От городского аэротакси до нефтяных вышек

На авиасалоне МАКС-2019 холдинг «Вертолеты России» представил целую линейку новых гражданских вертолетов. Прошедший в конце августа в подмосковном Жуковском авиасалон МАКС-2019 показал, что один из важнейших трендов в развитии российского военно-промышленного комплекса в направлении диверсификации подтверждается конкретными разработками. Реализуемость поручения президента поэтапно наращивать долю выпускаемой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения – к 2025 году до 30%, а к 2030-му до 50% – для разных отраслей оборонной промышленности выглядит по-разному.

Входящий в корпорацию «Ростех» холдинг «Вертолеты России», впрочем, не принадлежит к числу тех, кому нечего предложить на мирном поприще. Хотя компания обладает устойчивыми позициями на военном рынке (только для российских вооруженных сил согласно государственной программе вооружения до 2027 года планируется получить 423 вертолета, в том числе, двести боевых Ка-52 и Ми-28), домашний авиасалон прошел под знаком презентации гражданских вертолетов, которые составляют линейку, обеспечивающую предложение для любых задач.

Такси и лимузин

Одной из наиболее интересных новинок не только вертолетной части, но и салона в целом стал легкий VRT500. Ранее на профильной выставке HeliRussia он был представлен в виде упрощенного макета. К воплощению подходит проект не под классическими советскими брендами «Камов» или «Миль», а под новым – VRT, «ВР-Технологии»: созданного в 2014 году нового конструкторского бюро холдинга «Вертолеты России». В активе этого КБ и уже выпускаемые беспилотники VRT300 и VRT30.

VRT500 – легкий шестиместный однодвигательный вертолет соосной схемы. По массе – это одноклассник таких популярных во всем мире машин, как Airbus Helicopters H120 или Bell 505. При этом за счет выбора соосной схемы он значительно короче их, а по габаритам меньше не только их, но и более легких Robinson R44. Отсутствие необходимости в прокладке трансмиссии рулевого винта позволило более компактно разместить силовую установку и добиться максимального для этого класса объема салона – на кубометр больше, чем у вышеупомянутых H120/Bell 505. Кроме того, вертолет получил также необычный для таких размеров большой кормовой люк прямо в салоне, что особенно удобно для санитарно-эвакуационных вариантов.

Полезна и его повышенная безопасность на земле – за счет устранения постоянной опасности от хвостового винта, а также высоты расположения винтов (почти 3 м до нижнего), что полностью исключает угрозу для пассажиров при посадке-высадке. Вертолет легко конвертируется из одной модификации в другую за счет быстросъемных кресел и оборудования. В числе типовых версий можно указать пассажирские (на четыре или пять пассажиров), санитарную, грузовую, полицейскую, для VIP-перевозок.

В данный момент вертолет готовится к первому полету, который должен состояться в следующем году. Производство планируется развернуть на Улан-Удэнском авиационном заводе. В 2023 году, после сертификации, планируется начать поставки покупателям. Первые сделки уже были заключены – на авиасалоне подписано соглашение по приобретению пяти машин малазийской компанией Ludev Aviation, которая планирует заниматься дилерским продвижением вертолета в регионе. Ведутся переговоры и с другими потенциальными покупателями, расположенными в Азии и Европе.

Но наиболее громкой новостью, связанной с VRT500, на МАКС-2019 стал анонс совместного проекта «Яндекса» и «Вертолетов России» по созданию в Москве службы авиатакси – для этой цели выбран именно этот вертолет за его максимальную экономическую эффективность, что обеспечивает перспективу выхода проекта на окупаемость при доступной цене билета. На салоне VRT500 был представлен в условной раскраске «аэротакси» и с компоновкой салона для перевозки на короткие расстояния с пятью пассажирскими креслами.

VRT500 нацелен на крупнейший рынок, где ранее российские машины практически не были представлены (Ка-226 и «Ансат» – значительно более тяжелые вертолеты). К сильным сторонам проекта относится уникальная для мирового рынка, но в то же время прекрасно отработанная в России соосная схема, а также объемная кабина, модульность и использование самых современных технологий.

Еще одним проектом, ориентированным на перевозку пассажиров – на этот раз не массовую, а люксовую, – стала дебютировавшая на МАКС-2019 специальная версия уже хорошо зарекомендовавшего себя легкого двухдвигательного вертолета классической схемы «Ансат», созданная совместно с российским брендом автомобилей представительного класса Aurus. Роднят авто и винтокрылую машину в первую очередь общие дизайнерские решения при отделке салона. Результатом стало создание машины с уникальным соотношением высочайшего уровня комфорта и цены ниже, чем у конкурентов. Значительно меньшая цена эксплуатации по сравнению с вертолетами семейства Ми-8 может вызвать интерес и у госзаказчика.

Удобство создается не только за счет просторных кресел и отделки салона материалами премиум-класса, но и чисто инженерными решениями – это звукоизоляция, регулируемая тонировка стекол, индивидуальный климат-контроль, перепланировка потолка кабины и т.д. Способствует комфорту пассажиров и заложенное в базовой машине решение – большие для этого класса габариты пассажирской кабины. Отделка представленного на авиасалоне вертолета была завершена буквально перед выставкой. Теперь предстоит завершение цикла испытаний, получение дополнительных сертификатов, после чего будет возможна поставка машины клиентам.

«Ансат» – один из примеров успешного создания гражданских вертолетов в России. Спроектированный конструкторским бюро Казанского вертолетного завода и выпускаемый там же, он не только поставляется вооруженным силам в качестве учебной машины, но и в больших объемах производится для гражданских нужд. Закупки медицинских «Ансатов» составляют основу масштабной программы обновления российской санитарной авиации. Велик к нему интерес и в качестве пассажирского – например, на МАКС-2019 ГК «Ростех» подписала с «Полярными авиалиниями» контракт на поставку семи вертолетов, причем машины будут выпущены в специальном техническом облике для Крайнего Севера: с увеличенным запасом топлива, противообледенительной системой и возможностью обеспечения полета по приборам в сложных метеоусловиях.

Эксплуатация «Ансатов» активизируется: по данным «Русских вертолетных систем», в 2018 году их налет превысил показатель предыдущего года в 6,7 раза. Первым зарубежным покупателем этого вертолета стал Китай, поставки медицинских машин по контракту для Ассоциации медицины катастроф КНР должны начаться в текущем году.

В среднем классе

Еще одной премьерой МАКС-2019 стал впервые показанный в летной программе средний многоцелевой вертолет Ка-62. Несмотря на внешнее сходство с ориентированным на военного заказчика Ка-60 и использование некоторых общих конструктивных решений (из наиболее заметных – хвостовой винт типа «фенестрон», то есть многолопастной и расположенный в кольце хвостового оперения), это новая машина, разработка которой началась в 2008–2009 годах.

На салоне был показан четвертый построенный вертолет (считая один для испытаний на привязи и еще один собранный, но еще не приступивший к полетам), испытания которого начались в августе. По опыту испытаний первых двух машин (первый полет выполнен в 2016 году) в конструкцию третьей внесен ряд изменений, в том числе, усилена конструкция хвостового винта и оперения, силового набора фюзеляжа, доработана трансмиссия.

Представленный на МАКС-2019 вертолет выполнен в комплектации для корпоративных перевозок, но кроме нее планируются и иные типовые модификации. Одной из наиболее перспективных выглядит версия для шельфовых перевозок. За счет наличия сразу шести крупных иллюминаторов-аварийных выходов машина в версии на 12 пассажиров (базовая пассажирская версия – до 15 человек) будет соответствовать самым строгим требованиям по безопасности. В 2020–2021 годах планируется пройти российскую сертификацию базовой корпоративной модификации, на которую уже есть твердый контракт. В 2022 году, после прохождения европейской сертификации, предполагается выход на мировой рынок.

К сильным сторонам вертолета нужно отнести мощный французский двигатель, обеспечивающий хорошие летные характеристики, особенно в жарком климате или на высокогорье. При изначально принятом принципиальном подходе при подборе комплектующих – «выбирать лучшее во всем мире» – нашлось место и российским компонентам (там где они удовлетворяли этому строгому правилу). Так, например, кабинное оборудование и навигационная система – российской разработки и производства, как и фюзеляж.

Вертолеты Ка-62 и «Ансат» должны заменить значительную часть крупного российского парка старых Ми-8 еще советского выпуска – очень часто для выполняемых задач этот вертолет оказывается крайне переразмерен, и, как следствие, его эксплуатация становится чрезвычайно дорогой ввиду большого расхода топлива.

Однако тот факт, что значительную часть эксплуатируемых Ми-8 нужно менять на молодые машины, разумеется, не означает, что проверенное семейство сойдет со сцены полностью. Ниша для вертолета «верхне-среднего» класса всегда сохраняется, особенно в нашей стране, где актуальна эксплуатация в сложных географических и климатических условиях, а значительная часть нефтегазовой отрасли работает хоть и на земле, но в малодоступных регионах.

На авиасалоне был показан новейший гражданский представитель семейства Ми-8/17 – Ми-171А2, коммерческая эксплуатация которого началась в феврале 2019 года в Западной Сибири. При внешнем сходстве со старыми машинами этот вертолет имеет много отличий: более мощный двигатель, новые лопасти несущего винта из композитных материалов с большим ресурсом и тягой, Х-образный хвостовой винт, автоматическая система обнаружения препятствий, полностью обновленная кабина, позволившая сократить экипаж до двух человек и обеспечить пилотирование ночью и в сложных метеоусловиях по приборам. Вертолет прошел наиболее строгую сертификацию по безопасности полетов в России. Прошел он сертификацию и в Китае; в соответствии с заключенными договоренностями первые шесть машин в Поднебесную планируют поставить в 2022 году.

Для выполнения специальных задач этот вертолет можно быстро оснащать по модульной схеме таким дополнительным оборудованием, как поисковый прожектор, громкоговоритель, несколько видов лебедок, а также внешними подвесками для грузов и противопожарным оборудованием. Развитие семейства продолжается, ведется разработка шельфовой модификации Ми-171А3 с измененным фюзеляжем.

Символически завершал широкую гражданскую линейку «Вертолетов России» на МАКС-2019 премьерный серийный Ми-38, впервые показанный и официально сертифицированный в VIP-комплектации. Новейший, еще более мощный и тяжелый, чем машины семейства Ми-8/17, этот вертолет был представлен также в военной модификации для десантных войск. Поставки в Вооруженные силы России должны начаться в ближайшее время, параллельно вертолет должен поступить в опытную гражданскую эксплуатацию в «Русские вертолетные системы».

Гражданские поставки этих машин, вероятно, в первое время будут невелики, но постепенно Ми-38 станет отвоевывать свою нишу «над» Ми-8/17 для таких задач, как перевозки первых лиц, наиболее сложные поисково-спасательные, медицинские задачи и перевозка крупных грузов и большого количества (до 29) пассажиров в сложных климатических условиях.

Предыдущие домашние авиасалоны фокусировались на военной технике, но в этот раз холдинг «Вертолеты России» представил, как можно видеть, линейку новых гражданских вертолетов. Это позволяет холдингу уверенно смотреть в будущее и добиваться успеха не только на отечественном, но и на мировом рынке, где российские вертолеты – это проверенный временем знак качества.

Автор Александр Ермаков

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 6 (59) 2019 г., Санкт-Петербург  

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры