Ми-24: по-прежнему в Восточной Европе

Текст:  Александр Младенов 

Ми-24/35 (наименование по классификации НАТО Hind) – это боевой вертолет, который в свое время находился в массовой эксплуатации в Восточной Европе. 

В 1990-х и в начале 2000-х годов он состоял на вооружении в ВВС не менее семи стран, а общая численность превышала 170 единиц. В наши дни количество этих вертолетов намного меньше, активную службу в регионе несут менее 50 машин. 

 

Однако есть шансы, что их число в ближайшее время по крайней мере не уменьшится, поскольку вертолет этого типа может прослужить дольше, чем изначально предполагалось, например, в Чешской Республике и в Польше, а Болгария и Венгрия также подготовили ресурсы для продления срока службы их стареющих машин. Сербия, напротив, ожидает до конца года поставки Ми-35М нового производства – усовершенствованных боевых вертолетов с существенно улучшенными способностями для круглосуточной работы и более точными и дальнобойными ракетами и пушками. 

Наиболее многочисленные вертолеты среди находящихся на службе в регионе – первоначальный вариант Ми-24В и его слегка улучшенная версия, получившая индекс Ми-35. Однако бортовые системы и вооружение этих машин стремительно устаревают, и вертолетам не хватает возможностей для всепогодной и круглосуточной работы. Изначально Ми-24 был разработан в середине 1970-х годов как бронированный боевой вертолет, обладающий значительной грузоподъемностью, с возможностью размещения в десантной кабине до восьми человек, хотя используется эта возможность редко. 

Болгария: держится на пределе

В Болгарии имелся парк Ми-24, состоящий из 44 машин, включая 38 Ми-24Д (Hind-D), изначально поставленных между 1979 и 1985 годом, и еще шесть Ми-24В – в 1986 году. В 1999 году он был сокращен наполовину, вполне закрывая потребности страны в боевых вертолетах. Вертолеты этого типа страдали от существенных недостатков в эксплуатации вследствие ограниченного запаса крайне важных и дорогих запчастей, таких как лопасти несущего винта, а также из-за истечения межремонтного ресурса для двигателей и фюзеляжа – причем для планера это касалось и ресурса.

В 2002–2004 годах десятки Ми-24Д были проданы местным компаниям по торговле военной техникой. Также шесть вертолетов были поставлены в США, а два отправлены в Кот д’Ивуар в 2003 году. Затем последовали еще шесть Ми-24Д, после ремонта проданных в Мали между 2007 и 2010 годом. Еще пять избыточных Ми-24Д министерство обороны Болгарии продало компании Metalika-AB в декабре 2011 года, и к концу 2017-го минимум четыре из них были возвращены в летное состояние. В 2017–2018 годах три были проданы в Кот-д’Ивуар, один ушел в Буркина-Фасо (2018 год), и за ним последовал еще один вертолет в 2019 году.

В середине 2000-х годов шесть Ми-24В оставались единственными боевыми вертолетами, состоящими на службе в болгарских ВВС, причем только один или два из них находились в летном состоянии в каждый конкретный момент времени. В конце концов парк пришлось приземлить в начале 2011 года вследствие истечения срока службы планера – этот срок изначально был ограничен 20 годами. Фактически два Ми-24В продолжали летать на протяжении еще трех-четырех лет благодаря продлению срока службы корпуса, обеспеченному собственной инженерно-авиационной службой ВВС.

В 2004 году министерство обороны Болгарии объявило тендер на полную модернизацию и продление срока службы для всех шести МИ-24В плюс шести самых новых Ми-24Д – все эти вертолеты были поставлены в 1985 и 1986 годах.

В результате была выбрана компания Elbit Systems (Израиль), которая предложила в ноябре-декабре 2004 года общую цену за модернизацию, ремонт и продление срока службы планеров вертолетов в размере 57 млн евро; эта цена покрывала работы по 12 Ми-24 и шести Ми-17. Модернизация авионики подразумевала установку на борту процессора, интегрированного с цифровой картой, встроенную систему навигации GPS/INS, а также размещение в обеих кабинах многофункциональных дисплеев, позволяющих работать в очках ночного видения, а также блока управления и индикации. Новое наблюдательное и прицельное оборудование на борту Ми-24 должно было включать высокоэффективную гиростабилизированную оптико-электронную систему, современные нашлемные системы целеуказания и прицельные системы производства Elbit, а также навигационные средства западных стандартов, новейшие бортовые комплексы обороны, новые интерфейсы для радиосвязи и вооружения.

Еще до того как контракт был окончательно утвержден, источники в министерстве обороны Болгарии стали намекать, что общая цена в 57,2 млн евро за столь глубокую модернизацию, объединенную вдобавок с капитальным ремонтом и продлением срока службы, слишком низкая для такой сложной программы. Также существовали опасения, что компания Elbit не сумеет получить надлежащее одобрение для проводимой модернизации, как того требовало министерство обороны Болгарии. Такое одобрение следовало получить у Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля (МВЗ), уполномоченного разработчика Ми-17 и Ми-24, однако российская компания ясно дала понять, что Elbit не может рассчитывать на получение подобной лицензии и привела многочисленные примеры нарушений израильской компанией промышленного права в прошлом.

