Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Изменения в оборонной политике стран Европы с февраля 2022 года

Изменения в политической и военной обстановке на европейском континенте, связанные с началом военного конфликта на Украине, привели к изменениям в кратко- и долгосрочном военном планировании во многих странах региона, где-то позволив, а где-то вынудив пойти на шаги по увеличению расходов.

 

 

Предпримем попытку кратко рассмотреть эти меры в ряде стран.

 

Испания

Испания – пожалуй, главный enfant terrible Североатлантического альянса в вопросе выполнения общесоюзных обязательств по расходам на оборону. Если не считать миниатюрный Люксембург и официально не имеющую вооруженных сил Исландию, оборонные расходы Испании относительно ее ВВП наименьшие в НАТО – 1,03%, при том, что на перевооружение выделяется 22,7% из них. Впрочем, благодаря общим объемам экономики это дает ей 9 место среди всех стран альянса, уровень, номинально сопоставимый, например, с турецким (впрочем, при очевидно разных КПД для военной мощи государства).

В конце марта 2022 года премьер-министр Испании заявил о планах довести расходы на оборону до требований НАТО в 2% от ВВП, однако речь идет о «многолетней перспективе». В текущем году оборонный бюджет страны составит около 1,2% от ВВП.

 

Великобритания

Великобритания – лидер (конечно, если не считать США) по оборонным расходам в НАТО в абсолютных значениях, а по относительным занимает четвертое место. К началу 2022 года Лондон уже находился в стадии очередного кардинального реформирования своих вооруженных сил. После ухода из ЕС страна запланировала трансформацию в «Глобальную Британию», в оборонной политике в первую очередь связанную с усилением своего присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе.

Разумеется, это потребовало повышения приоритета Королевского флота в оборонных расходах. Полностью не прекратили развивать, конечно, и другие сферы, продолжается совместная с США программа создания новых стратегических атомных подводных ракетоносцев (лодки типа «Дредноут») и небольшого увеличения ядерного арсенала. Британская армия приняла решение частично расконсервировать свою инфраструктуру в ФРГ и задействовать ее для передового складирования вооружений. Однако по многим аспектам идет традиционное для Англии в период реформирования сокращение «по живому», включая планы списания значительной части бронетехники, нескольких типов самолетов, небольшого сокращения личного состава сухопутных войск и др.

На данный момент Великобритания не приняла решительных мер по увеличению оборонных расходов, хотя часть военно-политических кругов настаивает на этом.

 

Франция

Франция – третья страна в НАТО (после США) по абсолютным значениям оборонных трат, по относительным – близкая к требованию альянса выделять на оборону 2% от ВВП. Несмотря на меньшие расходы, чем у Лондона или Берлина, по совокупности возможностей Париж обладает, вероятно, более сбалансированными и развитыми вооруженными силами.

Президент Макрон в ходе предвыборной кампании обещал продолжить политику роста оборонных расходов и придерживался своей традиционной позиции роста роли институтов ЕС в совместной обороне Европы. До недавнего времени эти планы откладывались из-за задачи борьбы с бюджетным дефицитом, однако в текущей ситуации вопросы обороны (и нежелание сильно отставать от Германии) станут более приоритетными.

 

Мы больше не можем зависеть от кого-то, кто будет обеспечивать нас, заботиться о нас, информировать нас, финансировать нас. Мы не можем полагаться на то, что кто-то защитит нас, будь то на суше, на море, под водой, в воздухе, в космосе или в киберпространстве. Наша европейская оборона должна сделать новый шаг вперед

Эммануэль Макрон, президент Франции

 

Конкретики по вопросу оборонного бюджета пока нет, аналитические центры предсказывают рост более чем на треть к 2027 году. 20 мая 2022 года в стране сменился министр вооруженных сил: им стал 35-летний Себастьян Лекорню, самый молодой в истории.

 

Бельгия

Бельгия – еще один «середнячок» по абсолютным показателям оборонных расходов в рамках альянса и аутсайдер по относительным. По последнему показателю, 1,07% от ВВП в 2021 году, страна чуть меньше отстает от Испании.

Уже 25 февраля 2022 года было объявлено о планах увеличить к 2030 году бюджет с 4,2 млрд до 6,9 млрд евро и достичь среднего (по крайней мере, на сегодня) уровня расходов относительно ВВП в 1,54%. Судя по более поздним заявлениям, дополнительно в этом десятилетии планируется потратить на оборону около 11 млрд евро сверх предыдущих планов. В своих выступлениях премьер-министр Александр де Кро неоднократно призывал к еще большим вложениям и построению более унифицированной и независимой европейской военной индустрии и оборонной политики.

Две трети дополнительных вложений планируется направить на сухопутные войска, в первую очередь на закупку амуниции и новой техники – инженерной, бронетехники, артиллерии, транспортных вертолетов. Дополнительные вложения в военно-воздушные силы будут направлены на программы закупки БПЛА и модернизацию транспортного и правительственного воздушного флота. Военно-морские силы получили меньше других родов войск – 527 млн евро на оснащение строящихся фрегатов средствами ПРО, модернизацию патрульных кораблей и закупку подводных беспилотников.

 

Нидерланды

Голландия находится на седьмом месте после США по абсолютным показателям оборонных расходов в НАТО. По относительным ее 1,45% ВВП находятся «во второй половине списка». Однако еще до текущих событий страна встала на курс роста военного бюджета с целью достичь требуемых альянсом 2% от ВВП к 2024 году. Впрочем, вероятно, это осталось бы декларациями, если бы не подталкивающая к увеличению военных расходов текущая обстановка.

В ходе парламентских дебатов 28 февраля 2022 года нижняя палата голландского парламента потребовала увеличения оборонных статей бюджета. Позднее эти планы и приверженность достижению по меньшей мере 2% порога были поддержаны министром обороны и премьер-министром, однако конкретная «дорожная карта» еще в разработке. Правительство рассматривает в том числе и такие меры, как восстановление воинского призыва в облегченной «скандинавской» форме.

 

Швейцария

Швейцария – страна, которая особенно гордится своим строго нейтральным статусом, даже в ООН горная конфедерация вступила всего лишь 20 лет назад, в сентябре 2002 года. Армия Швейцарии имеет репутацию высокопрофессиональной. При этом из-за особенностей национального законодательства на общественные референдумы выводятся даже столь нехарактерные вопросы, как, например, закупка военной техники (в частности, победа на конкурсе истребителя «Грипен» была отменена плебисцитом, сейчас под той же угрозой находится контракт на F-35), что в известной степени затрудняет обеспечение вооруженных сил современным оружием.

Ситуация этой весны, естественно, серьезно влияет на зависящую от общественного мнения швейцарскую политику безопасности. В начале марта ряд политических партий выдвинули предложение повысить в перспективе оборонный бюджет Швейцарии с 5,7 до 7,3 млрд долларов к 2030 году. Дополнительные средства, если они будут одобрены, пойдут на ускорение закупок истребителей и систем ПВО, формирование кибервойск, обновление вооружения сухопутных сил.

Текущая политическая обстановка, разумеется, вызвала дискуссии о целесообразности сохранения строгого нейтралитета страны. Официальные власти, впрочем, высказываются категорически против вступления в НАТО ввиду угрозы втягивания страны в чужие военные конфликты и потребности продолжать еще больше повышать в этом случае оборонные расходы. Более реалистичный сценарий – активное участие в совместных учениях со странами ЕС или в общих учениях НАТО.

 

Италия

Италия занимает в НАТО промежуточную позицию между ведущими державами и «середнячками». По абсолютным расходам она уступает только Великобритании, ФРГ и Франции, а по относительным, не выполняя двухпроцентный критерий, держится в середине списка с 1,54% ВВП.

Итальянский парламент проголосовал 17 марта 2022 года за рост оборонных расходов до 2% от ВВП – нехарактерное решение для римских парламентариев, ранее негативно относившихся к вопросу наращивания военных расходов. Позднее премьер-министр Марио Драги уточнил, что по выработанному плану этот уровень должен быть достигнут к 2028 году. Кроме того, итальянский премьер поддержал позицию ряда иностранных коллег относительно того, что в первую очередь траты должны пойти на европейские программы, а оборонная политика держав должна стать более взаимно интегрированной.

Изменившаяся новостная повестка позволила возобновить даже ранее политически неудобные программы, например, трехстороннее военное сотрудничество Италии, Франции и Турции. В ходе визита Эрдогана в Италию Драги объявил, что работа совместных групп возобновляется, в частности, по тематике разработки нового зенитно-ракетного комплекса на базе SAMP-T.

 

Германия

Важнейшим событием в череде прочих изменений в оборонном планировании стран Европы стали решения, принятые ФРГ. Долгое время эта страна подвергалась критике со стороны союзников, особенно США, за то, что будучи локомотивом европейской экономики, она недостаточно вкладывается в национальную и коллективную оборону. Фактически претензии доходили до откровенных и, вероятно, несколько преувеличенных упреков в том, что немецкое благополучие оплачено соседями и союзниками. Тем не менее, крупнейшая экономика Европы действительно тратила на оборону менее 1,5% ВВП, в абсолютных значениях – меньше Великобритании и чуть больше Франции.

Однако события этой весны, похоже, открывают новый этап в немецкой истории. Уже 27 февраля 2022 года канцлер Олаф Шольц объявил о планах создания специального фонда оборонных закупок объемом 100 млрд евро и повышения в кратчайшие сроки оборонного бюджета до 2% ВВП. После реализации этих мер Германия легко обойдет по оборонным тратам Великобританию и станет второй в НАТО и первой в Европе по этому показателю (возможно, станет даже третьей в мире, пропустив вперед только США и КНР). В немецкую политическую риторику эти меры уже вошли с легкой руки канцлера под собственным именем Zeitenwende («поворотный, решительный момент»). Вечером 29 мая немецкие политики из правящего кабинета и части оппозиции согласовали детали и приняли этот план – поддержка других партий была необходима правящей коалиции, так как столь радикальные меры потребуют даже изменений в конституции страны.

 

Решение нарастить оснащение Бундесвера за счет специального фонда имеет большое значение. У Германии скоро будет самая большая армия в Европе в рамках НАТО

Олаф Шольц, канцлер Германии

 

 

После сообщения о достижении необходимой поддержки Шольц заявил, что в результате принятых решений «в Германии скоро появится самая большая армия Европы». По опросам общественного мнения, в марте 2022 года резкий рост оборонных расходов поддерживают 69% процентов немцев. В 2018 году таких было 39%...

Приоритетом в дополнительных расходах заявлена закупка новых вооружений, по возможности, собственного производства. После долгих лет ориентации на экспортные контракты немецкий военно-промышленный комплекс готовится обратиться вовнутрь и освоить крупнейший запрос в новейшей европейской истории – ожидают заказов и верфи, и Rheinmetall, и производители стрелкового оружия. Там, где их возможностей окажется недостаточно, будут производиться зарубежные закупки: одной из новостей последних месяцев стало стремительное принятие решения по тянувшемуся годы вопросу – для замены бомбардировщиков «Tornado» в качестве носителей общенатовских ядерных бомб выбраны американские истребители пятого поколения F-35. Только на публичном уровне споры по этому вопросу шли более пяти лет.

 

Австрия

Австрия – страна с конституционно закрепленным нейтралитетом и политикой невступления в военные блоки. Однако она член ЕС, а это, как упоминалось выше, подразумевает наличие обязательств по совместной обороне. Кроме того, хотя население с большим перевесом поддерживает внеблоковую политику, австрийское понимание нейтралитета не столь строгое, как, например, швейцарское, а допускает и даже поощряет участие в учениях других стран, миротворческих операциях, косвенную поддержку чужих военных кампаний и т.д. Вена имеет небольшие вооруженные силы с рядом особенностей, в частности, там сохраняется, пусть и в упрощенной форме, редкий для Европы воинский призыв.

В начале марта 2022 года канцлер Карл Нехаммер объявил о плане поднять оборонные расходы по крайней мере до 1% ВВП (на данный момент они составляют около 0,74%). Этот курс поддерживает, в том числе, и оппозиция – такое единодушие характерно для европейской политики последних месяцев. Вместо того, чтобы яростно критиковать правящих политиков за оборонные расходы в ущерб расходам на социальные аспекты (или экологию, развитие экономики и т.д. – в зависимости от характера оппозиционной партии), что было постоянной головной болью европейских правительств, не способных во многом из-за этого исполнять свои союзные обязательства, оппозиционные политики, учитывая общественные настроения, требуют скорее еще больших оборонных вложений, чем сейчас принимают их правительства.

 

Норвегия

Норвегия – один из небольших, но важных членов НАТО. Несмотря на малые размеры, она является достаточно добросовестным по расходам членом альянса, находясь на десятом после США месте по абсолютным показателям и расходуя на оборону 1,74% от ВВП. Впрочем, исторически главным вкладом Норвегии было ее уникальное географическое положение – тыльная (относительно СССР/России) сторона Скандинавии удобна для развертывания авиации и флота и относительно безопасна. В современных условиях Норвегия стала еще и важными воротами в Арктику со стороны, противоположной США, и полигоном для тренировок и учений в суровом северном климате.

В связи с последними решениями своих скандинавских соседей Осло потерял свой уникальный статус. Кроме того, Норвегии предстоит пересмотреть свое военное планирование, так как больше она не будет отгорожена от России буфером из нейтральных стран.

На данный момент Норвегия приняла только краткосрочные решения по увеличению оборонных расходов, но, с другой стороны, предельно конкретные, а не размытые. В этом году Осло планирует дополнительно выделить 308 млн евро, которые пойдут на активизацию развертывания флота на севере полуострова, дополнительные учения сухопутных войск, закупки амуниции и боеприпасов, модернизацию инфраструктуры. Дальнейшие меры пока в разработке.

 

Дания

Дания находится во второй половине списка стран НАТО по оборонным расходам как по абсолютным, так и по относительным показателям (1,4% от ВВП). Как и Норвегия, Дания была полезна географически, «запирая» Балтику, которая, впрочем, имеет тенденцию вскоре стать «внутренним морем НАТО».

В начале марта 2022 года датское правительство после консультации с политическими партиями решило поэтапно увеличивать оборонный бюджет, с тем чтобы достичь 2% ВВП к 2033 году. С учетом того, что на фоне соседей такая цель выглядит крайне «долгосрочно», было принято решение выделить сверх того еще 1 млрд евро на военные и иные повышающие безопасность нужды в течение ближайших двух лет.

Кроме того, Дания, как и ряд других стран, занялась пересмотром принципиальных моментов своей политики. 1 июня 2022 года прошел референдум, на котором датчане поддержали отказ от политики неприсоединения к совместной оборонной политике ЕС.

 

Швеция и Финляндия

Швеция – государство с двухсотлетней историей нейтралитета (по крайней мере, неприсоединения к военным союзам), страна с пользующимися уважением вооруженными силами и развитым военно-промышленным комплексом, продукцию которого закупают ведущие и богатейшие страны вплоть до США.

Финляндия – государство, придерживавшееся политики сотрудничества с западным и восточным блоками в годы холодной войны, чей осторожный курс стал нарицательно-ругательным. «Финляндизация» в западной политической культуре – понятие, близкое к коллаборационизму.

Весной 2022 года долгосрочный курс обоих скандинавских государств поменялся. Они 18 мая одновременно подали заявки на вступление в НАТО, хотя до недавнего времени общественное мнение обеих стран было настроено по этому вопросу отрицательно. Почти автоматическому прохождению этого процесса на данный момент мешает Турция, решившая, что отдавать свой голос «даром», не получив преференций, глупо, но в ближайшем будущем Швеция и Финляндия определенно станут членами альянса.

Этот процесс облегчает глубокая практическая интеграция вооруженных сил со странами НАТО, многолетнее участие в совместных учениях (Швеция даже участвовала в боевых операциях под эгидой НАТО), схожая техника и военное образование. В результате этих действий весь скандинавский полуостров и Балтийское море становятся де-факто территорией альянса, а граница России с ним только по суше вырастает более чем вдвое.

 

200-летняя политика военного неприсоединения хорошо послужила Швеции, но вопрос в том, будет ли военное неприсоединение продолжать служить нашим интересам

Магдалена Андерсон, премьер-министр Швеции

 

Швеция объявила о планах увеличения оборонных расходов до 2% ВВП к 2028 году. Только в текущем году планируется потратить дополнительно более 300 млн долларов, в первую очередь на закупку амуниции, боеприпасов, транспорта, увеличение численности личного состава и гарнизона на Готланде.

Финляндия и до подачи заявки на вступление в НАТО практически выполняла бюджетное требование альянса (ирония в том, что она делала это в отличие от большинства его членов), а в начале апреля 2022 года было принято решение выделить на оборону в ближайшие четыре года дополнительные 2 млрд евро (при оборонном бюджете на текущий год 2,8 млрд евро). Большая часть этих средств пойдет на закупку вооружений, но в текущем году и в последующие планируется потратить дополнительно 200 млн евро на учения и тренировки.

 

Членство в НАТО укрепит безопасность Финляндии. Став членом НАТО, Финляндия усилит и весь оборонный альянс. Финляндия должна безотлагательно подать заявку на вступление в альянс

Саули Ниинистё, президент Финляндии,
Санна Марин,
премьер-министр Финляндии

 

Польша

Польша в последние десятилетия постепенно трансформировалась в одну из ведущих стран НАТО. Географическое положение позволяет ей провозглашать себя главным бастионом альянса на угрожаемом направлении, националистичная внутренняя политика устойчивых правых кабинетов (приводящая даже к серьезным конфликтам с властями ЕС) дает возможность закладывать значительные средства на оборонные расходы. По абсолютным расходам страна находится на шестом месте в альянсе после США, а по относительным уступает только Греции и США, тратя 2,3% от ВВП.

В начале марта 2022 года Польша объявила о решении увеличить оборонные расходы со следующего года до 3% ВВП и позднее еще повысить их и продолжить реализовывать свой долгосрочный план по увеличению численности вооруженных сил вдвое (фактически за счет создания определенной формы национального резерва). В планах Варшавы значительные оборонные закупки. Страна уже ранее заключила крупные контракты на истребители F-35, зенитно-ракетные комплексы «Patriot», танки «Abrams», ракетные системы HIMARS, а теперь планирует приобретение дополнительных «Patriot» и запросила поставку HIMARS в столь масштабных количествах (до 500 пусковых установок), что они превышают имеющиеся в данный момент на вооружении в самих США. Ожидается контракт на боевые вертолеты «Apache».

Благодаря крупным оборонным расходам и особому отношению США, как минимум, часть этих запросов Польши, вероятно, будет удовлетворена. У канцлера Шольца и бундесвера ожидается вполне реальный конкурент за звание «крупнейшей армии Европы».

 

Румыния

Румыния занимает положение и претендует на роль, во многом близкие к польским, – быть важнейшим бастионом НАТО, но уже в южной части. В значительной степени эти амбиции сдерживаются более скромными экономическими возможностями – при относительных тратах почти в 2% ВВП, по абсолютным показателям Румыния уступает Дании и Бельгии. Тем не менее, важное географическое положение добавляет к собственным возможностям страны почти постоянно развернутые по системе ротации зарубежные контингенты, а уровень подготовки войск подтягивается частыми учениями. Румынское правительство запрашивает переход к постоянному базированию значительных американских контингентов.

В начале марта 2022 года румынское правительство объявило об увеличении оборонных расходов, начиная со следующего года, до 2,5% от ВВП. Ожидается, что дополнительные средства пойдут в первую очередь на закупку вооружений, включая, возможно, зенитно-ракетные комплексы «Patriot» и ракетные системы HIMARS. Кроме того, ранее Румыния приняла решение приобрести 32 бывших в употреблении истребителя F-16 в дополнение к уже закупленным.

 

* * *

Реакция европейских стран на изменения политической и военной ситуации на континенте не имеет равных по масштабам и синхронности. Оборонные расходы поднимает большинство сколь-либо серьезных игроков. Некоторые страны приняли исторические решения: вступление в НАТО для Финляндии – это отказ от политики семи десятилетий, а для Швеции – двух веков. Меры немецкого правительства по поднятию ФРГ до статуса ведущей военной державы континента можно рассматривать как «занятие полагающейся исторической роли и готовность взять на себя полагающуюся ответственность», как и считать «реваншизмом» (это, по большему счету, одно и то же). Но нельзя спорить с тем, что потенциально это также важное событие в европейской, а возможно, и мировой истории.

Возможно, и даже вероятно, что в случае стабилизации ситуации через несколько лет многие европейские страны начнут вновь уклоняться от взятых на себя обещаний по росту расходов, однако, по меньшей мере, на ближайшее время, взят, очевидно, на редкость единый и решительный курс. В течение этого периода военные и промышленные круги, несомненно, будут стараться использовать ситуацию для максимально возможной модернизации и реформирования вооруженных сил. Для того чтобы оправдать эти и другие, чисто экономические, меры даже в случае реального улучшения обстановки будет поддерживаться известный облик России.

Если что и показали убедительно последние месяцы, так это тщетность прогнозирования в наши «интересные времена». Однако достаточно определенно можно сказать, что неизбежно серьезно вырастет военный потенциал НАТО и Европы (причем эти понятия тоже станут более тождественными), а обстановка для России в области безопасности станет сложнее.

 

Автор - Александр Ермаков

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 3 (74), 2022 г., Санкт-Петербург