Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Инновационный клуб МСП (начало)

Стремительно меняющаяся глобальная экономическая и технологическая реальность предполагает необходимость масштабной работы над актуализацией многих управленческих и бизнес-практик в России. Для построения эффективных методов создания конкурентоспособной продукции в масштабе всего государства, в частности, представляется необходимым рациональное построение научно-производственных структур (НПС) в сегменте малых и средних предприятий (МСП).

Зависимость влияния потребительской функции (Фп) и создающей ее структуры научно-производственного предприятия (НПП)

В настоящее время в России сложилась структура научных, научно-производственных, производственных предприятий и объединений в наукоемких областях народного хозяйства, которые рыночными можно назвать весьма условно, поскольку потребителями продукции этих предприятий выступают заказчики и распорядители в основном бюджетных средств, финансирующие нужды в интересах силовых ведомств страны или гражданских ведомств в соответствии с федеральными целевыми программами (ФЦП).

Построение такой системы и связанных с ней структур работ и управления, очевидно, продиктовано обстоятельствами неблагоприятного влияния политических и других внешних факторов и вынужденной в связи с этим концентрации усилий, направленных на обеспечение безопасности и обороноспособности страны.

В перспективе предполагается, что после завершения и успешного решения этих задач перед народным хозяйством должна быть поставлена новая цель – эффективное развитие и функционирование народного хозяйства на рыночной основе с использованием базы достижений в науке, технике, технологиях. Значительную роль в решении этих задач будут играть наукоемкие научно-производственные предприятия (НПП), созданные для удовлетворения потребностей внешней и внутренней рыночной среды в условиях конкуренции. Опыт мировой экономики говорит, что основой эффективного функционирования и развития рынка на 80% должны быть предприятия малого и среднего бизнеса.

У этого предположения есть вполне математические обоснования, если исходить из рациональных принципов организации и управления НПП в сегменте МСП в области наукоемких технологий в условиях рынка.

Зависимость построения структуры НПП от структуры товарной продукции (с учетом объема выпуска этой продукции)

Рассмотрим функционирование предприятия с помощью графической схемы взаимодействия внешней и внутренней сред (рис. 1).

При рассмотрении влияния на НПП факторов внешней среды нетрудно заметить, что в настоящее время в РФ сильно воздействуют факторы внешней макросреды, что влечет за собой потребность в формировании наукоемких товаров, связанных с безопасностью государства. Важно отметить, что в последнее время тенденция к импортозамещению повлекла за собой усиление влияния конкурентной среды на реализацию товарной продукции. Со временем это влияние должно только усиливаться, поскольку рыночная среда станет превалировать над некоторыми факторами внешней среды, например – политическими. Влияние остальных условий, например, экономических, технологических и других только усилит конкуренцию между товаропроизводителями.

Во внешних, и особенно конкурентных средах формируются требования к потребительским функциям и их изменениям, а предприятия, в особенности НПП, адаптируются к требованиям рынка, отвечая на вопрос, могут ли они их удовлетворить. Формируется структура предприятия (НПП), способного разработать, произвести и реализовать товарную продукцию, удовлетворяющую этим требованиям.

Анализируя эту очевидную зависимость, мы обнаруживаем более глубокий процесс возникновения соответствия потребительской внешней функции и иерархической внутренней структуры. По крайней мере, подобная взаимосвязь отражает базовую актуальную и подвижную основу НПП, работающего на рынке и обеспечивающего конкурентное преимущество своей продукции.

Для практического обеспечения этого принципа при создании и управлении НПП необходимо учесть взаимодействие потребительской функции и структуры НПП (рис. 2).

Потребительская функция, как более подвижная, формирует структуру предприятия, и, в свою очередь, структура предприятия формирует возможность создания новой функции или ее совершенствования.

Под структурой предприятия следует понимать иерархию построения предприятия, обеспечивающую создание настоящих и перспективных потребительских функций и управление ими. Обеспечение этого принципа взаимодействия при построении структуры предприятия исключит в производстве и при реализации товарной продукции избыточность подразделений, не отражающих структуру потребительских функций.

Для анализа этого принципа представим графически структуру товарной продукции (рис. 3), реализующей определенные потребительские функции, востребованные на рынке, в зависимости от своей сложности:

∑Фп à ∑КТСр – товарная продукция,

где Фп – потребительская функция; КТСр – совокупность решений (конструкция-технология-стоимость):

Фп1 à КТСр1 ;

Фп2 à КТСр2;

Фп3 à КТСр3;

. . .

Фпm à КТСрn.

Если исходить из анализа структуры товарной продукции, видно, что товар представляет собой сумму потребительских функций:

∑Фп = Фп1 + Фп2 + Фп3 + ... + Фпm.

Для того чтобы представить эти функции в производстве, их необходимо выразить как сумму конструкторских, технологических и стоимостных решений в виде конструкций, чертежей, технологических процессов и затрат на их разработку, производство и (в дальнейшем) на эксплуатацию.

∑КТСр = КТСр1 + КТСр2 + КТСр3 + … + КТСрn.

При разработке структуры предприятия, которое создает и производит товарную продукцию, следует исходить из организации его подразделений, создающих те или иные КТСр, соответствующие Фп.

Таким образом, один из основополагающих принципов построения структуры НПП – это повторение структуры товара подразделениями НПП.