Программа модернизации болгарских Ми-24 вызвала еще большие противоречия, поскольку Сергей Иванов, бывший в то время министром обороны России, 10 февраля 2005 года публично заявил, что Россия станет рассматривать как незаконные любые соглашения, подобные этому болгарскому контракту, то есть без лицензионной поддержки со стороны головного изготовителя. После весьма сложных переговоров относительно деталей контракта и несмотря на серьезные возражения со стороны России, соглашение на модернизацию между компанией Elbit и министерством обороны Болгарии все же было подписано 2 декабря 2005 года. Однако работ по нему удалось выполнить очень мало.

В итоге 30 января 2007 года правительство Болгарии и компания Elbit решили расторгнуть этот контракт по обоюдному согласию вследствие невозможности его исполнения. В число причин, заставивших Болгарию прийти к этому печальному решению, входит и признание того, что Россия отказалась сотрудничать с компанией Elbit по передаче ноу-хау в области продления срока службы планера и по поставкам критически важных запчастей, таких как лопасти несущего винта, для вертолетов Ми-24 и Ми-8. Известно, что Болгария заплатила компании Elbit примерно 3,5 млн евро за проведенные разработки и поставки оборудования, осуществленные до расторжения контракта.

Новый тендер министерство обороны Болгарии объявило в 2008 году. В этот раз предполагалось, что модернизация Ми-24 будет осуществляться в тесном сотрудничестве с российским головным изготовителем, МВЗ им. Миля, с использованием технических требований, по большей части аналогичных первому контракту. В то же время с целью успешного проведения модернизации средств связи, навигации, аппаратуры "свой-чужой", средств РЭБ и интеграции канала обменными данных Link 16 была предложена особая схема. В соответствии с ней предполагалось назначить в качестве главного подрядчика компанию TEREM Holding EAD – принадлежащее министерству обороны предприятие по ремонту, капитальному ремонту и обслуживанию военной техники, которая затем привлекла бы для модернизации и продления срока службы вертолетов в качестве субподрядчика российского спецэкспортера АО "Рособоронэкспорт". "Рособоронэкспорт" назначил бы МВЗ им. Миля головным исполнителем для непосредственного осуществления работ. В свою очередь, ту часть модернизации авионики, которая была связана со стандартами НАТО, предполагалось передать западным субподрядчикам, без участия России.

Все работы по модернизации и переоснащению фюзеляжа планировалось выполнять на расположенной в Софии компании "ТЕРЕМ – Летец" с использованием российских комплектов для модернизации и технологий, в то время как двигатели и редукторы должны были отправляться на ремонт в Россию.

Однако в начале 2009 года эту программу по модернизации Ми-24 отменили еще до достижения соглашения с министерством обороны, предположительно, вследствие чрезвычайно высокой цены, которая, по имеющимся сведениям, никак не укладывалась в выделенный бюджет.

Таким образом, к 2014 году в болгарских ВВС было, наконец, принято решение инвестировать в простой ремонт и продление срока службы их шести Ми-24В в целях поддержания основных ударных возможностей. Эти работы были осуществлены согласно рамочному соглашению с компанией TEREM Holding EAD, причем в качестве главного субподрядчика выступило АО "Вертолеты России", поставлявшее запчасти и осуществляя ремонт некоторых систем вертолетов, равно как и предоставляя технологии по продлению срока службы и окончательное одобрение.

Первый вертолет Ми-24В по этому соглашению прошел весьма длительные работы по ремонту и продлению срока службы на предприятии "ТЕРЕМ – Летец" в "Аэропорт Софии – Северная зона" и вернулся в состав болгарских ВВС в ноябре 2015 года. Этот вертолет входит в состав вертолетной эскадрильи, дислоцирующейся на 24-й авиабазе в Крумово, неподалеку от Пловдива, которая располагает также вертолетами Ми-17 и AS532AL Cougar для выполнения транспортных задач.

Этот вертолет Ми-24В, выпущенный в феврале 1986 года, после прохождения ремонта был сертифицирован на последующие семь лет службы, либо на 1000 летных часов, в зависимости от того, что наступит быстрее, в соответствии с регламентом по техническому обслуживанию, представленным МВЗ им. Миля (головным разработчиком Ми-24). В целом это предполагает срок службы в 36 лет.

Второй вертолет Ми-24В после ремонта и продления срока службы вернулся в строй в конце 2017 года. Ожидается, что оба эти болгарские Ми-24В останутся в эксплуатации до 2022–2023 года. В связи с недостатком средств больше ни один из Ми-24В через эту программу не проходил.

