Каталог предметов снабжения – маркетинговое оружие ОПК

В настоящее время проводится организация многопользовательского доступа к Каталогу предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации. Для этого на базе ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России развернут Программно-технический комплекс автоматизации системы каталогизации предметов снабжения (ПТКА СКПС, изделие 13НЛ46).

 

Високосный год

К системе один за другим подключаются органы военного управления и промышленные предприятия. В целом на стадию перехода к полноценной практической эксплуатации программно-технического комплекса отведен год. Текущий год.

Первое, что нужно сделать компаниям, желающим подключиться к электронной версии каталога, это приобрести программное обеспечение VipNet. А после установки и настройки сети ViPNet отправить в адрес ФГБУ «46 ЦНИИ» заявку на добавление компании в реестр пользователей ПТКА СКПС.

Следует понимать, что содержащаяся в каталоге информация разделена на два блока. Часть сведений составляет государственную тайну. И естественно, к этой информации сотрудники компаний без доступов просто не подключатся. Режим пользования этим массивом данных требует специальных форматов, разработанных в соответствии с ГОСТ РВ 0044-011. А сама информация передается исключительно на отчуждаемых носителях информации – дискетах, флэшках и т.д., но никак не удаленно.

Зато вторая часть собранных данных доступна через открытые каналы связи, в том числе и через интернет с применением средств криптографической защиты, сертифицированных ФСБ России и получивших подтверждение соответствия в ФСТЭК России.

И право оперирования этими данными для любого предприятия, работающего в сфере ГОЗ, способно заменить содержание развернутого маркетингового центра с десятками сотрудников.

Если говорить кратко, функционал ПТКА СКПС позволяет вести поиск предметов снабжения по конкретным характеристикам и проводить сопоставительный анализ предметов снабжения. В рассматриваемой базе данных накоплены сведения о четырехстах тысячах предметов снабжения. Из них – более 5 тыс. финальных образцов; более 385 тыс. составных частей и комплектующих изделий; более 150 тыс. каталожных описаний предметов снабжения. А порядка 50 тыс. предметов снабжения имеют сведения о составе и «входимости».

Это продукция более 3,2 тыс. разработчиков, изготовителей и поставщиков. Требование по каталогизации в соответствии с действующей нормативной базой обязательно не только для головных исполнителей, но и для кооперации. И ожидается, что ежегодно систему будут пополнять около 10 тыс. позиций.

Иначе говоря, работая с каталогом, один маркетолог за полчаса сможет получить результаты настоящего маркетингового исследования по заданному рыночному срезу. В то же время Каталог превращается в незаменимый инструмент продвижения выпускаемой предприятием продукции, в том числе и гражданского назначения.

Кроме того, каталогизированная информация удобна для планирования дальнейшей стратегии развития предприятия.

«На фоне внедрения технологий компьютерного моделирования и перехода разработки конструкторской документации в электронный вид ведение снабжения по Каталогу становится особенно актуально, – комментирует заместитель начальника отдела ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России Антон Пьянков. – И за счет уникальной идентификации продукции Каталог становится удобной информационной основой для автоматизированных систем, связанных с послепродажным обслуживанием».

Что внутри каталога

Итак, главным достоинством именно Каталога предметов снабжения названа уникальная идентификация продукции.

Точнее говоря, каждому изделию присваивается федеральный номенклатурный номер (ФНН).

«Это тринадцатизначный код, благодаря которому, даже не видя само изделие, можно определить, например, что оно относится к стрелковому оружию калибра менее 30 мм», – поясняет Антон Пьянков.

В частности, первые четыре цифры кода обозначают класс ЕКПС (Единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд). Следующие две цифры – код региона, где произведено изделие…

В ФГБУ «46 ЦНИИ» отмечают, что с некоторых пор в России сложилась странная ситуация. В сфере оснащения Вооруженных Сил современным вооружением фигурирует целый ряд разных каталогов. Так, есть Государственная программа вооружений, ГОЗ, различные планы импортозамещения, Государственная программа развития ОПК… И в разных программных планах одна и та же разработка может называться совершенно по-разному.

Например, именуемый в одной программе «перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» в другой программе называется «ОКР «Столица», в третьей уже – «Т-50». Унифицированный ФНН вводится, чтобы эти планы стало бы можно сравнивать в автоматическом режиме.

Следующий показательный пример, зачем нужен ФНН, выглядит так. Сегодня комплект документации на военный самолет включает более 3,5 тыс. документов. То есть, она порой весит больше, чем сам самолет. Каталогизация же позволит из всего объема конструкторской документации выделить только то, что интересует заказчика. А остальное отсеет, сэкономив огромное количество человеко-часов.

