Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Интегрированная модульная электроника – новая стратегия на рынке приборостроения

На одном из последних заседаний Комиссии по модернизации и техническому развитию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) остро поставлен вопрос о необходимости трансферта технологий из оборонных отраслей в гражданские и обратно.

К сожалению, в отечественной практике «...и обратно» обычно не встречается, хотя время, когда военный рынок был определяющим в развитии новых технологий, давно закончилось. Сегодня многие инновации зарождаются и развиваются как раз на рынке гражданской продукции, и лишь затем приходят в оборонную отрасль.

Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, разработка и освоение новых технологий требуют колоссальных инвестиций, экономическая целесообразность которых подтверждается лишь при массовом производстве продукции. Во-вторых, сложность генерации новых технологий и инновационных изделий такова, что осуществить полноценное тестирование, верификацию и валидацию продукции можно лишь при наличии достаточно большого количества пользователей. И, в-третьих, темпы генерации новых технологий на гражданских рынках объективно намного выше в силу более короткого жизненного цикла изделий и меньшей длительности вывода конечных изделий на рынок.

Таким образом, быстрое освоение и внедрение новых технологий гражданского сектора в продукцию ОПК является насущным требованием времени, а неумение осуществлять такие трансферты технологий можно характеризовать словами президента страны – как неумение «оперативно реагировать на рыночные вызовы».

Развитие по-настоящему инновационной технологии (то есть не только новой, но и обязательно востребованной рынком и имеющей коммерческий успех) носит, как правило, «лавинообразный» характер. В процесс внедрения и развития успешной инновационной технологии вовлекается всё большее количество компаний, формируются новые «технологические правила» и стандарты, а также фактически определяется круг участников, способных соответствовать новым стандартам. Все, кто замешкался на старте и не попал «в круг», обычно остаются без новой технологии.

Возможно, именно поэтому для любой компании, относящей себя не по названию, а по сути, к инновационной, достаточно важно своевременно сгенерировать или увидеть вновь зарождающиеся технологии и соответствующие стандарты и «идти в точку упреждения», чтобы к заданному моменту времени оказаться полноправным участником бизнеса в соответствующем сегменте рынка.

Одним из примеров бурно развивающейся инновационной технологии на международном рынке приборостроения является интегрированная модульная авионика (ИМА) для гражданской авиации. Вызванная к жизни требованиями эксплуатантов авиационной техники, технология ИМА нацелена, прежде всего, на улучшение технико-экономических показателей самолётов и вертолётов, минимизацию эксплуатационных расходов, уменьшение материальных и временных затрат на сертификацию, решение задачи инкрементальной модернизации в процессе жизненного цикла комплексов бортового оборудования (КБО) летательных аппаратов, а также на разрушение монополии системных интеграторов КБО закрытой архитектуры и создание конкурентной среды поставщиков чётко специфицированных и сертифицированных функций (аппаратных и программных). Сегодня международное сообщество авиаприборостроителей активно формирует новую генерацию этой технологии – так называемую распределённую модульную авионику, или ИМА второго поколения.

Главные идеи ИМА – отделение функционального программного обеспечения (ПО) от аппаратного исполнения вычислительной среды; повторное использование ПО; реализация нескольких функциональных приложений на одной вычислительной платформе с применением технологии безопасных разделов; автономное создание и сертификация чётко специфицированных модулей-функций. Как видно, суть технологии ИМА достаточно проста для понимания (а потому часто воспринимается поверхностно и «легко»), но крайне сложна в технологических, технических и организационных аспектах реализации.

Ключевыми техническими проблемами, требующими решения для освоения технологии ИМА и создания отечественной базовой платформы ИМА, являются: портирование на аппаратные средства платформы сертифицируемой операционной системы реального времени, соответствующей требованиям ARINC 653; реализация коммутатора и оконечных устройств AFDХ, полностью соответствующих требованиям ARINC 664, ARINC 615A; обеспечение программно-аппаратной поддержки функций OpenGL SC и OpenGL ES 1.1x; схемотехнические и конструктивные решения в соответствии с комплектом международных стандартов VITA46 и VITA48-REDI; верификация и валидация аппаратно-программных средств платформы с помощью сертифицированного тестового и измерительного оборудования; разработка функционального ПО в инструментальной среде с автоматической генерацией сертифицируемого кода.

Сегодня базовые элементы ИМА освоены в РФ по инициативе и при головной роли ФГУП «ГосНИИАС». В частности, ключевые технические проблемы технологии ИМА решены в базовой платформе ИМА «Базис.5», созданной в ОАО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем» (Таганрог). Таким образом, освоены те новые стандарты рынка авиаприборостроения, которые не только определяют современную «квалификационную планку разработчика», но и создают реальные предпосылки для попадания «в круг» компаний, способных внедрять и развивать технологию ИМА.

Но главное заключается в том, что ключевые посылы технологии ИМА становятся всё более справедливыми и востребованными не только для рынка гражданской авиационной техники, но и для КБО самого различного назначения, в том числе для изделий ОПК. А это значит, что можно говорить об интегрированной модульной электронике (ИМЭ) и «идти в точку упреждения», реализуя идею трансферта передовой технологии из гражданских приложений в оборонные.

Таким образом, представляется, что интегрированная модульная электроника может стать стратегическим направлением развития на рынке встраиваемых систем и приборостроения в целом. Произойдет ли это в отечественном приборостроении? С учетом созданных заделов это зависит, в первую очередь, от оперативного решения организационно-технических вопросов. Только в этом случае технология ИМЭ сможет быть внедрена в РФ, а уровень отечественного приборостроения – подняться до конкурентоспособного как в гражданских, так и в оборонных областях применения.

ОАО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем» (ОАО НКБ ВС)
Ул. 1-я Линия, 144-а, г. Таганрог, Ростовская область, РФ, 347936
Тел./факс: (8634) 68-25-60
E-mail: root@nkbvs.ru
http://www.nkbvs.ru

Партнеры