Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Хронограф

3 января

20 лет назад (1993) в Москве Россия и США подписали договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

Договор был подписан президентами Джорджем Бушем (США) и Борисом Ельциным (Россия) и запрещал использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями.

Несмотря на то что договор был ратифицирован парламентами обоих государств, к сожалению, он так и не вступил в силу: В ответ на выход 14 июня 2002 г. США из договора по ПРО от 1972 г. Россия вышла из СНВ-2. Он был заменён более мягким договором СНП, подписанным в мае 2002 г.

8 января

40 лет назад (1973) состоялся запуск автоматической межпланетной станции «Луна-21«, доставившей на поверхность Луны «Луноход-2» – второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов «Луноход», созданных в рамках проекта Е-8.

«Луноход» предназначался для изучения механических свойств лунной поверхности, фотосъёмки и телесъёмки Луны, проведения экспериментов с наземным лазерным дальномером, наблюдений за солнечным излучением и прочих исследований.

Конструктивно «Луноход-2» мало чем отличался от своего предшественника «Лунохода-1», и его масса составляла 836 кг.

15 января 1973 г. «Луноход-2» был доставлен на поверхность Луны и за четыре месяца работы прошёл 37 км, передав на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъёмки.

12 января

120 лет со дня рождения (1893) М. И. Гуревича – выдающегося советского конструктора авиационной и ракетной техники, доктора технических наук (1964), Героя Социалистического Труда (1957).

По окончании института он занимался конструированием и постройкой планёров. Работая в КБ Н. Н. Поликарпова, Гуревич встретился с А. И. Микояном: в 1940 г. на базе поликарповского истребителя они создали МиГ-1, а затем его усовершенствованную версию МиГ-3, положив начало знаменитой авиационной марке «МиГ».

13 января

80 лет назад (1933) образовано авиационное конструкторское бюро, руководителем которого стал С. В. Ильюшин.

Ильюшин возглавил ЦКБ при Московском заводе им. Менжинского, впоследствии ставшее знаменитым конструкторским бюро, где проектировались легендарные самолёты марки «Ил». КБ занималось созданием самолётов для штурмовой, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации. В 1935 г. С. В. Ильюшин стал главным конструктором, а в 1956–1970 гг. занимал должность генерального конструктора. Под его руководством созданы штурмовики Ил-2, Ил-10; бомбардировщики Ил-4, Ил-28; пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18 и Ил-62.

21 января

День инженерных войск – памятная дата, установленная Указом Президента РФ 18 сентября 1996 г.

Свою историю инженерные войска ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 г. о создании в Москве Школы пушкарского приказа. В этой школе готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками Школы с 1702 г. стали комплектоваться первые минёрные подразделения регулярной российской армии.

23 января

90 лет назад (1923) принято решение об организации концессии немецкой фирмы «Юнкерс» на подмосковном заводе в Филях, положившее начало одному из ведущих предприятий аэрокосмической отрасли России – ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.

27 января

День воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда (1944). Установлен в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995 г. «О днях воинской славы и памятных датах России».

14 января 1944 г. советские войска перешли в наступление с Приморского плацдарма на Ропшу, а с 15 января – от Ленинграда на Красное Село. После упорных боёв 29 января войска Красной Армии соединились в районе Ропши и ликвидировали окружённую Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Одновременно 14 января советские войска перешли в наступление в районе Новгорода, а 16 января – на Любанском направлении, 20 января освободив Новгород.

В результате 27 января 1944 г. советские войска полностью сняли длившуюся 900 дней фашистскую блокаду города Ленинграда.

29 января

105 лет назад (1908, 16 января по ст. ст.) в Санкт-Петербурге был организован Всероссийский аэроклуб, позже (12 мая 1909 г.) получивший наименование Императорский Всероссийский аэроклуб (И. В. А. К.).

Это первая в России специализированная организация, призванная координировать и развивать работы в области воздухоплавания и авиации со всех сторон: законодательной, методической, научной, военной, производственной, спортивной, образовательной и многих других.

В декабре 1909 г. Императорский Всероссийский аэроклуб был принят в члены Международной аэронавтической федерации – ФАИ (FAI – Fédération Aéronautique Internationale) и получил право регистрировать мировые авиационные и воздухоплавательные рекорды и выдавать пилотские дипломы, действительные во всех странах.

2 февраля

День воинской славы России – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943), установлен в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995 г.

Победа в Сталинградской битве, отмеченная залпами салюта 70 лет назад – 2 февраля 1943 г., имела огромное военно-политическое значение и внесла решающий вклад в коренной перелом не только в Великой Отечественной войне, но и во всей Второй мировой войне, уничтожив 25% сил вооружённых сил фашистской Германии.

12 февраля

90 лет (1923) Гражданской авиации России. За основу взята дата 9 февраля 1923 г., когда Совет Труда и Обороны принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота».

С 1979 г. этот день, в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР, отмечался как День Аэрофлота. Сокращённое наименование «Аэрофлот» было присвоено Гражданскому воздушному флоту СССР 26 марта 1932 г. Поэтому этот день отмечается ныне в России не только как День Аэрофлота, но и как день рождения гражданской авиации России в целом, и празднуется во второе воскресенье февраля.

15 февраля

В соответствии с Указом Президента РФ № 549 от 31 мая 2006 г. это памятная дата – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Датой вступления в силу законопроектом установлено 2 января 2010 г. Ранее эта дата называлась Днём памяти воинов-интернационалистов в честь завершения вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.

В этот день общественные объединения ветеранов проводили памятно-мемориальные мероприятия. Однако нормативного акта, официально закрепляющего дату как памятный день, не было. Всего же после Второй мировой войны СССР, а затем РФ согласно взятым на себя обязательствам и в рамках оказания военной помощи принимали участие более чем в 30 локальных войнах и вооружённых конфликтах, проходивших за пределами страны. В этих боевых действиях оказались задействованы около 1,5 млн наших соотечественников, из них погибли более 25 000 человек.

Установление Дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, способствует формированию патриотического сознания российских граждан и отдаёт дань памяти их мужеству и отваге.

18 февраля

70 лет назад (1943) образовано моторостроительное ОКБ А. А. Микулина, ныне ОАО «АМНТК „Союз“».

КБ было создано в соответствии с Постановленим Государственного Комитета Обороны № 2916 от 18.02.1943 г. Приказом Наркома авиационной промышленности СССР № 118 от 25.02.1943 г. предприятию было присвоено наименование Опытный завод № 300. Территориально завод был размещён на берегу р. Москвы в Лужниках, на месте завода № 8 «Оргавиапрома», эвакуированного в г. Куйбышев (ныне Самара).

Выдающийся конструктор и организатор А. А. Микулин создал коллектив, который заложил фундамент научно-технической школы АМНТК «Союз». Большой вклад в создание этой школы внёс Б. С. Стечкин.

При А. А. Микулине были созданы турбореактивные двигатели мирового уровня АМ-3 (для самолётов Ту-16, М-4, Ту-104), АМ-5 (для Як-25), РД-9Б (АМ-9) (для МиГ-19), Р11-300 (для МиГ-21).

В дальнейшем в КБ были созданы двигатели Р15Б-300 (для МиГ-25), Р95-300 (для дозвуковых крылатых ракет), Р79В-300 (для Як-141) и др. Все перечисленные двигатели на момент создания были лучшими в мире. Всего предприятием создано 18 базовых и 44 модификации газотурбинных двигателей. На самолётах с этими двигателями установлено более 100 мировых рекордов.

23 февраля

День воинской славы России – День защитника Отечества, установлен 20 лет назад в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995 г.

Постановлением Президиума ВС РФ

№ 4423-1 от 08.02.1993 г. «Об установлении знаменательного дня Российской Федерации – Дня защитников Отечества».

Изначально был установлен в СССР в 1922 г. как День Красной Армии и Флота. С 1949 до 1993 г. носил название День Советской Армии и Военно-Морского флота.

В связи с распространённым в обществе мнением о том, что полноценными «защитниками Отечества» являются лишь мужчины, а также в связи с празднованием 8 марта Международного женского дня, День защитника Отечества часто позиционируется и воспринимается на неформальном уровне как «день всех мужчин» и является нерабочим днём (ст. 112 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 г.).

5 марта

20 лет назад (1993) состоялся первый полёт отечественного беспилотного вертолёта Ка-37 конструкции КБ Камова (ныне ОАО «Камов»).

Беспилотный вертолёт имеет модульную конструкцию и может использовать сменные комплекты оборудования для выполнения различных задач: аэрофотоаппаратуру, контейнеры для различных грузов, датчики излучений, оборудование для ретрансляции и трансляции теле- и радиосигналов и др.

Способен выполнять автоматический полёт по программе и обладает высокой манёвренностью и транспортировочной мобильностью.

Несущая система вертолёта выполнена по традиционной для КБ Камова соосной схеме, что позволило создать компактный, c минимальными габаритами аппарат, обладающий хорошими манёвренными качествами и достаточной весовой отдачей.

6 марта

100 лет со дня рождения (1913) А. И. Покрышкина – первого трижды Героя Советского Союза (май и август 1943 г., 1944 г.), маршала авиации (1972) и прославленного советского лётчика-истребителя, лично сбившего во время Великой Отечественной войны 59 самолётов противника.

А. И. Покрышкин увлёкся авиацией в 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов, однако самостоятельно поднялся в небо только в 1938 г.

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу – сбить лидера. Как он понял из опыта боевых действий 1941–1942 гг., подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

13 марта

45 лет назад (1968) принят на вооружение ВМФ СССР новый морской ракетный комплекс Д-5 с первой в СССР малогабаритной ампулизированной БРПЛ средней дальности РСМ-25 (Р-27) (гл. конструктор В. П. Макеев).

Ракетный комплекс Д-5 с ракетой Р-27 был создан в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 386-179 от 24.04.1962 г. для вооружения подводных лодок проекта 667А (гл. конструктор С. Н. Ковалёв).

При разработке ракеты был применён ряд новаторских решений, подчинённых одной основной идее: максимальному использованию всего внутреннего объёма ракеты для размещения в нём компонентов топлива, что надолго определило облик ракет, созданных в КБ В. П. Макеева. Так, например, в компоновке ракеты впервые был применён погружной («утопленный») ЖРД. Отличительными особенностями этой и последующих ракет В. П. Макеева стали: цельносварной герметичный корпус из вафельных оболочек, уменьшение объёмов воздушного колокола за счёт последовательного пуска при старте сначала рулевых двигателей, а потом маршевого двигателя, совместная разработка ракеты и элементов пусковой установки и заводская заправка ракет с ампулизацией компонентов топлива.

15 марта

60 лет назад (1953) состоялся первый запуск баллистической ракеты (БР) Р-5 с дальностью полёта 1200 км.

Ракета Р-5 стала дальнейшим развитием решений, реализованных в БР Р-2 в начале 1950-х годов. В апреле 1954 г. начались работы над усовершенствованным вариантом ракеты, получившим обозначение Р-5М. 20 января 1955 г. на полигоне Капустин Яр состоялся первый испытательный пуск БР Р-5М.

Ракетный комплекс с БР Р-5М, принятый на вооружение 21 июня 1956 г., был более совершенным, чем его предшественники. Запуск ракеты был полностью автоматизирован. В процессе предстартовой подготовки осуществлялся контроль всех пусковых операций. Старт Р-5М проводился с наземной пусковой установки, которую можно было установить на подходящей местности.

После создания 17 декабря 1959 г. Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) все инженерные бригады Резерва Верховного Главного Командования (РВГК), вооружённые ракетным комплексом с БР Р-5М, были включены в боевой состав этого вида Вооружённых Сил СССР.

16 марта

30 лет назад (1983) запущен в космос ИСЗ «Космос-1445» – летающая модель беспилотного орбитального ракетоплана (БОР) БОР-4 для уточнения характеристик и определения тепловых потоков ОК «Буран» (участники: НПО «Молния», ЛИИ, ГКНЦП).

Ракетоплан БОР-4 аэродинамической схемы типа «несущий корпус» с поворотными стреловидными крыльями был запущен в космос ракетой-носителем «Космос» с ракетного полигона Капустин Яр. Совершив 1,25 витка на орбите, БОР-4 вошёл в атмосферу вблизи берегов Индии. Спланировав в огненной плазме до высоты 4 км, он выпустил парашют и плавно лёг на волны Индийского океана 556 км южнее Кокосовых островов, после чего был поднят на борт судна «Петропавловск».

Запуски беспилотных орбитальных ракетопланов открыли дорогу для успешного осуществления космического полёта МКС «Буран» 15 ноября 1988 г.

19 марта

Профессиональный праздник – День моряка-подводника, установлен приказом Главнокомандующего ВМФ РФ № 253 от 15.07.1996 г.

В этот день 6 марта (по ст. ст.) 1906 г. император Николай II подписал указ, по которому в классификацию судов военного флота был включён новый класс боевых кораблей – подводные лодки (ПЛ) и в состав Российского флота включены 10 ПЛ. Об этом событии свидетельствует приказ по Морскому ведомству России № 52 от 24 марта (по ст. ст.) 1906 г., подписанный морским министром адмиралом А. А. Бирилёвым, в котором говорилось: «Государь Император (Николай II), в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки».

После 1917 г. праздник отмечать перестали. 15 июля 1996 г. Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал флота Ф. Н. Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать День моряка-подводника ежегодно 19 марта.

21 марта

50 лет назад (1963) с полигона Тюра-Там осуществлён пуск ракеты-носителя Р-12 с ракетопланом, разработанным в ОКБ-52 В. Н. Челомея, на борту.

На высоте около 200 км ракетоплан отделился от носителя и с помощью бортовых двигателей поднялся на высоту 400 км, после чего начал спуск на Землю. Ракетоплан вошёл в атмосферу со скоростью 4 км/с, пролетел 1900 км и приземлился с помощью парашюта. Подобный эксперимент проведён впервые в мире.

23 марта

105 лет со дня рождения (1908) А. М. Люльки – учёного и конструктора авиационных двигателей и кислородно-водородных ЖРД, академика, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, пионера отечественного газотурбостроения.

В 1935 г. А. М. Люлька научно обосновал пути создания турбореактивных двигателей (ТРД) для скоростных самолётов, а в 1936–1938 гг. предложил проект первого турбокомпрессорного воздушно-реактивного двигателя РТД-1 тягой 400 кгс.

В конце 1952 г. КБ Люльки приступило к созданию первого отечественного ТРД АЛ-7 (5200 кгс) с высоконапорной сверхзвуковой ступенью осевого компрессора и его модификаций АЛ-7Ф (6850 кгс) и др., принёсших КБ мировую известность.

На самолётах П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, А. Н. Туполева, Г. М. Бериева, оснащённых двигателями КБ Люльки, в 1950–1960 гг. установлено более 20 мировых рекордов.

25 марта

20 лет назад (1993) с мобильной пусковой установки конструкции ЦКБ «Титан» (ген. конструктор В. А. Шурыгин) на полигоне Плесецк осуществлён первый старт конверсионной ракеты-носителя «Старт-1», созданной в НТЦ «Комплекс „МИТ“» (гл. конструктор Ю. С. Соломонов) на базе МБР «Тополь». Пуск успешный.

Ракета-носитель вывела в космос космический аппарат, разработанный в НТЦ «Комплекс „МИТ“». Этот старт положил начало конверсии боевых баллистических ракет и использованию их в гражданских целях.

27 марта

45 лет назад (1968) во время тренировочного полёта на самолёте УТИ МиГ-15 (бортовой номер 18) в 3 км от дер. Новосёлово Киржачского р-на Владимирской обл. погибли Герои Советского Союза первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин и командир 70-го ОИТАПОН инструктор В. С. Серёгин.

В целях увековечения памяти космонавта № 1 Юрия Алексеевича Гагарина 30 апреля 1968 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР Центру подготовки космонавтов присвоено наименование 1 ЦПК им. Ю. А. Гагарина, а приказом МО СССР 70-й ОИТАПОН получил имя В. С. Серёгина.

2 апреля

50 лет назад (1963) с полигона Тюра-Там в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22.03.1962 г. по программе Е-6 осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния» с АМС «Луна-4» на борту.

ТАСС объявил всему миру: «2 апреля 1963 года в Советском Союзе осуществлён запуск космической ракеты в сторону Луны… На борту космической ракеты установлена автоматическая станция „Луна-4“ весом 1422 килограмма. Автоматическая станция „Луна-4“ достигнет района Луны через трое с половиной суток». Конструкция КА предусматривала возможность осуществления мягкой посадки на поверхность Луны. Однако из-за отказа системы астронавигации она осуществила только пролёт (6 апреля 1963 г.) в 8500 км от поверхности Луны и в дальнейшем стала искусственным спутником Солнца.

9 апреля

40 лет назад (1973) на ракетном полигоне Тюра-Там по программе лётно-конструкторских испытаний осуществлён первый старт МБР РС-18 (SS-19 Stilet по классификации НАТО) конструкции ОКБ-52 (ген. конструктор В. Н. Челомей) с разделяющейся головной частью.

Ракета стала одной из наиболее совершенных межконтинентальных баллистических ракет России. Её создание началось в 1967 г. в НПО машиностроения. Под эту ракету создавалась новая шахтная пусковая установка повышенной защищённости, а также новый комплекс средств преодоления противоракетной обороны.

Новый ракетный комплекс был принят на вооружение РВСН СССР 17 декабря 1980 г.

12 апреля

День космонавтики – памятная дата, установленная в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995 г. и Указом Президиума ВС СССР № 3018-х от 01.10.1980 г. в честь первого в мире полёта человека в космос.

В этот день 12 апреля 1961 г. с полигона Тюра-Там стартовала ракета-носитель «Восток» c первым в мире человеком, вырвавшимся за пределы земного притяжения. Им стал гражданин СССР – Юрий Алексеевич Гагарин.

В этот же день 25 лет назад (1988) на южном стапеле Ленинградского объединения «Адмиралтейские верфи» заложили крупнотоннажное научно-исследовательское судно (НИС) «Академик Николай Пилюгин» конструкции ленинградского ПКБ «Балтсудопроект».

Двухвинтовое многопалубное НИС «Академик Николай Пилюгин» имело водоизмещение 16 280 т, длину 164 м, ширину 24,8 м, осадку 6,64 м. Экипаж – 93 человека, 119 научных сотрудников. Время автономного плавания – 120 суток. Корабль предназначался для работы с пилотируемыми космическими аппаратами и орбитальными станциями, а также для изучения верхних слоёв атмосферы и процессов распространения радиоволн. В частности, судно способно было обеспечивать надёжное управление пилотируемыми космическими аппаратами на орбитальном участке полёта и при выполнении ими наиболее ответственных динамических операций вне зон радиовидимости с территории СНГ.

14 апреля

60 лет назад (1953) состоялся первый полёт вертолёта Ка-15 – первого серийного вертолёта ОКБ Н. И. Камова (лётчик-испытатель Д. К. Ефремов).

Вертолёт изначально разрабатывался для нужд морской авиации – как противолодочный вертолёт, корабельный разведчик и связной, и стоял на вооружении до мая 1963 г., но ещё долгое время после этого эксплуатировался в Аэрофлоте и ДОСААФ. Вертолёты находились в эксплуатации до начала 1970-х гг. и применялись для подготовки курсантов, на сельскохозяйственных работах для опыления посевов, на рыболовецких судах и в Полярной авиации.

18 апреля

День воинской славы России – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.). Установлен в соответствии с Федеральным законом № 32-ФЗ от 13.03.1995 г.

В результате этой победы русского воинства Ливонский орден был вынужден заключить мир и отказаться от притязаний на русские земли и часть земель Латгалии.

22 апреля

45 лет назад (1968) СССР, США и Великобритания подписали международное Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство.

Виталий Лебедев, председатель секции истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского отделения Национального комитета по истории и философии науки и техники РАН, специально для журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии»

Партнеры