МАКС-2021 готовит премьеры мирового масштаба

Подготовка к проведению юбилейного, XV Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 в самом разгаре. На прошедшем под председательством министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова первом заседании оргкомитета утверждена новая концепция мероприятия. МАКС сохранит широкое международное участие, однако акцент будет сделан на партнерстве в рамках ЕАЭС.

 

Будет представлена самая современная аэрокосмическая техника, но при этом приоритетное внимание уделяется взгляду в будущее – перспективным разработкам и подготовке кадров. Наконец, авиастроение и космонавтика будут представлены не сами по себе, а в контексте решения народнохозяйственных задач.

XXI век уже приучил нас к стремительным переменам. Но начало нынешнего десятилетия изменило мир до неузнаваемости. Рост объемов пассажирских перевозок сменился обвалом, при этом спрос на доставку грузов специализированными транспортными самолетами взлетел до небывалого уровня. Вместо очередей на получение новейших пассажирских лайнеров мировые авиапроизводители отмечают перенос сроков поставок и отказ от сделок. Четырехмоторные гиганты уходят в историю, зато во всем мире появляются проекты летающих автомобилей и воздушных такси. Чтобы завоевать лидерские позиции в новых сегментах, важно своевременно распознавать тенденции, оценивать потенциал новых технологий и оперативно создавать продукты, отвечающие требованиям завтрашнего дня.

На фоне этих событий МАКС не может оставаться прежним. При подготовке к проведению юбилейного авиасалона организаторы и устроитель выставки разработали новую концепцию, отражающую перемены и в аэрокосмической индустрии, и в конгрессно-выставочной деятельности. Представленный на оргкомитете проект концепции получил одобрение и был принят в работу не только дирекцией выставки, но и ключевыми компаниями, которые будут участвовать в МАКС-2021: это «Объединенная авиастроительная корпорация», холдинг «Вертолеты России», «Объединенная двигателестроительная корпорация», Корпорация «Радиоэлектронные технологии», холдинг «Технодинамика», Концерн ВКО «Алмаз – Антей», Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Госкорпорация «Ростех» и др. Перечень экспонентов не ограничится российскими производителями. На фоне отмены крупнейших европейских авиационно-космических салонов именно МАКС становится главным событием года мирового масштаба. «Наши зарубежные партнеры невзирая на COVID заявляют о планах показать последние достижения и направить в Россию свои делегации», – подчеркнул Д. Мантуров. Сегодня получены заявки на участие официальных и торговых делегаций, компаний из 40 стран мира.

Неконструктивная риторика ряда западных политиков, санкционные войны, развернутые против России, заставляют уделить пристальное внимание формированию новых партнерств и альянсов в области аэрокосмической деятельности. Поэтому акцент в рамках МАКС-2021 сделан на взаимодействии со странами-участницами, а также наблюдателями Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Будут представлены проекты, реализуемые совместно с Республикой Казахстан в области авиации и космонавтики, в частности, по локализации производства гражданских вертолетов семейства Ми-8, по организации центров техобслуживания и ремонта вертолетной техники, по крупноузловой сборке и ремонту самолетов ЛМС-901 «Байкал» и ТВРС-44, по совместной эксплуатации и развитию космодрома Байконур, по научному сотрудничеству.

Широко будут представлены международные проекты в деловой программе, одним из ключевых мероприятий которой станет 4-й Евразийский аэрокосмической конгресс. Это масштабное событие пройдет в Москве накануне открытия МАКС-2021. Планируется провести конференции по вопросам научно-технического задела в области сверхзвуковых деловых и пассажирских самолетов, авиационных двигателей нового поколения, обсудить проблемы интеграции БПЛА в единое воздушное пространство, осветить вопросы инновационного развития аэрокосмических регионов. В космической сфере будут обсуждаться вопросы развития многоспутниковых группировок, космических сервисов, научного космоса, пилотируемой космонавтики, космической биологии, борьбы с космическим мусором. К участию в конгрессе приглашены заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ю. Борисов, главы профильных ведомств России, Казахстана, руководство Евразийской экономической комиссии, представители Госдумы, главы научных и образовательных организаций.

МАКС-2021 позиционируется и как крупное конгрессное мероприятие. На конференциях и круглых столах будут обсуждаться вопросы стимулирования продаж отечественной гражданской авиатехники на внутреннем рынке, развитие системы послепродажного обслуживания, проблемы таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС. Пристальное внимание будет уделено программам импортозамещения в гражданском секторе. При участии авиационных властей планируется обсудить вопросы стимулирования авиационной мобильности в труднодоступных регионах России.

МАКС-2021

Новое развитие получит формат коллективных экспозиций, организованных ведущими аэрокосмическими регионами страны. Эффективность этого подхода подтверждена: делегации субъектов федерации, в ряде случаев возглавляемые главами регионов, проводили десятки деловых встреч, итогами которых становились запуск новых проектов, в том числе с международным участием, привлечение инвестиций. Формируются специальные экспозиции по темам авиации общего назначения, беспилотным авиационным системам. Ведущие мировые производители самолетов деловой авиации выразили намерение представить свои разработки, что позволит сформировать на статической стоянке раздел бизнес-джетов.

МАКС в 2021 году больше, чем когда бы то ни было, нацелен в будущее. Ожидается масштабная и предельно насыщенная новациями экспозиция научных центров, академических и отраслевых институтов. В центре внимания такие научные направления, как создание сверхзвуковых гражданских самолетов нового поколения, развитие технологий полностью электрических и гибридных силовых установок, как и силовых установок, использующих водородное топливо, беспилотные авиационные системы. На статической стоянке можно будет увидеть летающую лабораторию на базе самолета Як-40, предназначенную для отработки гибридной силовой установки с электродвигателем, использующим принцип высокотемпературной сверхпроводимости. Летающая лаборатория на базе самолета «Сигма-4» продемонстрирует наработки по созданию полностью электрической силовой установки, а также по применению топливных элементов. Большой интерес представляет самолет укороченного взлета-посадки «Партизан»: решения в рамках этой программы позволят вывести на рынок самолеты, сочетающие уникальные взлетно-посадочные характеристики, экономичность и достаточно высокую крейсерскую скорость. Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем продемонстрирует разработки в области синтетического видения.

Возможность для России удержаться в числе ведущих аэрокосмических держав и укрепить позиции на высококонкурентном рынке не меньше, чем от научных организаций, зависит от образовательных учреждений, точнее – от новых партнерств, формируемых на стыке науки, образования и производства, и потому на МАКС первоочередное внимание будет уделено подготовке кадров будущего. Московский авиационный институт представит программу индивидуальных образовательных траекторий. Предприятия, выступая заказчиками молодых специалистов, будут участвовать в формировании учебных программ, делая в них акцент на важных для себя дисциплинах и направлениях. По традиции состоится «День студента», когда учащиеся вузов смогут бесплатно посетить выставку, ознакомиться с кадровыми программами ведущих предприятий отрасли, принять участие в ярмарках вакансий.

Для многочисленных любителей авиации МАКС-2021 – главное событие года, грандиозный воздушный праздник. Именно здесь можно насладиться полетами прославленных авиационных групп высшего пилотажа, оценить мастерство летчиков-испытателей, демонстрирующих уникальные возможности. В программе полетов подтвердили участие четыре авиационные группы высшего пилотажа: «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Беркуты».

Продолжит МАКС-2021 и традицию радовать своих гостей новинками. Безусловно, ключевым экспонатом станет самолет МС-21-310, оснащенный двигателями отечественного производства ПД-14. На статической стоянке и в лётном показе будет задействовано еще несколько самолетов МС-21-300. Гостям представят новый региональный самолет Ил-114-300. Мировой премьерой станет показ легкого самолета ЛМС-901 «Байкал». Вертолетостроители представят новейшую модификацию легендарной «восьмёрки» – Ми-171А3, предназначенный для обслуживания офшорных платформ. Впервые покажут глубоко модернизированные вертолеты «Ансат-М» (он отличается увеличенным запасом топлива и эффективной противообледенительной системой), а также Ка-32А11М – многоцелевой вертолет с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием и модернизированной силовой установкой. Отдельный павильон займут двигателестроители. В виде полноразмерных макетов будут представлены двигатель большой тяги ПД-35, новейший двигатель ПД-8 для Superjet 100 и Бе-200, вертолетные двигатели ВК-1600В и ВК-650В.

На официальном сайте МАКС-2021 идет обратный отсчет дней до открытия выставки, а 20 июля юбилейный салон встретит своих первых участников и гостей. «Самое главное – МАКС состоится, это согласовано. И значит, мы должны провести это мероприятие на неизменно высоком уровне, как это было всегда», – поставил задачу Д. Мантуров.

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 2 (67), 2021 г., Санкт-Петербург

Партнеры