Традиционно российские поставки на экспорт авиационной техники и средств ПВО превышают 50% от всей номенклатуры, однако не следует преуменьшать важность поставок техники сухопутных войск. Например, в 2017 г. доля авиационной техники в портфеле традиционно составила 50%, следом шла техника сухопутных войск (в течение года назывались цифры от 20 до 30%), до 20% – техника ПВО и около 6–7% – военно-морская техника. В том же году сообщалось, что в мире наблюдается рост спроса на стрелковое оружие, средства ближнего боя, прицелы и боеприпасы. При этом за 2014–2017 гг. портфель заказов АО «Рособоронэкспорт» на эту продукцию вырос более чем в пять раз. Годом ранее доля сухопутной техники была несколько ниже (16%), она находилась на третьем месте, пропустив вперед авиацию и средства ПВО. Примерно такая же картина наблюдалась и в 2014 г.: также третье место, хотя и более высокая доля – 21%, с небольшим отставанием от техники ПВО с ее 25,7%.
Сообщались и некоторые абсолютные показатели – так, в начале сентября 2015 г. в портфеле заказов на этот сегмент вооружений приходилось порядка 12 млрд долл., притом что сам портфель в течение года составлял 38–45 млрд долл.
Все это позволяет говорить о том, что экспорт техники сухопутных войск представляет важный элемент российской системы ВТС и генерирует несколько миллиардов долларов валютной выручки в год. Правда, идентифицировать удается немного контрактов, кроме того, по ряду популярных позиций довольно сложно установить источник – новое ли это производство или поставка осуществляется из наличия Министерства обороны России.
Важно отметить, что именно благодаря экспорту в прошлом удавалось сохранять производство ряда критических изделий. Так получилось в случае с БМП-3, которую в буквальном смысле слова «спас» контракт с ОАЭ в начале 1990-х гг., а также танка Т-90, контракт на который с Индией значительно улучшил позиции его производителя АО НПК «Уралвагонзавод». Интересно, что благодаря первым крупным контрактам со «стартовыми» заказчиками удавалось заключить новые контракты, которые затем обеспечивали загрузку в последующие годы. Опять-таки, в недавнее время в случае с БМП-3 это был Ирак, а с Т-90 – Алжир, ставший вторым после Индии покупателем танка этого типа (по числу закупленных единиц). Оптимизм внушает и факт экспортных поставок российской техники нового поколения, как было в случае Узбекистана и защищенных автомобилей ЗА-53949А, которые поступили инозаказчику спустя год после появления в российской армии.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.