Авиационный комплекс радиоэлектронного противодействия "Хибины" является, пожалуй, наиболее известным и широко "распиаренным" из новейших российских средств радиоэлектронной борьбы. Очень большое внимание этот комплекс приковал к себе и на проходящем в подмосковном Жуковском Международном Авиационно-Космическом Салоне МАКС-2017. Рассмотрим, что представляет собой данный комплекс радиоэлектронного противодействия и как он функционирует.
Средства радиоэлектронного противодействия имеют огромную роль в современной воздушной войне, впрочем как и во всех остальных видах вооружённой борьбы. Применение авиацией средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) позволяет существенно снизить эффективность действий средств ПВО и авиации противника, а зачастую и вовсе свести их боевые возможности к минимуму.
Разработка комплекса "Хибины" была начата Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ, в настоящий момент входит в состав КРЭТ), ещё в конце 1980-х годов. Он должен был заменить большинство комплексов радиоэлектронного противодействия, имевшихся на вооружении советской авиации, которые к тому моменту не полностью отвечали современным требованиям и имели ограниченные возможности противодействия появившимся у потенциального противника РЛС и ЗРК нового поколения. В 1990-х годов в виду тотального экономического кризиса и хаоса в России, практически полностью прекратилось развитие российских вооружённых сил и закупки новой военной техники и вооружения. Радикально снизились и возможности российской авиации в области ведения радиоэлектронной борьбы. Были полностью утрачены все самолёты РЭБ тактической авиации, предназначенные для групповой защиты самолётов. Были сняты с вооружения самолёты-помехопостановщики Як-28ПП, а все 7 построенных серийных самолётов РЭБ нового поколения Су-24МП оказались в составе ВВС Украины (были выведены из состава украинских ВВС и утилизированы в 2004 году). Прекратились и поставки авиационных комплексов РЭБ индивидуальной защиты.
Несмотря на катастрофическую экономическую ситуацию и тотальную нехватку финансирования КНИРТИ продолжал работы по созданию новых авиационных средств радиоэлектронного противодействия, которые были приняты на вооружение в начале текущего десятилетия. С 2013 года началось серийное производство комплексов РЭБ "Хибины" для новейших самолётов ВКС России.
Авиационный комплекс РЭБ "Хибины" имеет три основные модификации, предназначенные для различных новых самолётов ВКС России.
- Л-175В "Хибины-10В" - для бомбардировщиков Су-34
- Л-265 "Хибины-10М" - для истребителей Су-35С
- комплекс "Хибины-У" - для истребителей Су-30СМ. Разработка данного варианта комплекса была начата в 2013 году. В настоящий момент осуществляются его поставки ВКС России.
В состав комплекса "Хибины" входят следующие элементы:
- система радиотехнической разведки "Проран", предназначенная для обнаружения радиоэлектронных средств противника, их классификации, анализа их параметров работы, определения местоположения и т.д.
- Станция активных помех САП-518 "Регата".
- Вычислительная подсистема
Станция помех САП-518 располагается в контейнерах, устанавливаемых на законцовках крыла самолёта. Данная станция предназначена для индивидуальной защиты самолётов и осуществляет постановку имитирующих и уводящих помех РЛС наведения ЗРК, бортовым РЛС истребителей противника и активным головкам самонаведения ракет "воздух-воздух". Принцип действия таких помех достаточно прост. Станция помех принимает сигнал РЛС и просто "копирует" его, перенаправляя обратно на источник. Т.к. сигнал, излучаемый станцией помех как правило более мощный, чем отражённый от самолёта сигнал РЛС, то приёмник РЛС противника "настраивается" на него. После этого станция помех начинает постановку уводящих помех по всем каналам определения параметров цели - дальности, скорости и угловых координат, представляющие собой несколько изменённые сигналы РЛС противника, в результате чего ракета противника с высокой вероятностью наводится на "фантомную" цель. При успешной постановке уводящих помех, кратковременное выключение станции помех приводит к срыву сопровождения цели РЛС наведения или активной головкой самонаведения ракеты противника. Также возможно скрытие положения самолёта путём "бомбардировки" РЛС противника имитирующими помехами, что приводит к засветке узкого сектора индикатора РЛС и делает невозможным или предельно затрудняет получение информации о реальном положении цели. Средства комплекса "Хибины" имеют электронные модули обработки сигналов, выполненные с использованием технологии DRFM (Digital Radio Frequency Memory) - т.н. "радиочастотной памяти", что позволяет в режиме практически реального времени производить анализ сигнала и постановку помех любой формы. Благодаря данной технологии, время реакции станции помех исчисляется считанными микросекундами или даже более малыми временными величинами.
Использование станций помех САП-518 позволяет очень существенно снизить вероятность поражения самолёта-носителя, что многократно повышает его выживаемость в условиях противодействия современных систем ПВО и воздушного боя с современными истребителями.
В 2016 году была принята контейнерная станция помех групповой защиты САП-14 "Тарантул". Данная станция осуществляет постановку активных шумовых помех обзорным РЛС , ЗРК и авиационным РЛС. Постановка шумовых помех приводит к засветке целого сектора индикатора РЛС и делает невозможным выделение целей на определённом расстоянии и существенно снижает дальность обнаружения целей, а для РЛС старых типов обеспечивает полное их подавление. Помехи, выставляемые станцией групповой защиты позволяют скрыть от обнаружения радиоэлектронными средствами противника целую группу самолётов. Количество поставленных в войска станций САП-14 неизвестно. Однако можно предположить, что в бомбардировочном авиаполку Су-34, по меньшей мере несколько самолётов будут оснащаться данными станциями помех и выступать в роли самолёта-помехопостановщика. К примеру, в состав бомбардировочных авиаполков советских ВВС входило или придавалось для ведения боевых действий 4 самолёта РЭБ, обеспечивающих прикрытие помехами групп бомбардировщиков. Контейнер со станцией помех "Тарантул" позволяет превратить любой Су-34 в самолёт РЭБ, позволяя прикрывать другие Су-34 в ударной группе непосредственно из боевых порядков, что является наиболее эффективной тактикой при радиоэлектронном подавлении РЛС и средств ПВО противника.
В настоящий момент ведётся широкомасштабное производство комплексов РЭБ "Хибины" для всех новых самолётов тактической авиации ВКС России. Известно, что в начале 2013 года между КНИРТИ и корпорацией "Сухой" был заключён контракт на поставку 92 комплектов комплекса РЭБ Л-175 "Хибины-10В" для бомбардировщиков Су-34. При этом, очевидно, в последующем были заключены и дополнительные контракты на поставку данных комплексов. Как сообщил в ходе второго дня работы МАКС-2017 советник первого заместителя генерального директора концерна "Радиоэлектронные технологии" Владимир Михеев, для бомбардировщиков Су-34 поставлено порядка 100 комплектов комплекса РЭБ "Хибины", что свидетельствует о практически полном оснащении всех строевых Су-34 средствами радиоэлектронного противодействия индивидуальной защиты. Также ведётся поставка и комплектов комплекса Л-265 "Хибины-10М" для истребителей Су-35С и "Хибины-У" для истребителей Су-30СМ. В частности, в текущем году КРЭТ должен передать в войска 15 комплектов "Хибины-У". Вероятно на данный момент очень большой процент Су-35С и Су-30СМ имеют станции помех. Истребители данных типов, принимающих участие в операции ВКС России в Сирии "поголовно" оснащены комплексами РЭБ.
Ведётся разработка и новых, ещё более совершенных комплексов радиоэлектронного противодействия. К примеру, для перспективного российского истребителя пятого поколения, ПАК ФА, создаётся комплекс РЭБ "Гималаи", элементы которого будут интегрированы в конструкцию самолёта.
Развитие средств РЭБ и оснащение ими всех видов Вооружённых Сил России, стало одним из основных направлений крупномасштабной военной реформы, а широкомасштабное ведение всех видов радиоэлектронной борьбы является одним из самых ключевых аспектов новой доктрины применения российских вооружённых сил. При этом развитию средств РЭБ в современных российских вооружённых силах уделяется существенно большее внимание, чем в советские времена.
Широкомасштабное оснащение новых самолётов ВКС России станциями помех индивидуальной и групповой защиты наглядно демонстрирует огромные усилия, предпринимаемые Министерством Обороны в данном направлении, а также то, что ВКС России очень хорошо усвоили урок войны в Южной Осетии. Тогда, в ходе первых двух дней войны российская авиация понесла очень чувствительные потери, потеряв 6 самолётов, в том числе дальний бомбардировщик Ту-22М3. После начала широкомасштабного применения самолётов и вертолётов РЭБ удалось полностью избежать дальнейших потерь авиации, несмотря на попытки противодействия со стороны имевшихся у Грузии ЗРК. Система ПВО Грузии была полностью дезорганизована и не смогла выполнять свои задачи. При этом применяемые тогда авиационные средства РЭБ были уже морально устаревшими, оставшиеся ещё с советских времён. В настоящий момент уровень оснащённости авиации средствами радиоэлектронного противодействия в десятки раз превышает тот, что был в 2008 году.
Стоит заметить, что оснащение самолётов современными средствами радиоэлектронного противодействия весьма недёшево. Так стоимость комплекта станций РЭБ индивидуальной защиты комплекса "Хибины" составляет порядка 120 млн. рублей, что сопоставимо со стоимостью танка Т-90. Однако экономить на данных средствах нельзя - стоимость комплекта станций помех комплекса "Хибины", составляет порядка 10% стоимости современного боевого самолёта, но при этом позволяет в разы повысить его выживаемость, а следовательно и многократно повышает шансы лётчика вернуться домой.
Павел Румянцев