В 2018 году министерство обороны Болгарии объявило новый тендер на следующее рамочное соглашение по ремонту и продлению срока службы четырех оставшихся Ми-24В, и единственным участником тендера была компания TEREM-Holding EAD. 27 марта 2019 года были оглашены результаты тендера, и цена за ремонт одного Ми-24В составила 4 млн долларов.

Ожидается, что более 70% стоимости работ придется на российских субподрядчиков, которые обеспечат поставки запчастей, осуществят ремонт двигателей и главных редукторов, а также предоставят технологии по продлению срока службы и окончательное одобрение. В случае успешного завершения многократно откладываемых переговоров и подписания соглашения в середине 2019 года можно ожидать, что первые отремонтированные Ми-24В смогут вернуться в ВВС в конце 2020 года, причем продленный срок эксплуатации второй партии Ми-24В позволит им нормально летать до 2027–2028 года.

Однако при проведении ремонта болгарских Ми-24 не предусматривается никакой модернизации в отношении устаревших систем связи, навигации и средств опознавания, так что этим бронированным боевым вертолетам придется продолжать свою службу и в середине 2020-х с системами авионики и комплектами вооружения, установленными изначально еще в конце 1970-х годов. Единственная новинка – приемник GPS Trimble 2021, установленный в передней кабине Ми-24, которым может пользоваться летчик-оператор. 

Чешская Республика: продление срока службы

ВВС Чехии располагают самым молодым парком вертолетов Ми-24 в Восточной Европе, представленным вертолетами Ми-24В и Ми-35, полученными в начале и середине 2000-х годов. Изначально предполагалось, что эти машины будут служить до конца текущего десятилетия, но сейчас похоже, что значительной части этих боевых вертолетов российского производства придется продержаться подольше, хотя модернизация для этого и не предусматривается.

Изначально Чешские военно-воздушные силы унаследовали парк из 16 Ми-24Д (поставленных между 1978 и 1983 годом) и 20 Ми-24В (полученных между 1985 и 1989 годом), вместе с одним учебно-боевым Ми-24ДУ (после распада Чехословакии в 1993 году). Все эти боевые вертолеты были сняты с вооружения в середине 2000-х годов. Шесть Ми-24В после ремонта переданы безвозмездно в Афганистан в 2006 году, и там они активно использовались до середины 2010-х.

В 2003 году чешские ВВС получили семь Ми-24В нового производства и в дополнение к ним еще 10 Ми-35, поставленных в 2005 и 2006 годах. Эти новые боевые вертолеты были получены как часть поставок российской военной техники в счет списания торгового долга России перед Чешской Республикой, возникшего еще в советское время. Вертолеты Ми-35 (фактически – экспортная версия Ми-24В) отличались от Ми-24В некоторыми несущественными техническими характеристиками и отличались внутренним и внешним освещением, совместимым с использованием очков ночного видения, а также англоязычной маркировкой в кабинах.

Сегодня вертолеты Ми-24В/35 входят в состав 221-й эскадрильи на базе в Намешт-над-Ославоу. Главные задачи этих вертолетов – обеспечение поддержки наземных сил, воздушная поддержка на поле боя (включая поражение небольших бронированных или защищенных целей) плюс эвакуация раненых, воздушная разведка, сопровождение других вертолетов или наземных конвоев, а также боевые поисково-спасательные операции. Кроме того, эти быстрые боевые вертолеты могут быть использованы по мере необходимости для усиления системы противовоздушной обороны, перехватывая медленно летящие воздушные цели на малых и сверхмалых высотах. Необычная миссия мирного времени для подразделения чешских вертолетов Ми-24В/35 – гражданские поисково-спасательные операции, они осуществляются ежедневно и покрывают обширную площадь в восточной части Чешской Республики.

Чешский парк вертолетов Ми-24В/35 известен своей высокой активностью на международной арене, поскольку они регулярно принимают участие в многонациональных учениях, организуемых на территории стран НАТО. Главное преимущество состоит в том, что международные учения улучшают тактические навыки и способности к взаимодействию между экипажами, участвующими в операциях НАТО. Помимо того, теперь чешские экипажи на регулярной основе практикуются в полетах с использованием очков ночного видения. Началось это в 2005 году с российскими комплектами ГЕО-ОНВ-1, которые поставлялись вместе с Ми-35, хотя сегодня используются очки AN/AVS-9 NVG американского производства.

Хотя чешские вертолеты Ми-24В/35 по-прежнему относительно современны и относительно мало эксплуатируются, они считаются значительно устаревшими, поскольку им не хватает современных средств обнаружения, опознавания и наведения в ночное время, системы планирования полета, надежной аппаратуры связи и передачи данных, а также бортовых комплексов обороны для противодействия ракетам "земля-воздух" с тепловым самонаведением. Их главное управляемое вооружение – ракета 9М114 "Штурм" с командным радионаведением – также считается устаревшим.

Однако планов по модернизации комплектов авионики и вооружения этих вертолетов нет, поскольку процесс этот весьма дорогой и длительный. Еще более сложно и рискованно было бы осуществлять его в текущей политической обстановке, при существующих разногласиях между Россией и Западом. Именно поэтому в 2011 году долгосрочные планы министерства обороны Чехии, изложенные в так называемой "Белой книге по вопросам обороны", предполагали постепенный вывод Ми-24В/35 из эксплуатации, и ожидалось, что этот процесс будет завершен к 2015–2016 году. К этому времени вертолеты из первой партии, поставленные в 2003 году, выработали бы свой назначенный ресурс, поскольку полностью истек бы межремонтный ресурс – 1000 летных часов или восемь лет эксплуатации.

Фактически на тот момент считалось, что вместо капитального ремонта на заводе LOM Praha после 2011 года вертолеты пройдут техническое освидетельствование на своей авиабазе в Намешт-над-Ославоу, чтобы можно было продлить ресурс фюзеляжей на 500 летных часов или три с половиной года.

Тем временем чешские военные разработали программу по замене в начале 2020-х годов всего флота Ми-24В/35 на 12 новых тактических транспортных вертолетов западного производства, оснащенных системами наведения и вооружением, включая управляемые и неуправляемые ракеты и пушечные установки. В середине июня 2015 года министерство обороны Чехии запросило информацию от нескольких западных стран и производителей относительно их предложений по вертолетам, способным осуществлять оперативное боевое обеспечение, такое как поддержка войск и эвакуация раненых. Тендер был объявлен в середине 2017 года, и в октябре министерство обороны Чехии остановило выбор на вертолетах Bell UH-1Y и Leonardo AW139M, но вскоре процесс затормозился. Получившая назначение как министр обороны Карла Шлехтова (Karla Šlechtová) обратилась к структурам министерства обороны, ответственным за проведение тендера, предложив переработать технические требования, и новые требования были утверждены только к февралю 2018 года. Это было сделано, чтобы в тендере смогли снова принять участие компании Airbus и Sikorsky с вертолетами H145M и вариантом S-70i Black Hawk с вооружением.

В апреле 2018 года министерство обороны Чехии анонсировало планы по организации нового тендера на 12 многоцелевых вертолетов среднего класса с ценой около 240 млн долларов. Однако к апрелю 2019 года тендер так и не был объявлен, что открывает перед существующим парком вертолетов Ми-24В/35 перспективы службы на протяжении еще шести или семи лет. В лучшем случае, если контракт на приобретение новых вертолетов будет подписан в середине или конце 2019 года, первые вертолеты нового поколения смогут прибыть в Чешскую Республику к 2021–2022 году и достигнут состояния начальной боевой готовности к 2023–2024.

Последние новости из Праги (на 16 марта 2019 года) позволяют предположить, что министерство обороны Чехии склоняется к покупке вертолетов американского производства без тендера, следуя упрощенному порядку приобретения. По словам заместителя министра обороны Якуба Ландовски (Jakub Landovsky), выбор при этой закупке будет сделан между вертолетами UH-1Y и S-70i, причем бюджет закупки увеличен вдвое, до 553 млн долларов.

Вследствие ожидаемых задержек с приобретением новых вертолетов министерство обороны Чехии и местная промышленность, представленная заводом LOM Praha (это компания, обеспечивающая техническое обслуживание и заводской ремонт Ми-24В/35), в 2015 году приняли решение о том, что существует возможность продлить ресурс имеющихся машин. Они приступили к программе ремонта стоимостью около 37,5 млн долларов, которая затрагивает 10 вертолетов. По завершении программы в 2017–2020 годах этим вертолетам было добавлено по 1000 летных часов или семь лет срока службы. Однако модернизация авионики или вооружений в планы министерства обороны не входит. 

Венгрия: намерена служить плечом к плечу с H145M и H225M

Венгрия получила 30 вертолетов Ми-24Д от бывшего Советского Союза в 1978–1985 годах, за ними последовали 10 Ми-24В, поставленные в 1987–1988 годах.

Этот парк был усилен в 1993 году за счет 14 бывших в эксплуатации Ми-24В и шести Ми-24П, полученных из вертолетных подразделений воздушных сил бывшей ГДР, предоставленных Германией бесплатно. При этом только два Ми-24П прошли ремонт и были введены в строй, в то время как все остальные вертолеты помещены на долгосрочное хранение.

Последние летающие Ми-24 в Венгрии пришлось приземлить в 2013 году в связи с истечением ресурса фюзеляжей, однако из эксплуатации вертолеты этого типа не вывели. В течение нескольких лет не хватало средств на их ремонт и продление срока службы, и только в 2017 году программу удалось возобновить, заключив контракт с АО "Вертолеты России" на быстрое возвращение в строй вертолетов Ми-24П, который был подписан 31 октября.

