Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Дроны Швеции

Автор Денис Федутинов

Страны НАТО уделяют серьезное внимание вопросам оснащения беспилотными системами. Отчасти это осуществляется за счет собственных разработок, отчасти – за счет закупок в других странах. При этом сам альянс расширяется, и потому небезынтересно рассмотреть то, что приносят в него новые участники. В этой статье проанализируем ситуацию с беспилотниками в Швеции. 

Начало интереса Швеции к беспилотным авиационным системам можно примерно датировать рубежом тысячелетий. В стране в те годы проводилась новаторская исследовательская работа в отношении перспективных систем, используемых при ведении войны. Одним из выводов, сделанных по результатам исследований, стал уже очевидный сегодня постулат о повышении роли беспилотных систем.

 

Концепции

В 2000 г. на авиасалоне в Фарнборо компания SAAB Aerospace представила концепцию NetDefense, согласно которой все элементы будущих боевых сил, включая вооружение, военнослужащих, датчики и т.п., должны быть взаимосвязаны через сеть с защищенными каналами связи. Ключевым элементом такой концепции были беспилотные системы. Им отводилась центральная роль в разведке, наблюдении и осуществлении точечных ударов по объектам противника.

В рамках концепции предусматривалось использование широкого спектра беспилотных систем различной размерности. Например, БПЛА большой продолжительности полета (HALE), оснащенные оптикоэлектронными системами и РЛС, должны были осуществлять разведку на больших удалениях от целей, оценивать ущерб после проведенных ударов и корректировать огонь.

Интересно, что большая часть обработки получаемой информации должна была происходить непосредственно на борту БПЛА, чтобы не возникало необходимости пересылать мегабайты данных на землю. Предполагалось, что беспилотники должны обладать возможностью не только самостоятельно собирать, но и объединять данные, полученные от различных источников.

Эти теоретические рассуждения в то время выглядели, можно сказать, революционно. Они стали воплощаться в жизнь в мире только в последние годы, и сейчас с ними связывают существенные надежды на повышение эффективности использующих эти концепции разведывательно-ударных систем.

 

Практические шаги

Что же касается практической стороны вопроса, то известно, что с конца 90-х гг. прошлого века шведская компания SAAB проводила исследования нескольких концепций беспилотных летательных аппаратов. Впрочем, они так и не были доведены до уровня летающих образцов.

В 2001 г. было принято решение начать проект БПЛА-демонстратора технологий SHARC. Перед небольшой командой стояла задача разработать, изготовить и провести летные испытания системы БПЛА, включающей сам летательный аппарат, его авионику и наземную станцию управления (НСУ).

Демонстратор БПЛА SHARC был выполнен в масштабе 1:4 от оригинальных размеров. Отчасти такое решение пришлось принять ввиду ограниченного финансирования. Вместе с тем, предполагалось, что с учетом опыта компании SAAB, накопленного в авиастроении, такого субмасштабного летательного аппарата будет достаточно для оценки перспектив подобного рода военного дрона.

Демонстратор технологий SHARC – это 60-килограммовый летательный аппарат самолетного типа с реактивным двигателем. Для взлета и посадки БПЛА оснащен трехстоечным колесным шасси. Благодаря тому, что планер дрона изготовлен из легких композитных материалов, его масса (без учета шасси) составляла всего порядка 8 кг. При создании комплекса в целом создатели максимально использовали коммерчески доступные компоненты – двигатель, сервоприводы, датчики и т.п.

Перед разработкой авионики был проведен обзор рынка, но ни одна из существующих систем не удовлетворяла техническим требованиям. В результате авионику, включая аппаратную и программную часть, разработала и изготовила компания SAAB с использованием наработок по ранее созданным системам для истребителей SAAB 37 Viggen и JAS 39 Gripen.

Проект SHARC был начат в 2001 г., а первый полет прототипа состоялся менее чем через год, 11 февраля 2002 г. В более продвинутой версии БПЛА выполнил первый полет 9 апреля 2003 г., менее чем через два года после начала проекта. 

Уже в сентябре 2003 г. SHARC совершил ряд полетов вне зоны прямой видимости. Он выполнял их на расстоянии около 20 км от места расположения станции управления. В августе 2004 г. была проведена успешная летная испытательная кампания, в ходе которой беспилотник продемонстрировал полностью автономный полет от взлета до посадки.

 

Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.