Хронограф

2 сентября

В соответствии с Указом Президента РФ №549 от 31.05.2006 отмечается памят­ный день – День Российской гвардии.

Первые гвардейские полки в России, Преображенский и Семёновский, были созданы Петром I в 1690 г. В начале ХХ в. русская гвардия состояла из 12 пехотных, 4 стрелковых и 13 кавалерийских полков, 3 артиллерийских бригад, 1 сапёрного батальона, флотского экипажа и нескольких кораблей. В СССР гвардия возродилась в годы Великой Отечественной войны. Части, корабли, соединения и объединения, а также части реактивной артиллерии преобразовывались в гвардейские за массовый героизм, мужество и воинское мастерство, проявленные в боях.

Удостоенным звания «Гвардейский» воинским частям вручались гвардейские знамёна, их военнослужащие носили нагрудный знак «Гвардия», а гвардейцы ВМФ – планку с муаровой лентой оранжевого цвета с чёрными продольными полосами.

Гвардейцы всегда служили образцом беззаветной преданности Родине, непоколебимой воли к победе, храбрости, стойкости и упорства.

4 сентября

100 лет назад (1913) вступил в строй легендарный эскадренный миноносец «Новик».

Он был заложен на стапеле Путиловской верфи (Санкт-Петербург) в 1910 г. Эсминец на тот момент был одним из самых передовых кораблей в мире. При относительно небольшом водоизмещении (около 1300 т) он получил сильное торпедное (4 двухтрубных торпедных аппарата с 8 торпедами калибра 450 мм) и артиллерийское (4 орудия 102 мм и 2 переносных пулемёта «Максим») вооружение. В том числе корабль мог брать на борт 60 гальваноударных якорных мин. Силовая установка из 3 турбин общей мощностью 41 910 л. с. обеспечивала небывалую даже по современным меркам скорость до 37 узлов.

Создание эскадренного миноносца «Но­вик» – одна из самых ярких страниц в истории отечественного военного кораблестроения.

8 сентября

День воинской славы России – День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год). Установлен в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995.

В этот день у села Бородино в 124 км от Москвы состоялось генеральное сражение Оте­чественной войны 1812 года, в котором участвовало 112 000 человек и 640 орудий фельдмаршала М. И. Кутузова против 130 000 человек и 587 орудий Наполеона. В результате битвы каждая из сторон потеряла более 50 000 человек, но ни одна из них не сочла себя побеждённой. Император Наполеон не сразу смог понять, что произошло. Уже в ссылке на острове Святой Елены он скажет: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Бородинское сражение оказало большое влияние на дальнейший ход войны. Французская армия понесла такие потери, которые в ближайшее время восполнить не могла. Был надломлен моральный дух французов и развеян миф о непобедимости их армии.

В соответствии с Указом Президента РФ № 549 от 31.05.2006 отмечается профессиональный военный праздник – День танкиста.

Танковые войска – род Сухопутных войск, предназначенный для ведения боевых действий самостоятельно и во взаимодействии с другими родами войск и специальными войсками, и оснащённый танками различных типов.

Танковые войска успешно проявили себя во всех основных операциях Великой Оте­чественной войны. За её годы 250 000 танкистов и свыше 9000 танкостроителей на­граждены орденами и медалями. Учитывая их боевые заслуги в минувшей войне, 11 июля 1946 г. был установлен День танкиста, который празднуется ежегодно во второе воскресенье сентября.

100 лет назад (1913, 26 августа по ст. ст.) русский лётчик Пётр Николаевич Нестеров впервые в мире выполнил фигуру высшего пилотажа «мёртвая петля», впоследствии названную петлёй Нестерова.

В этот день он на аэроплане «Ньюпор-IV» поднялся в небо над Сырецким военным аэродромом (Киев) на высоту 1000 м и, убрав газ направил свой самолёт вниз. Достигнув высоты 600–700 м, он вывел мотор на полную мощность и, подняв нос самолёта вверх, сделал полный круг в вертикальной плоскости.

Через 10 дней на военных манёврах П. Н. Нестеров осуществил первую в мире «атаку самолёта противника». Нестеров отстаивал мысль о возможности и необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия в то время на самолёте пулемёта, он усматривал в таранном ударе сверху неприятельской машины, что и осуществил год спустя впервые в мире.

10 сентября

105 лет назад (1908, 28 августа по ст. ст.) состоялся первый полёт первого русско­го дирижабля мягко­го типа «Учеб­ный» объёмом 1200 м3, построенного в Санкт-Петер­бург­ской Офицерской воздухоплавательной школе группой дирижаблистов под руководством А. И. Шабского и А. М. Кованько.