В общем, в настоящее время невозможно принять на снабжение образец вооружений, если процедура каталогизации не пройдена. Точнее, если образцу не присвоен персональный ФНН.

Впрочем, каталогизация не ограничивается присвоением идентификационного номера. Каталог ПС – это полноценная информационная база, содержащая данные о предметах снабжения, сформированные в соответствии с установленными правилами формализованного описания, классификации, кодирования и учета.

Иначе говоря, Каталог, во-первых, содержит сведения о разработчиках (изготовителях, поставщиках). Во-вторых, сведения о составе («входимости») образца.

Для понимания: подробности о входимости и составе позволяют формировать иерархические связи между финальными образцами и составными частями предметов снабжения, получая самый низкий уровень разукрупнения. В случае Каталога на самой низкой ступени находится электронная компонентная база. И в сумме эта информация позволяет отследить все детали в финальных изделиях – вплоть до используемых материалов и лакокрасочных покрытий.

Отметим, эта информация позволяет учитывать потребность в разного рода запасах для планов Минобороны на долгосрочную перспективу. И, по большому счету, обеспечивает контроль госпрограммы вооружений.

Третья – и, по сути, для каталога центральная группа данных – это вся продукция, описанная по единым правилам. Этот массив сводится на основе стандартных форматов описаний. Причем «Перечень характеристик предмета снабжения» ресурса содержит нормативно установленные двадцать две группы характеристик. Иначе говоря, Каталог предоставляет пользователям максимальную полноту описания.

Наконец, сопровождающие описания иллюстрационные материалы призваны помогать избегать ошибок при идентификации объектов.

«Мы не все подряд каталогизируем, а только предметы снабжения. То, что может быть самостоятельно включено в гособоронзаказ: само финальное изделие, его составные части, ЗИПы…», – оговаривается Антон Пьянков.

Есть ошибочное представление, что если образец больших размеров, его нужно каталогизировать. Не обязательно. Например, корабельный двигатель или винт не будут представлять собой предметы самостоятельной поставки. Ведь Минобороны отдельно эти изделия покупать никогда не станет.

Соответственно, одним из критериев «самостоятельности» изделия можно считать следующее. Смогут ли военнослужащие сами поменять деталь в условиях воинской части – или нет. Если смогут – тогда она «самостоятельна» и включается в каталог. Если же замена возможна только в заводских условиях, как правило, деталь не является объектом поставки.

Военизированный маркетплейс

В общем, Каталог – это полноформатная информационная база, содержащая данные о предметах снабжения, сформированные в соответствии с установленными правилами формализованного описания, классификации, кодирования и учета. Причем эта база состоит из ряда взаимосвязанных информационных массивов, позволяющих: а) однозначно идентифицировать предмет снабжения; б) формировать и хранить значительный структурированный объем информации, связанной с этим конкретным предметом снабжения; и в) использовать эту информацию исходя из потребностей (и полномочий) пользователя (поиск, сравнение, отбор и т.д.)

О чем еще может мечтать маркетолог промышленного производства?

Таким образом, Каталог предметов снабжения поступательно и неизбежно превращается в основную информационную базу по предметам снабжения, предназначенную для использования органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, а также организациями промышленности, участвующими в реализации мероприятий по разработке, производству, закупке, эксплуатации, ремонту и утилизации ВВТ, и обеспечивающую их эффективное взаимодействие при решении задач развития ВВСТ.

Уже сегодня материалы Каталога активно используют заказывающие органы военного управления – например, при разработке технических заданий на новые НИОКР в целях исключения дублирования работ; органы военного управления и НИО Минобороны России – при формировании ГПВ и ГОЗ, при разработке требований к ВВТ, проектов ТТЗ на НИОКР и проведении работ по унификации и планированию работ по утилизации ВВТ.

Головные исполнители ГОЗ обращаются к Каталогу при формировании кооперации. В то же время соисполнители второго-третьего уровня кооперации получают возможность, экономя на маркетинговых исследованиях, изучить рыночные предложения своих конкурентов и узнать, в каких изделиях используется та или иная продукция. То есть, при поиске рынка сбыта своей продукции. А ремонтные организации используют информационный массив при поиске комплектующих, запасных частей и для отбраковки контрафакта.

Кроме того, Каталог служит основой для наполнения Межгосударственного каталога предметов снабжения вооруженных сил государств – членов ОДКБ. Также информационную платформу активно используют другие федеральные органы исполнительной власти при планировании своей закупочной деятельности. Например, в 2018 году в ФГБУ «46 ЦНИИ» поступил запрос из МВД РФ на 100 позиций по тепловизорам, оптике, стрелковому вооружению… Что из перечисленного уже есть в Каталоге? Ведь в соответствии с нормативными документами, если образец принят на снабжение в Министерство обороны, отпадает необходимость лишний раз испытывать образец перед закупкой.

А еще сведения из каталога ПС представляют необходимые исходные данные для функционирования Государственной автоматизированной системы оценки финансово-технологических рисков, возникающих при выполнении государственного оборонного заказа (ГАС ГОЗ).

Диверсификация каталогов

Между тем, предприятия оборонки крайне заинтересованы и в реализации продукции гражданского назначения. При этом за минувший год объем госзакупок в стране вырос на 15% и достиг 9,6 трлн рублей. По данным Единой информационной системы (ЕИС), в сфере закупок в 2019 году госзаказчики разместили 2,9 млн извещений.

На конец 2019 года госзаказчики заключили 3,4 млн контрактов на 7,7 трлн рублей против 3,6 млн контрактов на 6,9 трлн рублей в 2018 году. Причем показатель относительной экономии по заключенным контрактам составил 5,3%: в абсолютном значении экономия госзаказчиков выросла – до 361 млрд рублей против 348 млрд рублей в 2018 году.

В свою очередь, госкомпании разместили в ЕИС 1,2 млн извещений о проведении закупок на 13,9 трлн рублей. Тогда как по итогам 2018 года компании опубликовали в системе 1,3 млн извещений на 16,9 трлн рублей.

В то же время с использованием Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, создаваемого Минфином в рамках Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 г. №145, прошло порядка 15% сделок. Иными словами, Каталог от Минфина также шаг за шагом превращается в обязательное оружие промышленного маркетолога.

Но для предприятий «оборонки» этот каталог актуален не только с точки зрения диверсификации. Но и потому, что обе системы отличаются, как небо и земля. Можно сказать, что они друг друга дополняют.

Прежде всего, у «гражданского» Каталога совершенно особая методика подбора информации. По словам начальника отдела анализа и мониторинга закупок Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Александра Гончарова, каталог ведется в единой информационной системе (ЕИС). И для этой базы данных нет общего закрепленного нормативного документа, который, в частности, требовал бы прохождения жестких отборочных процедур.

В формировании каждой позиции Каталога участвуют все заинтересованные отраслевые органы исполнительной власти, участники рынка со стороны поставщиков и производителей, контрольные органы и даже заказчики – как имеющие опыт закупки определенной продукции.

«Чтобы поменять какие-то характеристики, нам не нужны сложные процедуры. У нас работает экспертный совет, который принимает окончательное решение, – поясняет Александр Гончаров. – И в этот же совет входят контролирующие органы».

Они проверяют предлагаемые параметры на «заточку» под конкретного производителя и на избыточность характеристик.

Детальное описание имеют порядка 70% позиций Каталога товаров, работ, услуг. В остальных позициях некоторые характеристики могут отсутствовать, и заказчику нужно дополнительные характеристики обосновывать.

Александр Гончаров рассказывает о двух из нескольких возможных причин такого решения. Взять, к примеру, обычный бензин. Согласно закону №44-ФЗ, ст. 33 «Правила описания объекта закупки», необходимо руководствоваться техническими регламентами и документами по стандартизации. И оказывается, например, что на 95-й бензин существует два ГОСТа: один от 2015 года и еще один, не отмененный, более ранний ГОСТ. «Или взять моторные масла. Тоже есть свежий новый ГОСТ. Смотрим характеристики, и они соответствуют международным стандартам 20-летней давности», – констатирует представитель Минфина.

В качестве примера второй причины можно привести компьютеры, также сопровождаемые в Каталоге минимальным количеством характеристик. «Вы не увидите там такие характеристики, как диапазон и частота работы процессора. Потому что все специалисты рабочей группы сказали, что тактовая частота работы процессора не важна, а важна производительность, – резюмирует глава отдела. – Именно поэтому мы не включаем в Каталог определенные характеристики».

Не вставайте перед выбором

Принципиальная разница подходов в обоих каталогах не позволяет вести речь об организации межведомственного информационного взаимодействия. Соответственно, предприятиям ОПК целесообразно «присутствовать» в двух базах данных. При этом благополучно функционируют и другие каталоги меньшего масштаба: региональные, ведомственные, отраслевые, курируемые как госструктурами, так и частными компаниями. И такие инструменты продвижения своих продуктовых линеек также небесполезны.

Пока в сфере госзаказа присутствуют разные варианты каталогизации, оборонпрому неразумно ограничиваться каким-либо одним ресурсом.

Игорь Чубаха (по материалам Всероссийской конференции «Гособоронзаказ 2019–2020», которая прошла 13 декабря 2019 года в Санкт-Петербурге)

 ©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 2 (61), 2020 г., Санкт-Петербург

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры