Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

АО «Ижевский электромеханический завод «Купол»

АО «Ижевский электромеханический завод «Купол», входящий в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», специализируется на выпуске зенитных ракетных комплексов (ЗРК) малой дальности. С момента основания в 1957 году заводом освоены более 40 видов военной продукции, от блоков для первого войскового зенитного ракетного комплекса «Круг» до новейшего ЗРК «Тор-М2КМ».

В 70-х годах прошлого века приобрел мировую известность ЗРК «Оса-АКМ», который до сих пор состоит на вооружении более чем в 15 странах. Он неоднократно участвовал в реальных боевых действиях и показал отличные результаты в локальных военных конфликтах в различных «горячих» точках мира.

В конце 1980-х годов для борьбы с высокоточными средствами воздушного нападения была создана принципиально новая зенитная ракетная система (ЗРС) малой дальности «Тор», при разработке которой  был использован опыт создания ЗРК «Оса-АКМ» и лучшие достижения научной мысли того времени.

Развитие средств радиоэлектронного противодействия и подавления обусловило необходимость дальнейшего совершенствования ЗРС «Тор». Поэтому в конце 1990-х годов была разработана ЗРС «Тор-М1», которая по своей огневой мощи в два раза превосходила ЗРС «Тор», реализуя способность одновременного поражения двух целей на высотах от 10 м до 10 км и на дальности до 12 км. Система была востребована не только российской армией, но и  иностранными заказчиками.  Греческая Республика, одна из стран-участниц блока НАТО, несколько лет назад, когда встал вопрос об укреплении национальной системы ПВО, остановила свой выбор именно на ЗРС «Тор-М1» и ЗРК «Оса-АКМ», что можно рассматривать как убедительный пример их эффективности и соответствия современным требованиям. ЗРС «Тор-М1» поставлена в пять стран мира, где находится на боевом дежурстве уже более 15 лет,  надежно прикрывая от воздушного нападения важные военные и государственные объекты.

Следующим шагом на пути совершенствования боевых  характеристик средств ПВО класса «Тор» стало создание в 2007–2009 годах ЗРК «Тор-М2Э»(на гусеничном шасси) и ЗРК «Тор-М2К» (на колесном шасси), обладающих высокой надежностью и эффективностью в борьбе с активно маневрирующими воздушными целями, управляемыми и планирующими авиационными бомбами, противорадиолокационными и крылатыми ракетами, беспилотными летательными аппаратами, самолетами и вертолетами. Каждый комплекс позволяет  обнаруживать и обрабатывать до 48 целей, одновременно сопровождать до 10 наиболее опасных целей и обеспечивать одновременное поражение  из них четырех целей четырьмя зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) на дальности до 15 км. 

Новейшей разработкой ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» и АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» является ЗРК «Тор-М2КМ» в модульном исполнении, обеспечивающем размещение боевых и технических средств комплекса в унифицированных кузовах-контейнерах на любых автомобильных шасси, полуприцепах, прицепах, железнодорожных и других платформах соответствующей грузоподъемности и в стационарном варианте.

Автономный боевой модуль (АБМ), в котором размещены вся специальная аппаратура, вычислительный комплекс, радиолокационные и оптические средства, ракетное вооружение, операторский отсек, система автономного и дополнительного электропитания с собственным запасом топлива, системы жизнеобеспечения, вентиляции и кондиционирования, устанавливается на автомобильное шасси и другие платформы при помощи трех специальных, быстросъемных кронштейнов. Перестановка АБМ с одной платформы на другую занимает не более 10 минут и осуществляется обычным 25-тонным краном. Для АБМ требуется платформа грузоподъемностью не менее 20 тонн,  шириной не менее 2500 мм и длиной не менее 7000 мм,

для технических средств – транспортно-заряжающей машины, мастерской техобслуживания, группового комплекта ЗИП, батарейного командного пункта и тренажера – достаточно 8,5 тонн, ширины 2500 мм и длины 6000 мм.

АБМ в полностью снаряженном состоянии  весит не более 15 тонн, что обеспечивает его транспортировку на внешней подвеске тяжелого транспортного вертолета  Ми-26Т или его зарубежных аналогов.  Таким способом АБМ может транспортироваться для установки в самых труднодоступных местах: на господствующих высотах, на крышах зданий и сооружений для обеспечения надежной защиты объектов  от любых средств воздушного нападения, вошедших в 15-километровую зону поражения комплекса.

Предусмотрена возможность размещения АБМ даже на малотоннажных судах, способных выдерживать нагрузку более 20 тонн. Это позволяет значительно расширить функциональность комплекса и обеспечить надежную защиту воинских соединений разных видов и родов Вооруженных Сил, важнейших государственных, военных и промышленных объектов, мегаполисов, крупных международных спортивных мероприятий – Олимпийских игр или чемпионатов мира по футболу.

АБМ не связывается с платформами ни механическими или гидравлическими приводами, ни энергетическими системами. У него есть собственный источник питания в виде газотурбинного агрегата, который обеспечивает выработку электроэнергии требуемых параметров и мощности. В качестве дополнительного источника электропитания в модуле впервые применен электростатический преобразователь, преобразующий электроэнергию трехфазного напряжения 380 В и частотой 50 Гц, поступающую от любого внешнего источника, в  электроэнергию трехфазного напряжения 220 В и частотой 400 Гц. Общее время приведения АБМ в боевую готовность – не более трех минут.

В АБМ находятся два зенитных ракетных модуля, каждый из которых обеспечивает транспортировку, хранение и пуск четырех ЗУР.

ЗРК «Тор-М2КМ» оснащен навигационной системой ГЛОНАСС/GPS, разработанной российской компанией «Навис». Она не только с очень высокой точностью определяет местоположение комплекса, но и обеспечивает измерение угловых параметров АБМ (крена и дифферента) в разных плоскостях. От расчета при этом не требуется наличие геодезических навыков, которые были необходимы при использовании приборов предыдущего поколения.

Процесс захвата и сопровождения целей в ЗРК семейства «Тор» автоматизирован. Для обстрела может быть выбрана любая из целей, предложенных машиной. При входе цели в зону пуска и готовности ЗУР командир нажимает кнопку «ПУСК». ЗУР автоматически наводится на цель, в точке встречи ракеты и цели производится подрыв боевой части ракеты, чем обеспечивается надежное поражение воздушной цели.

Высокая точность и современные методы расчета параметров наведения в сочетании со специальным боевым снаряжением ЗУР обеспечивают комплексу высокую вероятность поражения всех типов воздушных целей.  

ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»
121471, г. Москва, ул. Верейская, д. 41
Тел. (495) 276-29-65,
факс (495) 276-29-69
E-mail: antey@almaz-antey.ru
www.almaz-antey.ru

АО «Ижевский электромеханический завод «Купол»
Россия, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, д. 3
Тел. (3412) 72-5125, факс (3412) 72-6819
E-mail: iemz@kupol.ru
www.kupol.ru

Партнеры