Военный гиперзвук США

Нет сомнений, что в последние годы «гиперзвук» стал самым «модным» словом в военной сфере. После публичной презентации российских программ 1 марта 2018 года американский ВПК и военные удесятерили усилия по получению финансирования на разработки собственного гиперзвукового оружия, результатом чего стало множество параллельных программ, в которых легко запутаться.

«Новый оборонный заказ» подготовил для читателей краткий путеводитель по этому лабиринту.

В предисловии напрашивается общий разговор о современном военном гиперзвуке, его потенциале, подвидах, оправданности и причинах ажиотажа вокруг него, однако все это темы для отдельных статей. Здесь пойдет речь только об американских разработках, а цель обзора – ознакомить читателя с фигурантами грядущих новостей об испытаниях новых продуктов американского ВПК.

Кратко отметим, что под гиперзвуковыми вооружениями мы подразумеваем те, что способны активно маневрировать в атмосфере на скоростях более 5 М, как моторные, так и планирующие. Последние более известны по заимствованному из английского языка слову «глайдер», так как отечественное определение «управляемый гиперзвуковой планирующий боевой блок» в известной степени громоздко. Также заранее уточним, что все нижеперечисленные системы разрабатываются только в неядерном оснащении, по крайней мере, на текущем этапе (что, конечно, не исключает их модернизации или разработки на их основе носителей ядерных зарядов).

Программы авиационных ракет ВВС США

Air-Launched Rapid Response Weapon (ARRW). Программа авиационной ракеты с глайдером, разрабатываемая корпорацией Lockheed Martin официально по контракту объемом 480 млн долларов, выданному ВВС США 13 августа 2018 года. В дальнейшем сумма контракта на разработку ракеты была доведена почти до 1 млрд долларов. Вероятно, основывается на более ранних разработках компании совместно с DARPA (Агентство перспективных разработок Министерства обороны США). Этим объясняются крайне сжатые сроки проекта – начальной боеготовности планируется достичь уже в 2022 году. Это одна из немногих упоминаемых в статье систем вооружения, к которым имеются официальные изображения – как снимки массогабаритного макета на испытаниях в июне 2019 года, так и опубликованные в конце февраля 2020 года по случаю защиты проекта концепт-арты ракеты в полете со сброшенным головным обтекателем и демонстрацией глайдера. На данный момент можно назвать ARRW приоритетной программой гиперзвуковых вооружений как минимум для ВВС США, а возможно, и для Пентагона. Характеризирует это отношение, например, и такой показательный факт: только она имеет открыто представленный войсковой индекс – AGM-183A. Акроним названия программы трансформировался, в свою очередь, в неофициальное «имя» ракеты Arrow («Стрела»).

AGM-183A представляет собой достаточно легкую (стартовая масса около 3–3,5 тонн) ракету с дальностью пуска, по неофициальным оценкам, до 1000 км. Со стороны она выглядит как ракета с привычными пропорциями, но на деле «корпус» – это сбрасываемый в полете твердотопливный ускоритель, а плоский глайдер, который и поражает цель, спрятан под носовым обтекателем. Габариты глайдера, судя по всему, крайне малы и исключают наличие серьезной боевой части. Возможно, она вовсе отсутствует и для поражения цели используется только кинетический эффект удара на высокой скорости, что, однако, крайне повышает требования к точности и ограничивает список пригодных для поражения целей.

Носителем ракет AGM-183A на первом этапе, вероятно, станут стратегические бомбардировщики B-52H Stratofortress, однако в дальнейшем планируется оснащение ими других машин, включая, по крайней мере, бомбардировщики B-21 Raider и даже истребители F-15E/EX Strike Eagle – если удастся «удержать» массогабаритные характеристики, то одну ракету можно будет подвешивать под фюзеляжем истребителя.

Hypersonic Conventional Strike Weapon (HCSW). До недавнего времени у ARRW была параллельно разрабатываемая «сестра» – также планирующий управляемый высокоточный боевой блок на твердотопливном ускорителе. Главным отличием был тип блока – в ракете должен был использоваться «единый» межвидовой глайдер Common-Hypersonic Glide Body (C-HGB), который имеет конусообразную форму и куда большие размеры. Существует несколько снимков концептов и макетов C-HGB. Вероятно, он основан на глайдере совместной программы армии США и DARPA Advanced Hypersonic Weapon (AHW), в рамках которой в 2011 году был осуществлен удачный испытательный пуск на дальность около 3700 км.

О потенциальных размерах итоговой HCSW вместе с ускорителем мы можем только гадать, но очевидно, что они были бы куда больше, чем у AGM-183A. Возможно, именно в расчете на нее для бомбардировщиков B-52H в 2018 году была начата разработка подкрыльевых пилонов с возможностью подвески нескольких боеприпасов массой до 9 тонн каждый.

Вероятно, она имела бы большую дальность, чем ARRW, и определенно больший спектр поражаемых целей, как за счет большей массы, так и вследствие возможности вписать в объем более совершенную систему наведения. Ракета успела получить неофициальное имя Hacksaw («Ножовка»), а корпорация Lockheed Martin в 2018 году – контракт на ее разработку, которая оценивалась в 928 млн долларов. Как и в случае ARRW, планировались кратчайшие сроки постановки на вооружение. Однако в начале 2020 года программу было решено преждевременно закрыть, после того как будет проведена формальная защита проекта, на которой аккумулируют полезный опыт, а средства должны быть перераспределены на работы по ARRW.

Почему HCSW не спас «единый» глайдер, который подавался Пентагоном как очень важная унификация? Вероятно, все дело в габаритах: ВВС решили сосредоточиться на более компактной ARRW, которую можно будет применять с самолетов тактической авиации либо с бомбардировщиков в большем количестве. Возможно, дело было и в цене конечного изделия, и в более размытой тактической нише – если речь идет о поражении особо важной цели, то наверняка у армии и флота найдутся в радиусе нескольких тысяч километров их носители C-HGB, и специально «гонять» B-52H будет излишне.

Tactical Boost Glide (TBG). Кроме программ, которые должны непосредственно привести к разработке новой системы оружия, в США осуществляется целый ряд разработок, которые ставят целью проверку технических решений, наработку опыта. К ним можно отнести, например, X-60A – совместную программу NASA и ВВС США по созданию запускаемого с бизнес-джета Gulfstream III ускорителя, который сможет разгонять до гиперзвуковых скоростей различную испытываемую полезную нагрузку.

Еще более характерным примером может служить программа TBG – совместная работа DARPA и ВВС США по созданию глайдера, на котором планируется отработать технические решения, что в дальнейшем будут внедрены на той же AGM-183A. Программа идет с 2015 года, и в ее рамках конкурирующие проекты разрабатывают корпорации Raytheon и Lockheed Martin. Летные испытания планировались еще в конце 2019 года, но были отложены на 2020 год.

Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC). Еще одна совместная «научная» программа ВВС США и DARPA, которая имеет важное отличие от всех остальных, упоминаемых в этом обзоре. В рамках HAWC разрабатывается не очередной глайдер на твердотопливном ускорителе, а демонстратор крылатой ракеты с гиперзвуковым прямоточным реактивным двигателем (ГПВРД, или Scramjet). Потенциально именно эта область должна дать «настоящий» гиперзвук с прорывными возможностями, большими, чем фактически просто маневрирующие боевые блоки для баллистических ракет. На данный момент в активе США в этой сфере есть относительно успешные программы летающих лабораторий – X-43, достигших скорости почти 9,7 М на высоте 33 км, и X-51 с 3,5-минутным рекордом длительности полета с включенным ГПВРД (X-43 разгонялась в основном твердотопливным ускорителем, запас водородного топлива для собственного двигателя составлял около килограмма, чего хватало примерно на 10 секунд работы).

