Составил Иван Кузьмин
Теория безумца — это политическая стратегия, при которой лидер сознательно создает иррационального человека, чтобы запугать оппонентов и заставить их идти на уступки. Эта стратегия, основанная на создании страха и неопределенности, может быть эффективной, но несет риск увеличения международной напряженности.
Что? Теория безумца – это политическая концепция, которая предполагает, что осознанное формирование образа непредсказуемости и иррациональности может обеспечить преимущество при ведении переговоров или участии в конфликтах. Адептом этой теории был, в частности, Ричард Никсон. Убеждая противников в том, что он способен действовать импульсивно, в том числе применить ядерное оружие, Никсон стремился вселить страх и неуверенность в своих оппонентов, вынуждая их проявлять осторожность и идти на уступки.
Этот подход уходит корнями в теорию игр, где параметр восприятия рациональности другого игрока может влиять на принятие итогового решения. Критики теории безумца утверждают, что это опасная и рискованная стратегия, поскольку она способна стать причиной эскалации конфликта и привести к непредвиденным последствиям. Тем не менее, она остается ярким примером того, как психологические манипуляции могут использоваться в качестве инструмента внешнеполитического влияния.
Короче... Теория безумца – это, по сути, комплекс тактических уловок, при которых политик создает себе имидж сумасшедшего, чтобы напугать своих врагов и заставить отступить. «Безумец» способен зайти слишком далеко, он не остановится не перед чем и способен совершить опасный и дестабилизирующий ситуацию поступок – так должны думать оппоненты.
Кто? Теорию безумца чаще всего ассоциируют с 37-м президентом США Ричардом Никсоном. Однако есть и более ранние примеры ее применения. В частности, некоторые авторы указывают, что Никсон пришел к этой тактике политического поведения, анализируя решения Дуайта Эйзенхауэра в Корейской войне. Если копать глубже, можно найти и более ранние упоминания. Например, еще в XVI веке Никколо Макиавелли в своей книге «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» утверждал, что иногда симулировать безумие бывает очень полезно.
Пример 1. Наблюдатели и эксперты часто приписывали использование теории безумца бывшему президенту США Дональду Трампу. В СМИ широко разошелся эпизод, когда политик инструктировал тогдашнего торгового представителя Вашингтона Роберта Лайтхайзера, участвовавшего в переговорах по соглашению о свободной торговле с Южной Кореей. Трамп поручил ему в ходе переговоров заявить, что президент настолько «сумасшедший», что готов выйти из них «в любую минуту», если корейская сторона не пойдет на уступки. Помимо этого, Трамп применял подобную стратегию и в других внешнеполитических сюжетах, например, требуя от европейских союзников увеличения военных расходов по НАТО.
Пример 2. Многие наблюдатели склонны рассматривать Северную Корею как государство-изгой с дестабилизирующей внешней политикой. На деле такой взгляд на внешнеполитический курс Пхеньяна в лучшем случае можно назвать упрощенным. В реальности власти КНДР отдают себе отчет в том, что война с США и Южной Кореей привела бы к нежелательному для Северной Кореи результату. Именно поэтому КНДР полагается на сдерживающие возможности ядерного оружия. А для того чтобы ядерное сдерживание было эффективным, противник должен верить в реальную возможность применения ядерного оружия. Здесь на арену и выходит теория безумца: многочисленные провокации Пхеньяна в адрес своих противников нацелены именно на создание восприятия непредсказуемости его курса и внушение страха перед возможностью применения им ядерного оружия.
Источники:
- Walt S.M. Things Don’t End Well for Madmen. Foreign Policy. 2017.
- Schwartz J.A. Madman or Mad Genius? The International Benefits and Domestic Costs of the Madman Strategy. Security Studies. 2023. 32 (2). P. 271–305.
- McManus R.W. Revisiting the Madman Theory: Evaluating the Impact of Different Forms of Perceived Madness in Coercive Bargaining. Security Studies. 2019. 28 (5). P. 976–1009.
- Seitz S., Talmadge C. The Predictable Hazards of Unpredictability: Why Madman Behavior Doesn’t Work. The Washington Quarterly. 2020. 43 (3). P. 31–46.
Цитата
«Я называю это теорией безумца, Боб. Я хочу, чтобы северовьетнамцы поверили, что я дошел до той точки, когда могу сделать все, чтобы остановить войну. Мы просто скажем им: "Ради Бога, вы же знаете, что Никсон помешан на борьбе с коммунизмом. Мы не можем сдержать его, когда он в гневе, – он держит руку на ядерной кнопке", и через два дня сам Хо Ши Мин будет в Париже, умоляя о мире».
Ричард Никсон, 37-й президент США
+ Сторонники теории безумца считают, что она может быть эффективной, поскольку создает неопределенность и страх в умах противников, делая их более осторожными и готовыми идти на компромисс, чтобы избежать потенциальных катастрофических последствий. Непредсказуемость, таким образом, создает для лидера дополнительные рычаги влияния в переговорном процессе.
– Теория безумца несет в себе значительные риски, поскольку создание ситуации непредсказуемости способно привести к непреднамеренной эскалации. Противники могут неверно истолковать действия лидера, что спровоцирует их на превентивные оборонительные меры, которые затем перерастут в конфликт. Кроме того, постоянное проецирование «безумности» главы государства может подорвать отношения с союзниками, поскольку другие страны станут воспринимать такого лидера как ненадежного.
= Теория безумца предполагает создание образа непредсказуемого и иррационального лидера, чтобы внушить страх и неуверенность противникам, заставляя их избегать конфликтов и идти на уступки. Хотя в истории и можно найти успешные примеры ее применения, использование такой стратегии несет в себе значительные риски, поскольку способно привести к непреднамеренной эскалации и ухудшению отношений с союзниками.
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 5 (88), 2024 г., Санкт-Петербург