Крупный географический кластер российского судостроения АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс» начал свою деятельность три года назад, в 2018 году, но уже успел продемонстрировать позитивную динамику развития и высокую эффективность. Создание корпорации в первую очередь было обусловлено необходимостью повышения эффективности корпоративного управления.
Стратегическими целями для менеджмента новой корпорации стали расширение географии поставок, наращивание объемов производства и увеличение доли собственных работ в судостроении. Большое внимание «Ак Барс» также уделил внедрению единых стандартов работы на всех предприятиях, повышению прозрачности финансовых процессов и ориентированию на новое качество взаимодействия на всех уровнях.
Приоритетные направления деятельности компании – проектирование, судостроение, производство компонентов, судоремонт, электромонтажные работы, обучение и сервис. Производственные мощности предприятий группы позволяют проектировать и строить корабли и суда различных классов и назначений – от катера до авианосца.
Успешная реализация инвестиционных проектов, нацеленная на освоение новых направлений деятельности и наращивание доли собственного производства в кораблестроении, существенно влияет на рост объема совокупной выручки. Так, в прошлом году в структуре корпорации было создано и успешно функционирует электромонтажное предприятие. Ранее было запущено новое судоремонтное предприятие. Для осуществления указанных работ ранее корпорация привлекала подрядные организации, а наличие в составе группы профильных компаний позволило более эффективно управлять себестоимостью и качеством конечной продукции.
Судостроительная Корпорация «Ак Барс» ведет выставочно-презентационную деятельность, которая позволяет расширить круг взаимодействия с российскими и зарубежными производственными предприятиями по приоритетным направлениям компании.
Поддержка опорного банка
Вклад банковского сектора в реализацию новых проектов особенно важен для судостроительной корпорации. Применение кредитных инструментов позволяет предприятиям группы «Ак Барс» производить продукцию качественно и в установленные заказчиками сроки, а также выполнять свои обязательства перед государством в рамках гособоронзаказа.
Один из ключевых стратегических партнеров для корпорации – ПАО «Пром-связьбанк». Это опорный банк как для военно-промышленного комплекса в целом, так и для корпорации в частности. В марте прошлого года было подписано соглашение между ПАО «Промсвязьбанк» и АО «Судостроительная Корпорация «Ак Барс», предусматривающее развитие сотрудничества в реализации проектов в сфере судостроения, в том числе, в привлечении льготного кредитования строящихся заказов.
Точки роста
В рамках проводимой работы по освоению новых видов продукции на предприятиях определены площади, не задействованные в настоящее время в производственной деятельности, сформулированы направления, которые необходимо развивать в ближайшем будущем в рамках кооперации в приборостроении, двигателестроении. Последнее возможно в кооперации с заводами, которые сейчас поставляют судостроительным предприятиям группы «Ак Барс» главные двигатели и дизель-генераторы.
Кроме этого, ведется работа по развитию и применению на строящихся заказах аддитивных технологий, а также по производству различной продукции из композитных материалов, которые имеют долгосрочные перспективы в строительстве судов и представляют большой интерес для заказчиков, в том числе иностранных.
У корпорации имеются наработки с ведущими научными центрами страны в области развития альтернативных источников движения в судостроении: сжиженного природного газа (СПГ), водорода и др. Например, одним из результатов масштабной работы стало проектирование, строительство и спуск на воду первого в России пассажирского судна, использующего СПГ в качестве моторного топлива, – «Чайка-СПГ».
При активной поддержке Правительства Республики Татарстан также разработана и утверждена дорожная карта по организации сотрудничества с ООО «Газпром СПГ Технологии» в части строительства речных и морских судов, использующих СПГ в качестве моторного топлива, и модернизации имеющегося флота. Сегодня идет работа по продвижению опыта использования этих технологий в судостроении и внедрению современного флота на внутренних водных путях регионов России.
Помимо вышеуказанных направлений, корпорация занимается проработкой проекта по освоению производства электрощитового оборудования и грузоподъемного оборудования в кооперации с ведущими международными компаниями.
Цифровые решения
Говоря об эффективности работы компании, нельзя не отметить результаты проводимой работы по цифровизации производства. Сегодня на предприятиях корпорации реализованы проекты по автоматизации складского хозяйства с применением методологий адресного хранения ТМЦ, мероприятия по прослеживаемости движения заготовок по стадиям производства с применением систем автоматической идентификации продукции на базе RFID-меток.
На производствах уже используются системы мониторинга и загрузки оборудования для своевременной организации мероприятий по профилактике и минимизации простоев оборудования, оптимизации загрузки производственных мощностей. Специалисты компании внедряют новые передовые ERP-системы в следующих направлениях:
– конструкторско-технологическая подготовка производства;
– организация электронных архивов рабочей конструкторской документации;
– автоматизированное планирование и управление производством;
– расширение функционала PDM-систем жизненного цикла изделия.
При проектировании изделий на предприятиях судостроительной корпорации используются системы построения цифровых двойников с применением механизмов виртуализации прототипов. Эти системы позволяют непосредственно в виртуальных 3D-моделях оптимизировать размещение различных узлов и деталей на изделиях, исключить риски несовместимости применяемых систем и оборудования, сократить сроки проектирования, минимизировать количество извещений на изменения РКД и тем самым повысить качество проектируемой продукции.
Современные цифровые решения применяются не только при проектировании и на производстве. В рамках проектов по цифровизации кадровых и бухгалтерских служб корпорации в проработке находятся системы по внедрению механизмов интеллектуального распознавания и идентификации как организационно-распорядительных, так и финансовых документов. На базе ECM-систем жизненного цикла документов автоматизированы процессы согласования и подписания договоров и служебной переписки, организованы долговременные электронные архивы финансовой, организационно-распорядительной, кадровой и договорной документации.
Внедрение передовых цифровых инструментов позволяет корпорации идти в ногу со временем, автоматизировать рутинные задачи сотрудников, повышать качество принимаемых управленческих решений и решать вопросы повышения производительности труда.
АО «Судостроительная
Корпорация «Ак Барс»
422546, Россия,
Республика Татарстан,
г. Зеленодольск,
ул. Заводская, д. 9а
тел. +7(84371)2-11-66
e-mail: info@sk-akbars.ru
www.sk-akbars.ru
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 2 (67), 2021 г., Санкт-Петербург