Изначально предполагалось, что контракт покроет восемь вертолетов (включая шесть Ми-24П и два Ми-24В) плюс, возможно, еще четыре Ми-24В. Однако в настоящее время все восемь вертолетов, перечисленные в основной части контракта, прошли ремонт на АО "419 Авиационный ремонтный завод" в Горелово под Санкт-Петербургом, и пока неизвестно, чтобы в программу были включены дополнительные машины. При прохождении ремонта в России вертолеты получили незначительную модернизацию, в частности, совместимость с очками ночного видения и новую панель управления для систем навигации и связи. Стоимость ремонта и обновления программы в полном варианте по ремонту и продлению ресурса 12 вертолетов была указана в размере 69 млн евро (по данным венгерских источников).

Первая четверка вертолетов Ми-24В/П после прохождения ремонта и продления ресурса вернулась в Венгрию в сентябре 2018 года – два Ми-24В и два Ми-24П. Венгрия – единственная страна в Восточной Европе, в которой на вооружении находится Ми-24П, оснащенный массивным и мощным спаренным 30-мм орудием ГШ-30-2, установленным в фиксированном положении на правом борту и рассчитанным на 470 снарядов. Последние четыре машины по этому контракту, также Ми-24П, были переданы Венгрии в январе 2019. Проведенный ремонт и продление срока службы обеспечили вертолетам Ми-24В/П еще по 1000 летных часов и семь лет эксплуатации.

По словам бригадного генерала Йожефа Коллера (Jozsef Koller), командующего 86-м тактическим вертолетным авиакрылом в Шолноке, отремонтированные Ми-24В/П с продленным ресурсом останутся в строю еще как минимум на семь лет. Их функции также расширились – помимо выполнения непосредственно боевых задач, вертолеты будут участвовать в действиях при чрезвычайных происшествиях и катастрофах для оказания помощи гражданскому населению.

Парк Ми-24 будут дополнять и в конце концов заменят вооруженные легкие и средние вертолеты западного производства. В июне 2018 года министерство обороны Венгрии подписало контракт с компанией Airbus Helicopters на приобретение 20 легких двухмоторных вертолетов H145M с максимальным взлетным весом 3,6 т, оснащенных системой управления вооружением HForce. Первые поставки намечены на 2020 год. Выбранное вооружение на будущих венгерских H145M будет включать и пушки, и ракеты, в дополнение в управляемым ракетам – вероятнее всего, это будут 70-мм ракеты, поставляемые компанией Thales. В систему целеуказания будет входить гиростабилизированная оптико-электронная система L-3 Wescam MX-15, расположенная в носовой части, для обеспечения круглосуточной работы, а также смонтированный на шлеме монокулярный прицел Thales Scorpion для пилотов. Для вертолетов H145M заказано примерно десять комплектов вооружения.

Позже, в декабре 2018 года, был размещен еще один заказ, в этот раз на 16 многоцелевых вертолетов H225M, оборудованных как тактические транспортные машины, и на некоторых из них также будет установлена система HForce, чтобы 11-тонный вертолет можно было использовать для огневой поддержки.

Польша: планы по модернизации еще живы

Авиация Польской армии получила на вооружение 16 вертолетов Ми-24Д в 1978–1985 годах, за ними последовали еще 16 Ми-24W (это польское наименование Ми-24В) в 1986–1991 годах.

В 1996 году Польша получила в дар от Германии еще 18 бывших в эксплуатации Ми-24Д, которые находились на вооружении ВВС ГДР. Министерство обороны Польши в конце концов приняло решение отремонтировать и ввести в строй 16 из бывших немецких машин, используя остальные два как источники запчастей.

Сегодня состарившийся флот вертолетов Ми-24 воздушных сил Польской армии, состоящий из 13 Ми-24W и 15 Ми-24Д в активной эксплуатации, образуют две эскадрильи, приписанные к 56-й авиабазе Иновроцлав-Латково, и еще одна на 49-й авиабазе в Пруше Гданьском.

Располагая несколькими модификациями Ми-24, одна из эскадрилий 56-й авиабазы играет ударную роль, в то время как вторая дополнена восемью недавно полученными боевыми вертолетами PZL Swidnik W-3PL Głuszec и предназначена для выполнения поисково-спасательных работ во время боевых действий.

Три Ми-24Д получили повреждения и, соответственно, были списаны во время участия в боевых действиях в Ираке в 2005–2010 годах, причем еще два также были серьезно повреждены, но их удалось отремонтировать.

В свою очередь, Ми-24W принимали участие в боевых действиях в Афганистане в 2008–2014 годах. Три из них в ситуациях, не связанных с боевыми действиями в Афганистане, получили такие повреждения, что ремонту не подлежали, и как минимум еще один был сильно поврежден при вынужденной посадке (связанной с отказом механики), но его впоследствии удалось отремонтировать на авиаремонтном заводе WZL-1 в Лодзи, и он вернулся в строй.

