Петр Фрадков: «Поставки новых воздушных судов будут способствовать повышению транспортной доступности регионов»

С 20 по 25 июля в Жуковском прошел юбилейный, XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021. Масштабная экспозиция, насыщенная деловая программа, яркие выступления пилотажных групп – все это стало визитной карточкой одной из самых авторитетных мировых выставочных площадок.

 

В этом году в авиасалоне приняла участие 831 компания из 56 стран, а деловая программа включала в себя свыше сотни мероприятий, более 350 докладов, слушателями которых стали 5000 человек.

Активное участие в МАКС принял и ПСБ: в рамках авиасалона банк провел ключевые переговоры с крупнейшими предприятиями отрасли, подписал ряд стратегических соглашений и выступил на мероприятиях деловой программы.

Высокий статус МАКС был подчеркнут визитом первого лица государства – работу авиасалона открыл президент Российской Федерации Владимир Путин. «За прошедшие почти три десятилетия МАКС стал важной и востребованной площадкой для презентации новейших достижений отечественной и зарубежной авиации. Здесь идут оживленные дискуссии о будущем мирового авиастроения. Традиционно предлагается увлекательная лётная программа, а заключение контрактов открывает широкие возможности для кооперации и реализации взаимовыгодных проектов», – сказал президент.

 

Лизинговые программы как драйвер развития гражданского авиастроения

В первый день работы МАКС-2021 под руководством президента прошло совещание, на котором обсудили реализацию программ гражданского авиастроения. Владимир Путин отметил, что в связи с географическими особенностями России развитие гражданской авиации для страны всегда будет в приоритете, «потому что от эффективной работы отрасли напрямую зависит транспортная доступность и связанность регионов, увеличение объемов пассажирских и грузоперевозок, мобильность граждан». Кроме того, развитие этого направления обеспечивает стабильность авиапредприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.

Эти же приоритеты разделяет и дочерняя компания Промсвязьбанка «ПСБ Лизинг». В рамках МАКС-2021 «ПСБ Лизинг», авиакомпания «Россия» и ПАО «Корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку и передачу в лизинг 15 новых самолетов «Суперджет 100». «Убежден, что поставки воздушных судов, осуществляемые в рамках сделки, будут способствовать решению задач развития маршрутной сети в нашей стране и повышению транспортной доступности регионов», – отметил председатель ПСБ Петр Фрадков.

Ранее в лизинг уже были переданы 15 таких самолетов авиакомпаниям Red Wings Airlines, «Азимут» и группе «Аэрофлот». «В ПСБ установлен кредитный лимит по поставкам “Суперджетов” на сумму 140 млрд рублей, мы идем по плану», – сообщил Фрадков. В ПСБ уточнили, что воздушные суда по новому контракту будут переданы авиакомпании «Россия» до конца 2021 года, а первые поставки планируется осуществить уже в августе.

«Парк гражданских воздушных судов в российских авиакомпаниях обновляется, и правильно, что это происходит за счет лайнеров отечественного производства. По данным опроса ВЦИОМ, среди пассажиров сейчас есть очевидный запрос на расширение маршрутной сети по России в обход Москвы, и именно SSJ-100 с его характеристиками может закрыть эту потребность», – комментирует министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

В свою очередь, Петр Фрадков также отметил, что ПСБ наработал опыт по использованию кредитного ресурса в лизинговых сделках авиапрома, изучил нюансы и готов рассматривать участие в лизинговых поставках самолета МС-21.

Помимо самолетов, «ПСБ Лизинг» также осуществляет поставки вертолетов: в рамках сотрудничества с «Национальной службой санитарной авиации» компания работает с «Вертолетами России» в части лизинга техники для службы. «Это два вида вертолетов – Ми-8МТВ-1 и “Ансат”. В ПСБ открыто финансирование проекта, стоимость всего объема поставок из 66 вертолетов – 28 млрд рублей. На авиасалоне был передан первый Ми-8, до конца 2022 года в лизинг будут переданы оставшиеся 65 машин», – поделился планами Фрадков.

В стратегии развития «Национальной службы санавиации» – увеличение авиапарка до 150 единиц. По словам председателя ПСБ, у банка и «ПСБ Лизинг» с «Вертолетами России» выстроено «абсолютно понятное взаимодействие». «По мере реализации текущего контракта на поставку 66 вертолетов будем готовы рассматривать увеличение объемов», – добавил Фрадков.

 

Инвестиции в авиапром

В рамках деловой программы МАКС обсудили и другие инструменты развития отрасли. На круглом столе «Стратегия реализации приоритетных инвестиционных проектов в авиационной промышленности. Основные подходы. Обоснование инвестиций. Отраслевая практика» говорили об инвестициях в отрасль и о том, с какими трудностями может столкнуться финансирование проектов.

Старший вице-президент – руководитель блока стратегии и проектов развития ПСБ Борис Ярышевский отметил, что инвестиции в проекты авиапромышленности особенно важны с учетом решений, принятых президентом и правительством страны. Представитель ПСБ рассказал о возможностях, которые предоставляют в этой сфере кредитные учреждения, в частности – ПСБ.

«На авиационную промышленность приходится примерно 40% всех инвестиций в оборонно-промышленный комплекс. При этом общий объем инвестиций в секторе составляет порядка 6,6% годовой выручки предприятий – это очень хороший показатель», – пояснил Ярышевский. Он также рассказал, что около 90% предприятий авиапрома уже входят в число клиентов ПСБ либо в сфере банковского сопровождения, либо в области кредитования, и портфель по отрасли без учета лизинга составляет порядка 100 млрд рублей.

 

Все решают кадры

Особое внимание участники МАКС-2021 уделили проблеме кадрового обеспечения отрасли: важным событием деловой программы авиасалона стал круглый стол «Кадры – драйвер развития промышленных предприятий. Как выиграть конкуренцию и удержать лучшие кадры?», организатором которого выступил ПСБ. На повестке стояли вопросы кадрового обеспечения предприятий ОПК и авиапромышленной отрасли, инструменты государственной поддержки и удержания ключевых кадров, механизмы привлечения и стимулирования талантливой молодежи, новые подходы к программам кадровой трансформации предприятий-лидеров отрасли.

По мнению вице-президента – директора департамента по работе с предприятиями ОПК ПСБ Александра Рохмина, развитие совместных льготных ипотечных программ за счет субсидий государства или работодателя может стать эффективным инструментом удержания и долгосрочной мотивации работников.

«Сегодня ПСБ имеет в своем активе ряд успешно реализованных примеров такого сотрудничества с работодателями. В частности, в рамках соглашений с Министерством промышленности и торговли РФ и рядом предприятий ОПК сотрудникам министерства и предприятий стали доступны ипотечные программы по льготной ставке. Благодаря этим программам более тысячи семей смогли улучшить свои жилищные условия. Также ПСБ разработал программы дополнительного финансового стимулирования работников, включающие ипотечные кредиты без первоначального взноса или субсидирование части ежемесячного ипотечного платежа за счет средств работодателя. Льготная ипотека способна стать инструментом долгосрочной мотивации и поддержки специалистов, выполняющих стратегически важные для государства задачи», – заключил Александр Рохмин.

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№5 (70), 2021 г., Санкт-Петербург

Партнеры