В рамках идущей с 2016 года HAWC планируется создать более продвинутый летательный аппарат с ГПВРД, уже близкий по своим габаритам и возможностям к полноценному оружию. Соревнуются в рамках программы команда корпораций Raytheon / Northrop Grumman с вездесущей Lockheed Martin. Сообщалось о наземных тестах систем ракеты, к летным испытаниям планируется перейти в 2020 году. Планируется, что в ближайшие годы HAWC сможет эволюционировать в легкую ракету. Lockheed Martin демонстрировала концепты F-35 с парой ракет (возможно, противокорабельных) под крылом, а бомбардировщики смогут нести до 15–20 легких ракет с ГПВРД. На сроки развертывания крылатых ракет большой дальности с «моторным гиперзвуком» и скоростями 5+ М американские военные смотрят более консервативно – это следующее десятилетие.

Наземные ракетные комплексы Армии США

Long Range Hypersonic Weapon (LRHW). Наряду с авиационной ARRW это наиболее высокоприоритетная программа военного гиперзвука в США. В ее рамках планируется создание нового мобильного комплекса с баллистической ракетой средней дальности, практически нео-Pershing II, но уже с неядерным высокоточным глайдером в качестве полезной нагрузки – тем самым «межвидовым» C-HGB. Не будет большим преувеличением сказать, что именно для того, чтобы развязать себе руки в создании подобной системы вооружения, США вышли в 2019 году из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).

В современном виде программа стартовала, вероятно, во второй половине 2018 года. Работы по LRHW разбиты по ряду отдельных контрактов, общие траты на этап разработки сейчас можно оценить в районе полутора миллиардов долларов. Головным подрядчиком выступает также Lockheed Martin, созданием глайдеров занимается корпорация Dynetics, работающая сейчас в рамках контракта на выпуск опытной партии из двадцати C-HGB для армии и ВМС. Сроки крайне амбициозные – на опытно-боевое дежурство первую батарею планируют поставить уже в 2023 году.

Хотя комплекс LRHW еще не готов, о нем как о системе вооружения известно достаточно много. В состав ракетной батареи будут входить четыре пусковых установки и командно-штабная машина. Пусковая установка представляет собой полуприцеп М870 (родственный используемому в ЗРК Patriot) с двумя транспортно-пусковыми контейнерами длиной около 10 м и четырехосный полноприводный тягач Oshkosh M983A4. В каждом из контейнеров располагается по двухступенчатой ракете диаметром около 0,88 м с глайдером C-HGB под обтекателем. Дальность LRHW составляет на данный момент предмет спекуляций, но можно с полной уверенностью говорить как минимум о 2000 км, возможно, до 4000 км.

Развертывание нового ракетного комплекса даст американской армии утерянный с подписанием ДРСМД и окончанием холодной войны инструмент для самостоятельного поражения целей в глубоком тылу противника, причем на этот раз – в неядерном, а значит, и более применимом исполнении. Приоритетными целями для LRHW должны стать ракетные комплексы средней дальности и средства «воспрещения доступа» (A2/AD) – комплексы ПВО и береговые ракетные комплексы с ПКР, а дальность позволит держать под прицелом целые регионы.

Operational Fires (OpFires). Совместная программа армии и DARPA, похоже, занимает такое же место по отношению к LRHW, как TBG по отношению ARRW – это упрощенный (в данном случае, похоже, уменьшенный в размерах) демонстратор технологий для обрабатывания технических решений наземного комплекса с глайдером.

В рамках идущей третьей фазы программы, в которой планируются летные испытания в 2022 году, головным подрядчиком выступает Lockheed Martin. В двух предыдущих фазах, сосредоточенных на разработке и наземных испытаниях малогабаритных твердотопливных ракетных двигателей, участвовали фирмы Aerojet Rocketdyne, Dynetics, Exquadrum и Sierra Nevada.

Strategic Long Range Cannon (SLRC). Пожалуй, самой экзотичной системой из этого обзора можно назвать «тысячемильную пушку», разрабатываемую для армии США, – дальность стрельбы планируется буквально до 1800 км. Разумеется, никакое классическое орудие, тем более адекватных габаритов, не сможет отправлять снаряды на такие расстояния. По сути, речь идет об экзотичной пусковой установке, которая станет обеспечивать первичный разгон небольшой ракете-снаряду, которая, в свою очередь, будет оснащена той или иной двигательной установкой (возможны варианты – от твердотопливного ускорителя до малогабаритного прямоточного двигателя). Кроме того, очевидно, что ракета-снаряд должна быть управляемой.

