Первой ракетой, преодолевшей линию Кармана и попавшей в космическое пространство, стала немецкая «Фау-2» во время испытаний на высоту полета. Собственно, и советская ракета «Спутник», которая использовалась при выводе первого в мире космического аппарата ПС-1 на орбиту, – это лишь межконтинентальная баллистическая ракета 8К71 (Р-7).
И далее военная и научная космические программы развивались параллельно, использовали схожие носители и достижения. В 80-е годы прошлого века чрезвычайно актуальным стал вопрос ликвидации баллистических ракет в связи с окончанием их срока годности. С одной стороны, сами ракеты дорогие, с другой стороны, и их ликвидация стоит немало. Даже если просто ликвидировать ракеты путем запуска на полигоне, это потребует серьезных вложений в подготовку и организацию пусков.
Дополнительную лепту внесло и подписание Россией договора СНВ-2, запрещавшего использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями (в итоге договор так и не вступил в силу, однако заставил задуматься о необходимости утилизации большого количества ракет).
Рождение «Рокота»
Тогда специалистам и пришла в голову идея переделывать баллистические ракеты для запуска космических аппаратов. На первый взгляд, идея очень простая и здравая. Если есть ракета, способная выводить полезную нагрузку на орбиту, почему бы не воспользоваться ею и не получить за это денег? Кроме того, впервые взяться за переделку решил ГКНПЦ им. Хруничева, который имел большой опыт и вес на космическом рынке.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.