Этот принцип соответствия следует закладывать как основу построения структуры НПП, но с условием учета объема производства товарной продукции в зависимости от этапов жизненных циклов эволюции (ЖЦ), на которых находятся предприятие, товар и рынок.

Информация, маркетинг, структура

Наличие в структуре КТСр составляющей, определяющей финансовые затраты на создание, производство и эксплуатацию будущих потребительских функций, естественно, предполагает, что эти затраты должны быть обоснованы, сбалансированы, рассчитаны с учетом разработки, подготовки производства, производства и эксплуатации. Кроме того, они должны укладываться в прогнозную цену на рынке, определяемую по результатам маркетинговых исследований.

С учетом изложенного определяется и объем инвестиций, предполагающих окупаемость затрат по результатам будущего объема продаж, определяемого исследованием рыночной потребности в разрабатываемом товаре. На рис. 4 представлены этапы жизненного цикла: создание товара, подготовка производства, собственно производство и реализация на рынке (подобные этапы проходят и сами предприятия и рынки).

В наукоемком производстве особая роль отведена информационному обеспечению. Информация буквально пронизывает все этапы работы предприятия, создания производства и выпуска товарной продукции. Маркетинговые исследования начинаются с анализа информации о влиянии факторов макро- и конкурентных сред путем организации поисковых научно-исследовательских работ. Полученная и структурированная информация становится основой формирования банков данных Фп и КТСр, которые в дальнейшем используются при формировании технико-экономических заданий (ТЭЗ) для опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию нового товара и соответствующей технологии.

Известная формула К. Маркса «товар-деньги-товар» на наукоемком предприятии превращается в расширенную формулу, имеющую следующее графическое представление (рис. 5).

Таким образом, в структуре НПП информационное обеспечение должно быть встроено в каждую функцию и каждое структурное подразделение (в соответствии с его функциями), что обеспечивает создание необходимого потребителю товара и выведение его на рынок в то время, которое определено маркетинговыми исследованиями.

Стандартизация и унификация как путь к оптимизации затрат и достижению синергии

В НПП большая роль отводится стандартизации и унификации создаваемой продукции. Стандартизация и унификация закладываются на этапе НИОКР и преследуют следующие цели:

  • Удешевление этапов НИОКР за счет использования части предыдущих разработок в новых решениях. Эта работа снижает коэффициент новизны (Кн), однако удешевляет этапы – как разработки конструкторской документации (КД), так и подготовки производства и сбыта;
  • Снижение производственных затрат за счет увеличения количества однотипных деталей, сборок и т.д., что ведет к увеличению серийности однотипных деталей, поскольку при этом вступает в силу эффект масштаба.

Унификация и стандартизация приводят к упрощению организации на этапах НИОКР, производства и сбыта за счет использования синергетического эффекта, заключающегося во взаимодействии как технических, так и организационно-управленческих факторов, приводящих к существенной экономии затрат и, как итог, к возможности иметь конкурентное преимущество на рынке.

На рис. 6 схематически показаны комплексное взаимодействие и влияние различных факторов на процесс создания и продвижения на рынок товарной продукции и связанной с ним структуры предприятия.

Итак, прежде чем создавать товар, необходимо собрать и структурировать информацию о требуемых на перспективном рынке новых потребительских функциях этого товара в виде банков данных Фп и КТСр. Эту базовую задачу на старте помогают решить, во-первых, знание факторов внешней и конкурентной сред, а во-вторых, полученные в процессе поиска результаты фундаментальных исследований, которые составляют основу для представлений о возможности создания новых потребительских функций, КТСр и их структуры.

В качестве условий успешного вывода на рынок инновационной продукции силами НПП из сегмента малого и среднего бизнеса выделим следующие:

  • создание банков данных Фп и КТСр, полученных в результате маркетинговых исследований;
  • получение информации в виде поисковой НИР о потребностях перспективного рынка в будущей товарной продукции;
  • расчет адекватного времени вывода продукта на рынок;
  • расчет необходимого объема финансирования для создания производства;
  • выстраивание системы продаж и продвижения (маркетинговой стратегии).

С учетом факторов унификации и синергии у инновационного НПП есть все шансы получить приоритетные заказы и организовать их выполнение.

Все перечисленные принципы построения структуры и управления НПП приводят к тому, что создается оптимальная система управляемости и адаптации к скорости изменения внешней среды. Важнейший фактор успеха подобных предприятий в сегменте МСП – это высокая мотивация квалифицированного научного и производственного персонала, которая возникает за счет его близости к созданию конечного продукта. Непосредственное участие сотрудников в организации научно-производственного процесса, их информированность и вовлеченность в достижение цели обеспечивают большую отдачу и более высокую производительность труда.

На крупных предприятиях «цепочка» ценностей довольно длинная, и персонал «отодвинут» от создания конечного продукта, что снижает мотивацию и ответственность при принятии решений. Это, в свою очередь, приводит к длительным согласованиям, затягиванию, бюрократической волоките, отсутствию заинтересованности в результате.

По сравнению со схемой структуры и управления малых и средних НПП, на крупных предприятиях и объединениях из-за сложной вертикальной иерархической модели менеджмента не обеспечивается соотношение скорости и глубины изменений предмета труда и скорости принятия решений по адаптации к изменениям внешней среды.

Продолжение темы читайте в следующем номере

И.Л. Калюжный, к.т.н., д.э.н., профессор

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 2 (61), 2020 г., Санкт-Петербург

Партнеры