Двигатель мощностью 11,8 кВт, располагавшийся в деревянной гондоле, позволял дирижаблю развивать скорость 22 км/ч. Несмотря на достаточно скромные характеристики (потолок полёта 800 м, продолжительность полёта около 3 ч, грузоподъёмность 250 кг, или 3 пассажира), факт появления у России своего дирижабля открыл новый этап в российском воздухоплавании, дав импульс развитию научной мысли.

11 сентября

День воинской славы России – День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).

Установлен в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995.

В этот день (по н. ст.) русско-турецкой войны 1787–1791 гг. крейсерский отряд (10 линкоров, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 20 вспомогательных судов) адмирала Ф. Ф. Ушакова обнаружил вражескую эскадру (14 линкоров, 8 фрегатов, 23 вспомогательных судна), которой командовал капудан-паша Хюсейн. Для предотвращения высадки в Крыму турецкого десанта русские открыли огонь по врагу и заставили турок в беспорядке спасаться бегством.

В результате этой морской баталии, продолжавшейся 11–13 сентября, турецкая эскадра понесла тяжёлые потери: затонули два 74-пушечных корабля, в том числе один из флагманов – «Капудание» и несколько мелких судов, захвачены в плен 4 судна, в том числе 66-пушечный корабль «Мелехи-Бахри», убито 2000 человек. Потери русских: 25 раненых и 21 убитый.

Эта победа обеспечила русскому флоту господство на Чёрном море в кампанию 1790 года.

18 сентября

95 лет со дня рождения Виктора Васильевича Талалихина (1918–1941), Героя Советского Союза, военного лётчика, первым применившего ночной таран.

В 1938 г. он был зачислен в 27-й истребительный авиационный полк. Первое боевое крещение Талалихин получил зимой 1939–1940 гг. во время войны с Финляндией. Весной 1941 г., окончив курсы командиров звеньев, получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк. После начала Великой Отечественной войны полку было поручено охранять воздушные подступы к столице.

Защищая небо Москвы, Талалихин уничтожил в воздушных боях 6 самолётов врага. Он стал настоящим асом и был назначен заместителем командира 1-й эскадрильи 177-го истребительного полка.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 г. в небе над Подольском младший лейтенант Виктор Талалихин совершил ночной таран. Когда кончились боеприпасы, на высоте 4500 м на самолёте И-16 лётчик-истребитель протаранил немецкий бомбардировщик «Хейнкель» (He-111) с экипажем из 4 человек. Талалихин чудом остался жив. Он выпрыгнул из падавшего самолёта, пролетел 800 м в свободном падении, и только затем раскрылся его парашют.

21 сентября

День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год). Установлен в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995.

Сражение русского войска под предводительством Великого князя Владимирского и Московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарскими войсками, происшедшее 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле (ныне Куркинский р-н Тульской обл.) – одна из самых крупных битв Средневековья, явившаяся поворотным пунктом в борьбе русского народа против монголо-татарского ига.

30 сентября

50 лет назад (1963) в состав Военно-Морского флота СССР была принята первая крейсерская атомная подводная лодка (АПЛ) пр. 675 (Гл. конструктор П. П. Пустынцев).

Двухвальная, двухкопусная АПЛ имела следующие основные тактико-технические данные: длина 115,4 м, наибольшая ширина 9,3 м, подводное водоизмещение около 5760 т, подводная скорость 23 узла, автономность 50–60 суток. АПЛ могла принимать на борт 8 противокорабельных крылатых ракет (КР) комплекса П-6 или 6 КР П-5 для стрельбы по берегу и 2 противокорабельные П-6. АПЛ имела также 4 носовых торпедных аппарата (ТА) 533 мм и 2 кормовых ТА 400 мм.

1 октября

В соответствии с Указом Президента РФ № 549 от 31.05.2006 отмечается памятная дата – День Сухопутных войск.

В этот день (по ст. ст.) в 1550 г. по указу царя Ивана IV (Грозного) в Московском уезде была «испомещена избранная тысяча служилых людей» – провинциальных дворян, которые составили в будущем командное ядро русского войска, имевшего все признаки регулярной армии.

Сегодня Сухопутные войска (мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО Сухопутных войск, специальные войска, войска связи) как вид Вооружённых Сил РФ предназначены для ведения боевых действий преимущественно на суше и подчиняются Минобороны РФ. По своим боевым возможностям они способны во взаимодействии с другими видами

Вооружённых Сил РФ вести наступление в целях разгрома группировки противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на большую глубину, отражать вторжение противника, его крупных воздушных десантов, прочно удерживать занимаемые территории, районы и рубежи.

7 октября

65 лет назад (1948) образовано опытное конструкторское бюро ОКБ-938 под руководством Н. И. Камова (ныне ОАО «Камов»). В конструкторско-про­из­вод­ственной программе фирмы сегодня: экспериментальные, опытные, военные, гражданские и беспилотные вертолёты, автожиры и винтокрылы.

ОКБ специализируется на разработке вертолётов соосной схемы – двухвинтовых вертолётов с расположением несущих винтов на одной оси и вращающихся в противоположные стороны. Такая схема позволяет эффективно использовать мощность двигателя, т. к. нет необходимости тратить её на вращение бокового винта для компенсации реактивного крутящего момента несущего винта. Такая схема имеет также хорошие манёвренные свойства и малые габаритные размеры.

13 октября

55 лет назад (1958) с полигона Сары-Шаган у озера Балхаш осуществлён первый пуск противоракеты В-1000 конструкции КБ-1 (гл. конструктор П. Д. Грушин), оснащённой 4 разгонными двигателями ПРД-18 и весовым имитатором 2-й ступени. Двухступенчатая противоракета предназначалась для системы ПРО «А» для поражения боеголовок баллистических ракет дальнего действия.

17 октября

55 лет назад (1958) в Северодвинске заложена атомная ракетная подводная лодка К-19 проекта 658 – первая советская АПЛ с баллистическими ракетами.

Спуск на воду подводной лодки состоялся 11 октября 1959 г., а 12 июля 1960 г. на ней был поднят советский Военно-Морской флаг. 12 ноября 1960 г. Государственная комиссия подписала приёмный акт о завершении государственных испытаний и вступила в строй.

За многочисленные аварии лодка получила на флоте прозвище «Хиросима» и стала легендарной благодаря героизму и мужеству советских моряков. Так, при возвращении на базу после участия в учениях «Полярный круг» во время её первого боевого похода, в 70 милях от острова Ян-Майен произошла авария правого реактора. (По мотивам этой трагедии был снят американо-канадский военный триллер «К-19. The widowmaker» с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном в главных ролях.)

22 октября

50 лет назад (1963) из шахтной пусковой установки (ШПУ) № 11 пл. 25 полигона Плесецк осуществлён первый учебно-боевой пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-16У – первой советской двухступенчатой МБР на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. Пуск осуществлён боевым расчётом полка под командованием полковника Д. Т. Гуща и стал первым пуском в РВСН из ШПУ, несущей боевое дежурство.

Шахтные групповые стартовые комплексы «Шексна-В» с МБР Р-16У заступили на боевое дежурство 5 февраля 1963 г. под Нижним Тагилом (первый полк, командир Н. А. Олей­ников) и 30 марта 1963 г. под Плесецком (3-й дивизион с тремя ШПУ – установки № 9–11 – ракетного полка Д. Т. Гущина). А 15 июля 1963 г. комплекс Р-16У был принят на вооружение РВСН.

28 октября

65 лет назад (1948) в этот день в Серпухове под Москвой была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащённая вертолётами. Тем самым было положено начало армейской авиации как отдельному роду войск.

Вертолётная авиация сначала именовалась вспомогательной, затем в ходе технической эволюции вертолёты превратились в грозное оружие. И ныне этот памятный день отмечается как День армейской авиации.

30 октября

День рождения Российского флота.

В этот день 1696 г. (20 октября по ст. ст.) 317 лет назад Боярская дума постановила: «Морским судам быть»,– что стало первым законом о флоте и признанной официальной датой его основания. По аналогии с памятным днём моряка-под­водника данный праздник ещё называют Днём моряка-надводника.

Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII–XVIII вв. главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.

Эта дата также является памятным Днём инженера-механика и Днём памяти жертв политических репрессий.

50 лет назад (1963) подписан акт принятия первой атомной подводной лодки (АПЛ) с жидкометаллическим реактором в состав Военно-Морского флота СССР.

Подводная лодка К-27 (пр. 645), построенная в 1958–1962 гг. в Северодвинске, предназначалась для нанесения торпедных ударов по боевым кораблям и транспортам противника при действиях на океанских и удалённых морских путях сообщений.

Её основные тактико-технические данные: длина 109,8 м, наибольшая ширина 8,3 м, подводное водоизмещение 4380 т, подводная скорость 29,5 узлов, глубина погружения около 100 м, автономность – 50 суток.

За создание энергетической установки нового типа для АПЛ группе специалистов в 1964 г. была присуждена Ленинская премия.

Партнеры