Более старые вертолеты модификации Ми-24Д изначально предполагалось вывести из эксплуатации по истечении их продленного срока службы в 2016–2019 годах, но, как сейчас представляется, эти вертолеты еще послужат какое-то время. В свою очередь, более новые Ми-24W должны были эксплуатироваться дольше, чем Ми-24Д, до 2020–2022 года, когда польские ВВС ожидали поступления боевого вертолета нового поколения Kruk. Однако серьезные задержки в программе по вертолету Kruk скорее всего заставят министерство обороны Польши сохранять свой парк стареньких Ми-24В/Д по меньшей мере до 2025 или даже 2030 года, в случае если будет принято решение продолжить обновление систем вооружения и авионики.

В первый раз глубокая модернизация боевой авионики и вооружения Ми-24 для возможности круглосуточной работы планировалась в начале 2000-х, но в июне 2003 года Польша отказалась от идеи модернизации всех своих 40 Ми-24В/Д, а вместо того решила запустить новую программу, затрагивающую только машины Ми-24W. Из них 13 предполагалось оснастить новой авионикой по стандартам НАТО и управляемым вооружением, а еще три – переоборудовать для выполнения поисково-спасательных операций во время боевых действий. Модернизированные Ми-24W должны были эксплуатироваться примерно до 2015 года, а более старые Ми-24Д (у которых, как считалось, истекал ресурс фюзеляжа) предполагалось вывести из эксплуатации к 2005–2006 году. В итоге министерство обороны Польши решило отказаться от амбициозной и весьма дорогой программы модернизации своих Ми-24В, поскольку, по имеющимся сведениям, ему не удалось достичь соглашения с российскими партнерами – АО "Рособоронэкспорт" и МВЗ им. М.Л. Миля.

В качестве альтернативы была разработана намного менее амбициозная программа обновления парка Ми-24W, которую могла бы выполнить своими силами польская промышленность, чтобы обеспечить совместимость вертолетов Ми-24 с основными системами боевого управления НАТО. Завершенная как раз перед отправкой вертолетов Ми-24В в Афганистан, модернизация включала новейшее оборудование связи, навигации и опознавания "свой-чужой", систему наружного и внутреннего освещения, совместимую с использованием очков ночного видения (с комплектами очков PNL-3 NVG польского производства), и станцию оптико-электронного подавления украинского производства. Позже до этого стандарта были модернизированы несколько Ми-24Д, правда, они не получили станцию оптико-электронных помех.

Варшавский Технологический институт ВВС (IWTL) интегрировал новую систему связи, навигации и информации (CNI) для установки при производстве на государственном авиаремонтном заводе WZL-1 в Лодзи. Помимо того, этот завод осуществлял ремонт фюзеляжей для продления их ресурса.

Новое связное оборудование, в комплект которого входят компоненты производства Польши, Германии и США (причем часть соответствует военным стандартам, а часть – гражданским), включало интегрированную систему связи ZSŁ-1, с УКВ радиостанцией КВ-диапазона Radmor RRC-9500, КВ Harris RF-5800H-MP-036, УКВ/КВ Rhode & Schwarz MR-6000R-XM6013P, УКВ Unimor RS-6106 и УКВ/КВ RS06113-2 станции. Системы навигации, устанавливаемые на вертолеты Ми-24В/Д при модернизации, включали GPS приемник Garmin 155XL, а также приемники Bendix King KTU-709 и Bendix King KNR-634A VOR/ILS/MB (УКВ радиомаяк и системы посадки по приборам). Кроме того, в состав входили силовые кабели и док-станция для ручного GPS приемника Garmin 296 в передней кабине.

Прочее новое оборудование, включенное в пакет модернизации вертолетов Ми-24В/Д, включало ответчик "свой-чужой" Radwar SC10-D2 и устройство регистрации данных полета с быстрым доступом S-2-3a, а Ми-24В получили также станцию оптико-электронного подавления "АДРОС" КТ-01 АВЭ украинского производства. Предназначенный для увода различных ПЗРК с тепловым самонаведением, всенаправленный излучатель Adros установлен в верхней задней части фюзеляжа, заменив собой станцию оптико-электронного подавления Л-166B1A.

При прохождении ремонта на заводе вертолеты Ми-24В/Д, помимо модернизации, как сообщается, получили новые двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В украинского производства с повышенной номинальной мощностью и увеличенным межремонтным ресурсом для обеспечения лучших характеристик работы на большой высоте в условиях высоких температур.

Попытка оборудовать Ми-24W комплектом современной самозащиты, в дополнение к станции оптико-электронного подавления "АДРОС" КТ-01 АВЭ и автомату выброса дипольных отражателей и ИК ловушек АСО-2В, по имеющимся сведениям, оказалась неудачной, несмотря на значительные затраты времени и денег. Эту систему должна была поставить датская компания Terma, выбранная в 2010 году как предпочтительный участник тендера на поставки бортовых комплексов обороны для противодействия ракетам ПЗРК с тепловыми головками самонаведения.

Министерство обороны Польши требовало установить современные бортовые комплексы обороны на вертолеты Ми-17 и Ми-24. Компания Terma предложила версию своей испытанной, размещаемой в контейнере системы модульного оборудования обеспечения живучести летательного аппарата (Modular Aircraft Survivability Equipment – MASE), и контракт на 30 млн долларов был подписан в августе 2010 года. Он включал поставку и установку 22 комплектов оборудования – семи для Ми-17 и 15 для Ми-24W, а также еще 12 контейнеров, содержащих датчики оповещения о приближении ракет и автоматы сбрасывания средств РЭП.

Вертолеты Ми-24W после переоборудования должны были нести такие контейнеры на законцовке крыла. Справа предполагалось разместить контейнер с тремя датчиками системы обнаружения пуска ракет AN/ALR-60, а слева – с двумя. Контейнеры были также оснащены автоматом выбрасывания помех AN/ALE-47 на 30 патронов. Летные испытания систем начались в Польше в июле 2011 года, но все же контракт с компанией Terma в итоге был расторгнут по обоюдному согласию сторон. Считается, что причиной стал неразрешимый спор, касающийся толкования требований контракта применительно к ложным тревогам.

В 2018 году министерство обороны Польши начало рассматривать новые планы по модернизации стареющего флота Ми-24 вследствие серьезных задержек с реализацией программы Kruk, намереваясь выбрать и приобрести боевые вертолеты нового поколения. Заместитель министра обороны Войцех Скуркевич (Wojciech Skurkiewicz) намекал, что планируется лишь ограниченная модернизация. В результате 21 января 2019 года Управление по вооружениям польской армии объявило о начале так называемого технического диалога с компаниями, заинтересованными в проведении модернизации Ми-24Д/W. Ожидается, что этот диалог будет проходить с июля по сентябрь 2019 года, причем технические спецификации будут разосланы выбранным заинтересованным кандидатам в форме запроса на информацию. Модернизация должна затронуть вооружение, системы связи, навигации и опознавания "свой-чужой", комплексы обороны; Управление по вооружениям будет запрашивать информацию по стоимости работ и обеспечению срока службы, требования к логистике и длительность выполнения модернизации.

Помимо того, заинтересованные участники должны будут доказать, что они обладают необходимым опытом для осуществления технического обслуживания, ремонта и капремонта, а также модернизации вертолетов Ми-24W и Ми-24Д. Пока что нет окончательного решения, сколько вертолетов пройдут через эту программу. Возраст существующих машин Ми-24В/Д составляет от 27 до 37 лет.

Довольно серьезная проблема, создающая затруднения польским машинам Ми-24, состоит в недостаточном количестве ПТУР, поскольку существующие запасы ракет 9М114 "Штурм-В" и 9М17П "Фаланга" практически иссякли к 2011 году; таким образом, сейчас польские боевые вертолеты не имеют нормальной противотанковой системы. Можно полагать, что в список требуемых вооружений включены также 70-мм ракеты, соответствующие стандартам НАТО.

Установленный в передней части 12,7-мм пулемет ЯкБ-12,7 также вызывает все больше сложностей с приобретением для него запчастей. На заводе WZL-1 было разработано возможное решение для его замены: предложен пулемет WLKM-B, который производится в Польше и использует боеприпасы стандарта НАТО, для установки в существующую турель УСПУ-24 в Ми-24. В свою очередь, компания TDA, входящая в состав Thales Group, в партнерстве с местными компаниями предложила управляемые ракеты с лазерным наведением, запускаемые из подвесного контейнера Telson 22, имеющие дальность до 5 км. 

Сербия: новые Ми-35М ожидаются в этом году

В 1998–1999 годах министерство внутренних дел тогда еще Югославии использовало пару Ми-24В, бывших в эксплуатации и приобретенных до этого у Украины, в противопартизанских действиях в Косово. После резкого окончания войны в Косово в 1999 году эти вертолеты были срочно переданы в воздушные силы Югославии, а затем унаследованы воздушными силами Сербии. Эти воздушные силы возникли после окончательного распада Югославии в 2006 году и образования независимых государств – Сербии и Черногории. Фактически эти вертолеты были перестали летать уже в начале 2000-х вследствие окончания срока службы, и никаких попыток вернуть их в летное состояние не предпринималось.

В январе 2019 года президент Сербии Александар Вучич сообщил, что существует договоренность с Россией о поставке четырех новых боевых вертолетов Ми-35М и трех транспортных вертолетов Ми-17В-5, причем поставка планируется в 2019 году.

Согласно Вучичу, это приобретение, вместе с ожидаемой поставкой девяти вертолетов H145M от Airbus, серьезно укрепит флот военных вертолетов страны.

