Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Последний «Союз». Проблемы и перспективы новой полутяжелой ракеты

Проектирование «Союза-5» заканчивается, испытательный пуск запланирован на следующий год. Ракета способна выводить на орбиту спутники массой до 10 тонн, это выгодно многим государствам и частным компаниям. «Союз-5» даже называют конкурентом «Фалькона-9». Но возникают вопросы, обусловленные и состоянием мирового рынка, и развитием технологий, и сложной судьбой самого «Союза».

 

Генезис

При разработке второго поколения спутников радиотехнической разведки «Целина» к началу 1974 года стало ясно, что грузоподъемности РН «Восток 2М» и «Циклон-3» недостаточно для выведения его на орбиту. КБ «Южное» приступило к созданию нового носителя среднего класса под индексом 11К77. Было решено унифицировать первую ступень ракеты, получившей название «Зенит», с ускорителем «Энергии». При стартовой массе 450 тонн система должна была выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку весом 12 тонн. В августе 1980 года начались испытания двигателя РД-171, созданного на основе РД-170. Впервые был разработан четырехкамерный двигатель с качающимися соплами, что позволяло управлять ракетой по всем каналам без использования многодвигательных установок. После неудачных пусков в апреле и июне 1985 года и аварии 4 октября 1990 года конструкция была изменена.

На основе «Зенита-2» путем добавления разгонного блока ДМ разработали ракеты «Зенит-3SL» (наземный старт) и «Зенит-3SLБ» (морской старт). Разгонный блок позволил применять ракету для запуска геостационарных спутников и межпланетных аппаратов, а пуски ракет с Морского старта – перекрыть характеристики «Протона». «Зенит» ожидали прекрасные перспективы, но вмешалась политика. До распада СССР большую часть комплектующих и, самое главное, мощный ракетный двигатель РД-171 производили предприятия России. Но 30% работ происходили на Украине. Надежда на то, что партнер не откажется от выгодного сотрудничества в освоении космоса, затянула проект. Работа над ракетой, получившей название «Русь-М», началась в РКЦ «Прогресс» в 2015 году, но в августе 2015 года была прекращена. А в 2016 году перешло в активную стадию создание «Союза-5».

С апреля 2017 года в воронежском Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА) ведутся работы по созданию нового двигателя на основе РД-171. С 2017 по 2020 год проходил этап эскизного проектирования ракеты.

 

Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.