Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Первый российский офшорный вертолет мирового уровня

Главной вертолетной премьерой проходящего в Жуковском авиасалона МАКС-2021 можно назвать Ми-171А3. Несмотря на то, что по индексу его можно принять за очередной небольшой шаг в эволюции семейства Ми-8/17, на деле это наиболее радикальное его изменение за последние годы.

Читайте нас на:  

В первую очередь бросается в глаза новый фюзеляж, а точнее кабина. Она более аэродинамичной формы, напоминает кабину Ми-38. При более тщательном сравнении можно заметить отсутствие крупных топливных баков над стойками шасси и несколько увеличенную длину.

Вертолет предназначен в первую очередь для обслуживания морских буровых платформ и относится к так называемым офшорным (английское название этого подкласса вертолетов – offshore - дословно означает «вдали от берега»). Стандарты безопасности, вырабатываемые международной ассоциацией нефте- и газодобытчиков IOGP, носят совершенно экстремальный характер. Ми-171А3 стал первым российским вертолетом, удовлетворяющим им в полной мере, что крайне важно для совместных, международных проектов отечественной углеводорододобывающей отрасли.

Для соответствия им Ми-17 был кардинально переработан:

  • Новый фюзеляж повышенной прочности с широким применением композитных материалов. Он обеспечивает сохранение «жилой капсулы» при жестких посадках с перегрузкой мин. 20g. Пассажиры размещаются на амортизирующих креслах
  • Отдельный отсек для багажа, отделенный от салона жесткой перегородкой
  • Топливная система перемещена из обтекателей над шасси в защищенный блок под полом фюзеляжа
  • 16 аварийных выходов, рассчитанных на человека в спасательном костюме (включая все иллюминаторы салона) для двадцати четырех пассажиров (максимальная компоновка, типовой является 19) и двух членов экипажа. Это более чем удовлетворяет требование стандартов, так как IOGP требует как минимум одного выхода на двоих человек
  • Надуваемые автоматически или по команде летчика баллонеты, обеспечивающие минимум полчаса удерживания вертолета на воде при волнении до 5 баллов. На практике известны случай, когда офшорные вертолеты и после посадки на воду удачно буксировались в порт
  • Два спасательных плота по обоим бортам, каждый вмещает до 27 человек
  • Новая модификация двигателей ВК-2500, ВК-2500ПС-03 с чрезвычайным режимом тяги, при котором на одном двигателе вертолет может продолжать набор высоты и длительный горизонтальный полет до безопасного места посадки
  • Новое пилотажно-навигационное оборудование кабины, в том числе четырехосевой автопилот, обеспечивающий автоматический заход на посадку на морскую платформу в сложных метеоусловиях
  • Легкое переоборудование в поисково-спасательный – по стандарту многих компаний офшорных перевозок, на несколько «линейных» бортов должен приходится один дежурный спасательный, который всегда находится в готовности вылета. В случае Ми-171А3 нет необходимости закупки спасательных версий отдельно, каждый может достаточно быстро оснащаться комплектом из оптиколокационной станции, двух лебедок, медицинского отсека и т.д.

Кроме удовлетворения требованиям по безопасности улучшен ряд летных характеристик. Так более аэродинамичный фюзеляж сам по себе обеспечил рост скорости и дальности полета. С нагрузкой в 2 тонны дальность превышает 820 км. Кабина имеет лучший обзор за счет большей площади остекления и меньшего числа перегородок.

Михаил Карпушкин, заместитель управляющего директора Улан-Удэнского авиационного завода, выпускающего вертолет, рассказал на полях салона, что кроме представленного летного образца, который начнет полеты в следующем году, уже готовы борты для прочностных испытаний, начать которые планируется в августе, и для статических наземных. Он так же отметил, что Ми-171А3 является примером нового подхода холдинга к совместной работе: «Вертолет [Ми-171А3] собирается в Улан-Удэ, но, например, пол с топливной системой поставляет Казанский вертолетный завод, где освоено производство взятого за основу пола с топливной системой Ми-38. Кабину экипажа и боковые панели делает завод «Прогресс» из Арсеньева, который производит Ка-62 и имеет хороший опыт работы с композитами»

В будущем облик Ми-171А3 может стать основной для нового поколения развития семейства Ми-8/17, на его основе будут разработаны более дешевые и простые многоцелевые транспортные модификации, а поисково-спасательная фактически уже создана в его лице.