Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Ми-24: по-прежнему в Восточной Европе

Текст:  Александр Младенов 

Ми-24/35 (наименование по классификации НАТО Hind) – это боевой вертолет, который в свое время находился в массовой эксплуатации в Восточной Европе. 

В 1990-х и в начале 2000-х годов он состоял на вооружении в ВВС не менее семи стран, а общая численность превышала 170 единиц. В наши дни количество этих вертолетов намного меньше, активную службу в регионе несут менее 50 машин. 

 

Однако есть шансы, что их число в ближайшее время по крайней мере не уменьшится, поскольку вертолет этого типа может прослужить дольше, чем изначально предполагалось, например, в Чешской Республике и в Польше, а Болгария и Венгрия также подготовили ресурсы для продления срока службы их стареющих машин. Сербия, напротив, ожидает до конца года поставки Ми-35М нового производства – усовершенствованных боевых вертолетов с существенно улучшенными способностями для круглосуточной работы и более точными и дальнобойными ракетами и пушками. 

Наиболее многочисленные вертолеты среди находящихся на службе в регионе – первоначальный вариант Ми-24В и его слегка улучшенная версия, получившая индекс Ми-35. Однако бортовые системы и вооружение этих машин стремительно устаревают, и вертолетам не хватает возможностей для всепогодной и круглосуточной работы. Изначально Ми-24 был разработан в середине 1970-х годов как бронированный боевой вертолет, обладающий значительной грузоподъемностью, с возможностью размещения в десантной кабине до восьми человек, хотя используется эта возможность редко. 

Болгария: держится на пределе

В Болгарии имелся парк Ми-24, состоящий из 44 машин, включая 38 Ми-24Д (Hind-D), изначально поставленных между 1979 и 1985 годом, и еще шесть Ми-24В – в 1986 году. В 1999 году он был сокращен наполовину, вполне закрывая потребности страны в боевых вертолетах. Вертолеты этого типа страдали от существенных недостатков в эксплуатации вследствие ограниченного запаса крайне важных и дорогих запчастей, таких как лопасти несущего винта, а также из-за истечения межремонтного ресурса для двигателей и фюзеляжа – причем для планера это касалось и ресурса.

В 2002–2004 годах десятки Ми-24Д были проданы местным компаниям по торговле военной техникой. Также шесть вертолетов были поставлены в США, а два отправлены в Кот д’Ивуар в 2003 году. Затем последовали еще шесть Ми-24Д, после ремонта проданных в Мали между 2007 и 2010 годом. Еще пять избыточных Ми-24Д министерство обороны Болгарии продало компании Metalika-AB в декабре 2011 года, и к концу 2017-го минимум четыре из них были возвращены в летное состояние. В 2017–2018 годах три были проданы в Кот-д’Ивуар, один ушел в Буркина-Фасо (2018 год), и за ним последовал еще один вертолет в 2019 году.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.