ПСБ планирует в этом году обеспечить банковским обслуживанием порядка 70% всех предприятий российского ОПК. Как складывалась работа в сложной эпидемиологической ситуации и какие задачи стоят перед банком «с особым статусом» сейчас, рассказывает руководитель корпоративного бизнеса ПАО «Промсвязьбанк» Олег Минаев.
– Олег Александрович, когда вы общаетесь с представителями промышленности, не вызывает ли диссонанс тройственность задачи? В силу статуса банка вы должны высоко ставить интересы государства, при этом не забывать про коммерческие интересы банка и, конечно, интересы клиента. Как вам это удается совмещать?
– Бесспорно, задача сложная, но вполне решаемая. Начнем с того, что любая коммерческая организация создается для получения дохода, и банк – не исключение. И, как у всех коммерческих организаций, у нас есть бюджет и планы по прибыли. С другой стороны, как вы справедливо заметили, перед нами также стоит и государственная задача – бесперебойность обслуживания госзаказа и финансовое сопровождение предприятий ОПК. Поэтому на первый план по важности выходят интересы клиентов и стратегические задачи.
Хочу подчеркнуть, что несмотря на особый статус банка ПСБ сохраняет универсальность и активно работает с клиентами из МСБ, розницы, с крупными корпорациями из различных секторов, развивает private banking и брокерское обслуживание. Мы отлично ориентируемся в современных рыночных тенденциях и понимаем, в какую сторону развивать вариативность предложений, банковские продукты и сервисы.
– Как на вашей работе сказались трудные дни пандемии?
– Наша работа направлена на сохранение бесперебойности всех необходимых банковских процессов, и это первейшая задача для нас в любых обстоятельствах. Плюс мы продолжали двигаться по дорожной карте наращивания клиентской базы в сфере ОПК. Отмечу, что в непростом 2020 году мы втрое увеличили число операций расчетно-кассового сопровождения ГОЗ.
При этом, невзирая на сложившуюся ситуацию, гособоронзаказ продолжал исполняться в соответствии со всеми контрактными обязательствами и сроками. В ОПК работы в период пандемии стало значительно больше.
– «Больше»? То есть стало больше обращений за кредитами?
– Речь не об этом. Возникали спецзадачи, требующие оперативного решения. Мы вместе с клиентами на рабочем уровне обсуждали потребности бизнеса, прорабатывали часть программ с профильными министерствами.
– Разработка специфических, под пандемию, кредитных продуктов не потребовалась?
– Здесь огромную роль сыграли запущенные государством программы поддержки для самых разных сфер и сегментов бизнеса. Программы самодостаточные, делающие излишней разработку каждой кредитной организацией собственных аналогов. ПСБ принимал участие во всех программах господдержки, которые запускало правительство, для всех отраслей.
– Каких результатов удалось достичь с того момента, когда ПСБ был назначен опорным банком ОПК?
– Стратегические цели банка по направлению ОПК таковы: обеспечение не менее 70% потребностей сектора ОПК в финансировании, консолидация на отдельных счетах не менее 70% денежных средств федерального бюджета, выделяемого для выполнения ГОЗ, и привлечение на обслуживание в банк военных пенсионеров и работников ОПК. Мы быстро движемся к выполнению целей, несмотря на непростую ситуацию с пандемией. Сейчас в банке обслуживается более 60% российских предприятий ОПК и находится уже более 60% контрактов ГОЗ страны.
– Согласно вашим ожиданиям, каковы перспективы роста кредитного портфеля и увеличения количества обслуживающихся в ПСБ оборонных предприятий на 2021 год?
– Количество предприятий-клиентов стабильно растет. Но если говорить об оборонке, преимущественное число исполнителей ГОЗ уже перешли к нам на обслуживание. По утвержденным планам, в 2021 году доля ГОЗ-контрактов на нашем обслуживании должна достигнуть 70%.
– Правильно ли я понимаю, что через какое-то время эта оставшаяся доля в 40% контрактов «перекочует» в ПСБ?
– Уже сейчас технически мы готовы обслуживать 100% контрактов. После завершения долгосрочных контрактов в других банках новые сделки уже переводятся на обслуживание в ПСБ.
Логика этого процесса понятна: такая централизация не только упрощает контрольно-надзорную работу, но и позволяет более эффективно проводить анализ и давать оценку общей ситуации. ПСБ уже сейчас консолидировал колоссальные массивы данных, имеющих аналитическую ценность. Мы работаем в плотной связке с профильными подразделениями Минобороны РФ, и, в определенной мере, аналитика на базе нашей информации позволяет более точно формулировать нормативные поправки. Таким образом, ПСБ активно подключился к законотворческой работе в сфере ГОЗ. Мы участвуем в обсуждении законодательных новаций и сами предлагаем определенные корректировки, основанные на нашей информированности и аналитической проработке имеющихся данных.
– То есть вы постепенно становитесь не только банковским, но и отраслевым экспертом?
– Конечно. Это серьезный вызов и амбициозные задачи, которые без углубленного изучения внутренней специфики не решить.
– Тогда следующий вопрос задаю вам как отраслевому эксперту. В каких отраслях ОПК вы видите точки роста?
– Мы планируем увеличить долю предприятий наукоемких отраслей в клиентском портфеле и дополнительно нарастить объемы бизнеса за счет стратегического партнерства с госкорпорацией «Роскосмос», которое предполагает комплексное финансовое обслуживание 120 компаний в составе госкорпорации и порядка 200 тысяч их сотрудников. В отношении кредитоемкости видим очень перспективной работу с судостроительной и авиационной отраслями. Как правило, это обслуживание и кредитование долгосрочных проектов.
– А если взять такую отрасль, как радиотехника и все, что с ней связано? Как видятся перспективы самой отрасли и вашего сотрудничества с предприятиями из этого сектора?
– В этом направлении активно продвигается государственная программа по возрождению отечественной микроэлектроники и, прежде всего, производства компонентной базы. Мы готовы развивать сотрудничество с этой отраслью и поддерживать перспективные проекты, предприятия имеют большой потенциал для развития.
– Вы не видите противоречия в том, что предприятия, всю жизнь работавшие на ГОЗ, теперь должны выходить на гражданский рынок? Но в то же время для поддержки ОПК задействуются внерыночные механизмы.
– Противоречия здесь не вижу, поскольку у всех разные стартовые условия. Одни предприятия имеют более устойчивое финансовое положение, другие – менее. Господдержка и лоббирование интересов собственной промышленности – это не российское изобретение, а практика всех ведущих стран.
– Что может помешать выполнению задач, поставленных перед банком? И что может помочь?
– Не думаю, что нам что-то помешает. Мы активно работаем и до сих пор успешно преодолевали все препятствия, если таковые возникали.
Беседовала Александра Григоренко
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 1 (66), 2021 г., Санкт-Петербург