Автор Денис Федутинов
Лето – время проведения крупнейших мировых авиасалонов: в июне должен состояться очередной салон в Ле-Бурже, а следом в июле запланирован московский Международный авиационно-космический салон МАКС-2023. Беспилотники давно стали традиционными участниками авиационных выставок. Их доля растет, как растет и внимание, которое они привлекают.
Причиной складывающегося положения дел стал расширяющийся функционал создаваемых беспилотных систем, а также рассматриваемые перспективные тактические приемы их использования, обещающие обеспечить некоторые преимущества применяющей их стороне, причем в ряде случаев довольно существенные, по сравнению с противником.
Приближающиеся публичные мероприятия авиационной отрасли дают повод обратить внимание на некоторые наиболее интересные разработанные и перспективные системы БПЛА, а также предлагаемые концепции их применения. Среди них, в частности, проект беспилотного топливозаправщика, транспортный аппарат, а также концепции «верного ведомого» и роевого применения БПЛА и, конечно, прототипы. Предлагаем своеобразный перечень топ-5 интересных разработок в сфере БПЛА.
Разведывательно-ударный БПЛА
В мире в сегменте разведывательно-ударных наиболее известны разработанные компанией General Atomics БПЛА Predator, Gray Eagle и Reaper. Не так давно продуктовая линейка компании пополнилась довольно интересным аппаратом – Mojave.

БПЛА Mojave
Его создание было обусловлено необходимостью обеспечить широкое экспедиционное применение, что, в свою очередь, характеризуется рядом специфических требований. В их числе, в частности, возможности развертывания БПЛА в пунктах, не имеющих ни укрытий, ни взлетно-посадочных полос с твердым покрытием.
В идеале техникам на земле должно хватать не более трех часов, чтобы с помощью имеющегося оборудования и ручного инструмента обеспечить сборку и приведение в готовность всех необходимых элементов комплекса. Кроме того, сам аппарат должен иметь возможность выполнения взлета и посадки с использованием взлетно-посадочных полос низкого качества.
В качестве основы БПЛА Mojave был взят уже хорошо отработанный аппарат Reaper. Инженеры и конструкторы General Atomics изменили и усилили некоторые элементы конструкции, включая фюзеляж и крыло, а также шасси. В качестве силовой установки использован высоконадежный и хорошо зарекомендовавший себя турбовальный двигатель Rolls-Royce M250 мощностью 450 л. с.
Продолжительность полета нового аппарата с полным запасом топлива – более 25 ч. При минимальной взлетной массе для взлета и посадки ему нужна полоса длиной всего 90–120 м. Управлять беспилотным самолетом можно из местного оперативного района или с удаленной станции при помощи спутниковой системы связи.
Общая масса полезной нагрузки достигает 1633 кг. Помимо разведывательной аппаратуры, Mojave может нести до 16 управляемых ракет класса «воздух-поверхность» AGM-114 Hellfire. Это вдвое больше, чем несет MQ-9 Reaper. Также новый беспилотник способен нести ракеты AGM-179A Joint Air-to-Ground Missiles (JAGM), два пулемета Minigun компании Dillon Aero или иной набор боеприпасов на шести точках подвески – по три под каждой консолью крыла.
Разработку Mojave компания General Atomics Aeronautical Systems вела в течение нескольких последних лет. При этом активная фаза создания нового комплекса заняла около двух лет. Летные испытания первого прототипа Mojave прошли летом 2021 года. А в конце того же года компания провела официальную презентацию нового беспилотника.
В General Atomics полагают, что применение нового экспедиционного разведывательно-ударного беспилотника Mojave совместно с другими американскими и союзными силами сможет изменить тактику ведения боевых действий силами специальных операций, существенно повысив их эффективность.
Беспилотный заправщик
Идея создания беспилотного воздушного танкера родилась в США в силу необходимости отодвинуть американские ударные авианосные группы за границы действия новых противокорабельных ракет стран потенциальных противников. Это, в свою очередь, повлекло за собой необходимость увеличения радиуса действия палубной авиации, в том числе, за счет дозаправки самолетов в воздухе.
Беспилотники в этой роли призваны заменить собой оснащенные подвесными заправочными агрегатами палубные самолеты F/A-18E и F/A-18F, которые сейчас осуществляют эти функции в ущерб выполнению боевых задач: число вылетов этих самолетов для использования в качестве заправщиков достигает 20–30% от общего числа полетов.
Любопытно, что беспилотную платформу для воздушной заправки компания Boeing Phantom Works создает на базе задела, полученного ранее при разработке других программ морских БПЛА. В их числе и UCLASS – так и не реализованная программа создания палубного малозаметного разведывательно-ударного беспилотника.
Сам беспилотный аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с V-образным хвостовым оперением. Крыло малой стреловидности, размах которого 19 м, – складывающееся. В качестве силовой установки используется один турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce AE3007. Это новейшая модификация двигателя, которым оснащают беспилотные летательные аппараты большой продолжительности полета Global Hawk и Triton.
Сообщалось, что MQ-25A сможет выполнять полеты со скоростью до 620 км/ч, неся порядка 6350 кг топлива. Предполагается, что, действуя в радиусе до 500 морских миль (926 км) от авианосца базирования, он сможет обеспечить топливом несколько таких самолетов, как F-35C, F/A-18 и EA-18G Growler. Для этого под одной консолью крыла размещается один стандартный топливозаправочный агрегат, а под другой – подвесной топливный бак.

БПЛА MQ-25A Stingray заправляет F-18 Super Hornet
Летные испытания MQ-25 начались в 2021 году. В июне того же года беспилотник впервые дозаправил в воздухе палубный истребитель F/A-18F Super Hornet, в августе – самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye, а в сентябре – истребитель 5-го поколения F-35C Lightning II Joint Strike Fighter.
Вы можете дочитать этот и другие материалы сайта, оформив подписку.