Хотя точные технические решения, которые должны обеспечить такую дальность стрельбы, еще не ясны, общий облик комплекса известен: орудие должно перевозиться стандартным «танковозным» тягачом Oshkosh M1070, быть авиатранспортабельным; расчет одного орудия включает восемь человек, а состав батареи – четыре орудия (и, очевидно, заряжающие и командные машины). Полноразмерный прототип хотели бы получить для испытаний в 2023 году, а первую батарею развернуть спустя еще два года. Если удастся достичь приемлемой цены выстрела, «тысячемильная пушка» должна органично дополнить LRHW с его крайне дорогими ракетами. Кроме того, малогабаритные и многочисленные ракеты-снаряды могут перегружать объектовую ПРО противника.

Разумеется, причисление SLRC к гиперзвуковому оружию выглядит достаточно смело – неизвестно, в какой мере ракеты-снаряды будут обладать планирующими и маневренными характеристиками, да и будут ли вообще ими обладать. Нельзя исключать, что управляемыми они окажутся только в таких рамках, что можно будет корректировать отклонения от цели из-за ошибок при выстреле и влияния атмосферы.

Однако трудно было упустить столь экзотично выглядящий и при этом всерьез реализуемый проект. Кроме того, отличаясь от остальных с технической точки зрения, с тактической он вполне укладывается в нишу БРСД.

Программа ВМС США

Intermediate Range Conventional Prompt Strike (IRCPS). Подробно известно только об одной программе гиперзвука ВМС – разработке ракеты средней дальности с глайдером C-HGB. Текущая программа стартовала, вероятно, в середине прошлого десятилетия, но корни ее уходят во флотскую часть межвидовых изысканий по популярной в начале века тематике «Быстрого глобального удара» (Prompt Global Strike, PGS). Если такие широко обсуждавшиеся в то время предложения, как создание неядерных модификаций строевых МБР, не получили прямого развития, то работы по уменьшенной по сравнению с Trident II и изначально сугубо неядерной баллистической ракете средней дальности для подводных лодок (БРПЛ) не прекращались. Так, в октябре 2017 года в рамках этой тематики был проведен первый испытательный пуск ракеты на дистанцию «более 3700 км». На 2020 год запланирован следующий испытательный пуск.

По современным оценкам, ракеты комплексов IRCPS и LRHW будут практически идентичны. В этом случае налицо взаимовыгодное партнерство двух видов вооруженных сил: флот предоставил ускоритель, который развивал до этого долгие годы, а армия – глайдер, над созданием которого, в свою очередь, тоже работала длительное время. Затраты при этом разделены, причем флот, вероятно, берет большую часть: только на 2021 финансовый год запрошено более 1 млрд долларов. При этом армия, развернув комплекс раньше, наработает опыт эксплуатации и поможет вылечить его «детские болезни». Сам флот планирует развертывание IRCPS только с 2028 года, что объясняется необходимостью получить и освоить носители, которыми в первую очередь должны стать многоцелевые АПЛ типа Virginia 5-й серии c дополнительным ракетным отсеком, так называемым Virginia Payload Module (VPM). Первоначально четыре шахты VPM должны будут вмещать 28 крылатых ракет семейства Tomahawk, что проектировались для размещения в будущем IRCPS. В качестве потенциальных носителей новых ракет рассматриваются и надводные корабли, в частности, эсминцы типа Zumwalt.

Обретение высокоскоростного и высокоточного средства поражения целей в глубине континентов позволит флоту сохранить свою роль как средства проекции силы, которая могла бы быть утеряна, если бы он отстал от активно перевооружающихся «на гиперзвук» армии и ВВС.

Александр Ермаков

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 2 (61), 2020 г., Санкт-Петербург

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры