Ледоколы – это холодное оружие

В нынешнем апреле в доках «Адмиралтейских верфей» состоялась закладка нового дизель-электрического ледокола проекта 21180 «Илья Муромец». Это произошло на стапеле, на котором в 1956 году был заложен первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Богатырь

Это первый ледокол в России, на котором винторулевые колонки типа «Азипод» закреплены вне корпуса с помощью шарнирного механизма и могут вращаться вокруг вертикальной оси на 360°. Это позволяет кораблю одинаково свободно двигаться носом, кормой и бортом. Кроме того, «Илья Муромец» станет первым за последние 45 лет ледоколом, строящимся для ВМФ России.

В носовой части ледокола находится вертолетная площадка, в кормовой – подъемный кран, позволяющий вести погрузочно-разгрузочные работы. Ледокол, кроме прочего, можно будет использовать как судно снабжения или патрулирования и буксир.

«При строительстве ледокола будут выполнены все технические требования, которые предъявило Главное командование ВМФ к этому судну. Мы получим ледокол, который сможет эффективно обеспечивать действия корабельных группировок кораблей ВМФ в арктической зоне, – заявил главком ВМФ Виктор Чирков. – Когда проектировался корабль, в него закладывались характеристики ледокола даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый, электрический, принцип движения».

По словам Виктора Чиркова, в проекте реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в Кораблестроительной программе на период до 2015 года, – многофункциональность.

Как сообщил корреспонденту НОЗ главный строитель Владимир Надточеев, ««Илья Муромец» на 85% будет состоять из отечественных компонентов и узлов. При этом до недавнего времени со стапелей завода сходили корабли, оборудование которых на 99% было импортным (за исключением металлических компонентов корпуса).

«Сейчас приоритет отдается материалам и деталям, произведенным в России, – поясняет специалист. – Оборудование для связи и навигации поставит “Транзас”, арматуру – “Армалит-1”, обе фирмы наши, питерские. Металл – от “Магнитогорского металлургического комбината”. ЦНИИ СЭТ, филиал Крыловского государственного научного центра, будет поставлять электрическое оборудование, системы вентиляции и отопления – завод “Инновент” в Подольске. Впрочем, тендеры еще продолжаются».

В перспективе

На сегодня Россия оказывается обладателем самого большого ледокольного флота в мире. В его состав входят шесть атомных ледоколов (наша страна – единственная, где есть суда данного типа) и около двадцати дизельных. Несомненным преимуществом России также является огромный опыт проектирования, строительства и эксплуатации судов для плавания в высоких широтах.

Одна из основных проектных организаций, специализирующихся на разработке мощных ледоколов и ледокольно-транспортных судов, – ЦКБ «Айсберг» в Санкт-Петербурге. Именно здесь проектировался первый в мире атомный ледокол «Ленин», а также следующие поколения атомоходов (проекты 1052, 10521, 10580).

В 2009 году специалисты ЦКБ «Айсберг» разработали проект универсального атомного ледокола нового поколения (проект 22220). Главным отличием от предшественников стала его способность обеспечивать проводку судов как по Северному морскому пути (с осадкой 10,5 м),

так и на мелководных участках и в устьях рек (при осадке 8,5 м). Для изменения осадки в ледоколе предусмотрены резервуары жидкого балласта. Таким образом, суда проекта 22220 смогут совмещать функции ныне действующих ледоколов «Россия» (10521) и «Таймыр» (10580).

Расчеты показали, что использование двухосадочных ледоколов позволяет получить значительное снижение затрат на содержание и ремонт.

Размеры судна (длина 172 м, ширина 33 м) позволяют ему осуществлять проводку крупнотоннажных судов. Масса, по сравнению с предшественниками, увеличена. Ведь при эксплуатации ранее построенных судов выяснилось, что мощность установок не соответствует водоизмещению. И ледоколы частенько не могли сокрушить многолетние льдины из-за слишком малой массы.

Реакторную установку для проекта 22220 разрабатывал «ОКБМ Африкантов». Установка типа РИТМ-200 обеспечит автономное плавание ледокола в течение семи лет, в отличие от 2,5–3 лет, что предоставляла ее предшественница КЛТ-40.

А турбогенераторную установку для ледокола будет производить «Калужский турбинный завод».

Напомним, головное судно проекта 22220 (ЛК-60Я «Арктика») было заложено на стапелях Балтийского завода в Санкт-Петербурге в ноябре 2013 года и будет передано ФГУП «Атомфлот» не позднее декабря 2017 года. Заключен также договор на строительство еще двух атомных ледоколов этого проекта, которые будут спущены на воду в 2019 и 2020 годах.

Вас вызывает Арктика

Но это только начало наступления на арктические льды. В настоящее время ЦКБ «Айсберг» совместно с Крыловским государственным научным центром разрабатывают новый проект под рабочим название ЛК-110Я. Это ледокол длиной более 200 м и шириной 40 м

с ледопроходимостью 3,7 м. Для сравнения: ЛК-60Я сможет преодолевать ледяное поле толщиной 2,9, а суда проекта 1052 – 2,5 м. Предполагается, что суда этого типа смогут гарантировать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Кроме того, в настоящее время разрабатывается проект речного атомного ледокола с изменением осадки в диапазоне 7,5–8,5 м, который также может использоваться как транспортное и спасательное судно.

Масштабное размещение военных подразделений и техники вдоль побережья и на островах вблизи Северного морского пути началось несколько лет назад. В 2014 году Минобороны России объявило о создании Арктической группировки войск на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле и Новосибирских островах. Чтобы обеспечивать оперативное развертывание сил Северного флота и бесперебойное жизнеобеспечение прибрежных баз, радиолокационных постов, объектов ПВО и пунктов управления авиацией, необходимы ледоколы, которые будут находиться в составе Арктической группировки ВМФ.

Уточним, Государственная комиссия по вопросам развития Арктики была создана в марте этого года. Ее возглавил вице-премьер Дмитрий Рогозин, который на первом заседании комиссии заявил, что Арктика является регионом геостратегического значения и в ближайшие пять лет на его финансирование будет выделено 222 млрд рублей.

Максим Стерлигов

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры