Объединенная авиастроительная корпорация сократила планы поставки самолетов МС-21 в 2022 году вдвое, с четырех до двух единиц. Это связано с тем, что ОАК успела получить только два комплекта американских двигателей Pratt & Whitney для двух опытных образцов МС-21, хотя по заключенным ранее контрактам должна была получить восемь единиц, сообщает «Коммерсантъ».
О том, что иностранные производители отказываются поставлять авиапрому компоненты даже по предоплаченным заказам, заявлял 22 марта глава Минпромторга Денис Мантуров: «Нам отказано в поставке компонентов в рамках нашей широкой международной кооперации, при том что даже заранее предоплаченные заказы сегодня заморожены и не поставляются. Причем объяснений нет никаких».
Основное преимущество конструкции редукторного двигателя PW, изначально разработанного к 2010 году для A320, заключается в 15% экономии топлива в сравнении с турбовентиляторным двигателем. Но в ходе эксплуатации были выявлены систематические проблемы. «Есть проблемы, над которыми PW продолжает работу. Двигатель по меркам рынка относительно новый и очень продвинутый с точки зрения материалов и технологий, но потребуется время, чтобы довести его надежность до уровня CFM56, которые стоят на Airbus», – пояснил один из собеседников издания в авиастроительной отрасли. Причем, по его словам, проблемы не касались непосредственно редуктора, речь идет о подшипниках, коробках проводов и компонентах, установленных на двигатель.
Источники издания в авиапроме и авиакомпаниях испытывают опасения относительно того, как будет эксплуатироваться двигатель из США в условиях санкций, то есть без поддержки разработчика.
«До капремонта пролетать можно несколько лет, но как они (ОАК) будут устранять текущие ошибки, которые могут проявиться в первый же месяц и поставить самолет в простой, сложно представить», – говорит один из сотрудников международной компании.
В ОАК напомнили, что уже ведутся летные испытания МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14. «К испытаниям вскоре присоединится второй опытный самолет, ранее испытывавшийся с зарубежной силовой установкой», – уточнили в корпорации.
Однако в отрасли с осторожностью прогнозируют предполагаемые даты поставок МС-21 с российскими двигателями ПД-14.
В конце 2021 года первый замгендиректора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский предполагал, что первые поставки МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 состоятся не ранее 2024 года. При этом большинство опрошенных «Коммерсантом» техспециалистов полагают, что наземные и летные испытания МС-21 с новым типом двигателя потребуют от двух до трех лет. «В нормальной ситуации 2025 год был бы оптимистичным прогнозом», – сказал один из собеседников издания.
«Не хочется спекулировать на теме и подвергать сомнению компетенции российских двигателистов, но, поскольку речь идет о безопасности полетов, объем подтвержденных на испытаниях данных должен быть опубликован разработчиком», – отмечает другой источник.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев полагает, ускорить начало эксплуатации полностью импортозамещенной версии МС-21 может упрощение требований в части ожидаемых условий эксплуатации по вопросам, не относящимся к безопасности полетов: можно поэтапно снимать ограничения по температурному диапазону, ветровой нагрузке или возможности посадки по третьей категории ИКАО.
Источник - Коммерсантъ