Сербия стала уже десятым заказчиком вертолетов Ми-35М, представляющих собой серьезно улучшенную модификацию Ми-24/35 и запущенных в производство с 2007 года. Эти вертолеты имеют улучшенную бронезащиту, более мощные двигатели, более эффективные основной и рулевой винты, а также комплекс сложной цифровой боевой авионики, обеспечивающий круглосуточную работу, включая применение ПТУР 9М120 "Атака-В" (наведение с использованием радиоканала) на расстояниях до 5,8 км и совместимость с очками ночного видения.

В общей сложности пять вертолетов H145M будут приняты в состав военно-воздушных сил Сербии, и еще четыре поставлены министерству внутренних дел согласно контракту, подписанному в декабре 2016 года. Поставки должны завершиться к концу 2019 года. Вертолеты H145M воздушных сил Сербии будут оборудованы многофункциональной системой управления вооружением HForce, которая станет использовать производящееся в Сербии оружие, например, пулеметные контейнеры с одноствольным 12,7-мм пулеметом и семизарядные контейнеры для стрельбы 80-мм ракетами S8 (также производства Сербии), а также последнюю сербскую версию ПТУР "Малютка". Первый вертолет H145M был принят министерством обороны Сербии в ноябре 2018 года, но его поставка в страну произойдет в 2019 году. 

Северная Македония 

Республика Северная Македония получила флот, состоящий из 12 бывших в эксплуатации вертолетов Ми-24, в кризисной ситуации благодаря соглашению о военно-техническом сотрудничестве, подписанному с Украиной в марте 2001 года. Боевые вертолеты срочно требовались для участия в противопартизанских операциях против боевиков – этнических албанцев, начавших вооруженное наступление на правительственные силы в феврале того года.

Первая пара Ми-24В прибыла в Македонию через несколько дней после подписания соглашения с Украиной, и вертолеты были немедленно задействованы в боях, оказывая поддержку наземным войскам. В этих боевых вылетах вертолетами управляли наемные украинские пилоты, которые позже обеспечили обучение своих македонских коллег. Еще по четыре Ми-24В последовали в апреле и июне того же года. Затем еще два Ми-24В были приняты в сентябре, а в декабре прибыли два Ми-24К: специализированная версия Ми-24, предназначенная для проведения разведки на поле боя и корректировки артиллерийского огня. Таким образом, число вертолетов Ми-24 в Македонии достигло 12, они составляют противотанковую эскадрилью, которая базируется на аэродроме Петровец неподалеку от Скопье.

В феврале 2005 года был подписан контракт, предусматривающий модернизацию четырех Ми-24В военно-воздушных сил Македонии по так называемому проекту "Александр". На первом этапе предполагалось установить систему ANVIS/HUD-24 (нашлемные целеуказатели и прицельные системы), обеспечить совместимость освещения наружного и в кабине с использованием очков ночного видения, поставить GPS приемник Trimble.

Второй этап модернизации предполагал установку навигационного оборудования по стандартам НАТО/ИКАО (приемники VOR/ILS/DME), движущейся цифровой карты, высокоэффективной мультисенсорной турели CoMPASS IV собственной разработки компании Elbit Systems (с тепловизионной камерой, телевизионной камерой, устройством сопровождения и лазерным дальномером), КВ/УКВ радиостанцией Rockwell Collins RT-82000 и транспондером опознавания "свой-чужой". Расположенный в носовой части пулемет был синхронизирован с поворотом турели CoMPASS IV. Кабины получили также два мультифункциональных дисплея размерами 6 х 8 дюймов.

Третий этап модернизации включал установку нашлемной системы целеуказания для оптико-электронной системы и пулемета. В то же время на этом этапе были удалены оборудование для применения ПТУР "Атака-В" и установленный изначально баллистический компьютер – в целях снижения общего веса. Модернизацию по этому стандарту прошли только два вертолета.

К 2005 году македонский флот Ми-24 сократился до восьми машин. Техническое обслуживание вертолетов оказалось непростой задачей, при том что эксплуатацию всех вертолеты пришлось прекратить в 2015 и 2016 году. Контракт на ремонт шести Ми-24 на заводе "Авиакон" в Конотопе (Украина) был подписан в июне 2016 года. После ремонта, объединенного с продлением ресурса, можно ожидать, что эти вертолеты еще будут эксплуатироваться до середины 2020-х.

На апрель 2019 года не имеется подтвержденной информации о возвращении первой пары македонских Ми-24 после ремонта на Украине. С высокой долей вероятности можно предположить, что серьезная задержка с передачей вертолетов вызвана нехваткой запчастей (изначально производившихся в России), требуемых для ремонта, поскольку российское правительство в 2014 году наложило эмбарго на продажу военной продукции на Украину.

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 3 (56) 2019г. , Санкт-Петербург  

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры