Анализ арбитражной практики показывает, что в качестве аргументов в арбитражных судах государственные заказчики часто используют ссылки на арбитражные решения, вынесенные в их пользу. Речь идет о шаблонных приемах государственных заказчиков в арбитражных судах.
В ходе рассмотрения арбитражных дел организации ОПК в качестве подтверждения обоснованности своей позиции могут представлять заключения и экспертизы независимых организаций, т.к. нет полной уверенности, что в ходе рассмотрения дела судья сам назначит независимую экспертизу.
По мнению государственного заказчика, экспертные заключения – ненадлежащие и недопустимые доказательства по делу, если в них сделан вывод о вопросах права и правовых последствиях оценки доказательств.
При этом государственный заказчик ссылается на п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе». Определяя круг и содержание вопросов, по которым необходимо провести экспертизу, суд исходит из того, что вопросы права и правовых последствий оценки доказательств не могут быть поставлены перед экспертом.
Пленум ВАС РФ в этом документе дает новые разъяснения по вопросам назначения, проведения и оплаты экспертизы. Важно отметить, что эти разъяснения касаются именно назначения экспертизы судом, а не экспертиз, представленных в инициативном порядке одной из сторон.
В частности, нельзя отказывать в проведении экспертизы в негосударственной экспертной организации или лицом, обладающим специальными знаниями, но не являющимся работником экспертного учреждения (организации), только из-за того, что она, экспертиза, может быть поручена государственному судебно-экспертному учреждению.
Если лицо, участвующее в деле, не ходатайствовало о назначении экспертизы, и судебная экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то в этом случае для назначения экспертизы суд должен получить согласие от лиц, участвующих в деле. Достаточно согласия хотя бы одного такого лица. По прежним разъяснениям в подобной ситуации нужно было получать согласие от всех участвующих в деле лиц.
Экспертизы, представленные в суд, создают у судьи ощущение уверенности и аргументированности.
Очевидно, что государственного заказчика серьезно беспокоят не только независимые экспертизы, но и возможность назначения экспертизы с согласия только одного участника дела. Сам факт внесения денежной суммы, подлежащей выплате экспертам, на депозитный счет уже свидетельствует о серьезности намерений,
Как известно, государственный заказчик при рассмотрении в арбитраже экономических споров старается уйти от рассмотрения дела по существу и пытается свести обсуждение к рассмотрению своих полномочий и прав. В этих вопросах он чувствует себя достаточно уверенно.
В то же время создается впечатление, что государственный заказчик чувствует опасность, исходящую от экспертного сообщества, и пытается оказать давление на некоторых независимых экспертов с целью последующего влияния на их позицию. Диапазон влияния может быть достаточно широк – от дискредитации до использования для продвижения своих нарративов.

