Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

В небе Сирии

АвторЮрий ЛЯМИН  

В небе Сирии сегодня действует авиация разных стран, не относящихся ни к одной коалиции и не ведущих друг с другом активных боевых действий, несмотря на отдельные инциденты. С военной и политической точки зрения ситуация практически уникальная.

 

 

С одной стороны это ВВС Сирии и авиация ее союзников в борьбе с терроризмом – ВКС России и иранская военно-транспортная авиация. С другой стороны это условная коалиция во главе с США.

ВВС Сирии и союзников 

До начала гражданской войны ВВС Сирии обладали крупным, пусть и по большей части устаревшим парком различных самолетов и вертолетов. Страна в течение десятилетий готовилась к войне с Израилем, а бывший президент Сирии Хафез Асад сам был военным пилотом. Поэтому в Сирии обращали особое внимание на авиацию и не забывали о ней даже в тяжелые 1990-е гг. после прекращения советской военной помощи.

Башар Асад, который стал президентом Сирии в 2000 г., после смерти отца продолжил его политику. Хотя у Сирии долгое время не было денег на закупку новых машин, имевшийся авиапарк поддерживался в неплохом состоянии. Сирийские самолеты и вертолеты получали необходимое техническое обслуживание, проходили ремонт и модернизацию как на сирийском авиаремонтном заводе в Алеппо, так и на российских авиаремонтных предприятиях.

Со второй половины 2000-х гг. Сирия решила приступить к постепенному обновлению своих ВВС. В 2008 г. были приобретены с хранения 33 белорусских истребителя МиГ-23МЛД/УБ, которые после ремонтных работ на заводе в Алеппо начали поступать на вооружение сирийских истребительных эскадрилий.

В 2007 г. Сирия заключила контракт на покупку в России 12 (по другим данным, 24) новых МиГ-29М/М2, которые должны были начать поступать в 2010-х гг. В 2011 г. был подписан контракт и на приобретение 36 учебно-боевых самолетов Як-130. Очевидно, что в дальнейшем предполагались и другие покупки.

Начавшаяся война фактически поставила крест на планах модернизации ВВС Сирии, а подписанные контракты на МиГ-29М/М2 и Як-130 подвисли в неопределенном состоянии. Из-за введенных западных санкций возникали даже сложности с возвращением в Сирию отремонтированной авиационной техники. Так, летом 2012 г. прямо в море британская страховая компания лишила страховки судно Alaed, которое везло в Сирию три отремонтированных в Россию ударных вертолета Ми-25.

Активное использование боевой авиации для поддержки сухопутных войск началось в Сирии в 2012 г. За прошедшие годы войны сирийские ВВС утратили большую часть своего боевого потенциала. Оказались потеряны некоторые авиабазы, а авиапарк значительно сократился. Боевые потери были не так велики, но из-за интенсивного использования самолетов и вертолетов происходило исчерпание ресурса старых машин, и случались поломки, которые невозможно было устранить в местных условиях.

Еще одной проблемной точкой сирийской авиации с самого начала была нехватка высокоточных авиационных средств поражения класса «воздух-поверхность». Только в редких случаях применяли такие средства, как советские управляемые тактические ракеты «воздух-поверхность» Х-23, корректируемые авиабомбы и пр.

В 2014–2015 гг. ВВС Сирии начали ощущать уже и дефицит обычных неуправляемых авиационных бомб, что заставило начать их собственное производство из подручных материалов. Некоторые из них внешне представляли собой копии обычных авиабомб, таких как ОФАБ-250-270. Другие были нестандартных размеров и сбрасывались с вертолетов. Очевидно, что выпускаемые бомбы не залеживались и быстро использовались, поэтому их даже не окрашивали.

Ослабление авиации пагубно сказывалось на действиях правительственных войск, особенно в северных и восточных районах страны, тем более что снабжение некоторых осажденных баз и гарнизонов всецело зависело от авиации.

Старт российской военной операции в Сирии осенью 2015 г. стал переломным моментом и помог сирийской армии начать восстанавливаться после тяжелых поражений весны 2015 г. Благодаря поставкам новых бомб и ракет из России стало улучшаться и снабжение сирийских ВВС.

Сейчас в Сирии основные силы ВКС России и ВВС Сирии расположены на следующих авиабазах:

– Авиабаза Хмеймим (провинция Латакия). По соглашению между нашими странами авиабаза передана России, и там размещена 555-я авиационная группа.

В состав группы входит смешанный авиационный полк с фронтовыми бомбардировщиками Су-24М, истребителями-бомбардировщиками Су-34, истребителями Су-35 и Су-30СМ, вертолетами Ми-24П, Ми-35М, Ка-52, Ми-8АМТШ и другой авиационной техникой.

Качественный и количественный состав авиации на базе Хмеймим регулярно меняется, так, например, штурмовики Су-25СМ переброшены туда одними их первых, затем выведены, но потом опять вернулись в Сирию. Кроме того, часть вертолетов временно может размещаться на сирийских авиабазах Т-4 (Тьяс), Эш-Шайрат и Хама.

Для совершения авиационных ударов иногда привлекаются и самолеты, что не базируются на территории Сирии: это стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. Они взлетают с авиабаз на территории России и летят или совершают пуски крылатых ракет через территорию Ирана и Ирака. Операция в Сирии стала боевым дебютом для Ту-95МС и Ту-160.

Впервые в Сирии в 2016 г. получила боевой опыт и авиационная группа тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в составе палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К.

В ходе боевых действий применяется широкая номенклатура авиационных бомб, включая ОФАБ-250-270, ФАБ-500 М54, ФАБ-500 М62, ОФАБ-500ШР, ОДАБ-500ПМ, ОДАБ-500ПМВ, ОФЗАБ-500, БЕТАБ-500, разовые бомбовые контейнеры РБК-500 в разных вариантах и многое другое. Авиация также используют неуправляемые авиационные ракеты: от С-8 до более тяжелых образцов.

Среди применяемых высокоточных бомб и ракет можно отметить корректируемые авиабомбы КАБ-500С с аппаратурой спутникового наведения, корректируемые авиабомбы КАБ-1500ЛГ с лазерными головками самонаведения, тактические управляемые ракеты Х-25МЛ и пр. С ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160 применялись крылатые ракеты воздушного базирования Х-555 и Х-101.

Российские войска в Сирии используют и беспилотные летательные аппараты (БЛА), в том числе такие как «Орлан-10», «Элерон-3СВ» и «Форпост».

Переходя к сирийской авиации, надо особо подчеркнуть, что хотя структура ВВС Сирии и сохраняется во многом довоенная, но реальный состав многих эскадрилий сократился до нескольких машин.

– База сирийской морской авиации расположена около Латакии. Ранее сирийская 618-я эскадрилья морской авиации размещалась на базе Хмеймим, но после ее передачи России для нее в нескольких километрах севернее была создана отдельная небольшая база с площадкой для вертолетов. Там сейчас и базируются вертолеты Ми-14 и Ка-28, которые в последние годы используются практически исключительно на суше для транспортных перевозок и бомбардировок позиций боевиков.

– Авиабаза Хама (находится рядом с городом Хама) является домашней для 679-й эскадрильи на истребителях МиГ-21 бис и для остатков 678-й эскадрильи на МиГ-23МФ, что были перебазированы туда до падения базы Абу-эд-Духур в провинции Идлиб. Для усиления в Хаму была переброшена и часть 675-й эскадрильи на МиГ-23МЛ/МЛД с авиабазы Шайрат. Возможно, все МиГ-23 там объединили сейчас в одну эскадрилью.

Также в Хаме базируются 653-я и 655-я вертолетные эскадрильи на Ми-8 и Ми-17.

Авиабаза Нейраб (аэропорт Алеппо): именно там располагается авиаремонтный завод, который перестал работать в результате начавшейся в 2012 г. осады и обстрелов. После снятия осады аэропорт используется в основном в транспортных целях и как временная база для самолетов и вертолетов, что отправляются сюда с южных баз.

Авиабаза Квайрес, расположенная к востоку от Алеппо, была одной из двух баз Воздушной академии ВВС Сирии, наряду с расположенной еще восточнее авиабазой Джира. На них базировались эскадрильи на учебно-боевых самолетах L-39ZO/ZA.

В ходе наступления боевиков в 2012–2013 гг. авиабаза Джира была захвачена боевиками, а Квайрес – окружена и выдержала трехлетнюю осаду и окружение, что были сняты только осенью 2015 г. Сейчас на Квайрес базируется несколько L-39, которые оказывают поддержку войскам на севере страны.

– Аэропорт Эль-Камышлы используется в основном для снабжения небольшой группировки сирийских войск, что остается в северо-восточной провинции Эль-Хасака, большая часть которой контролируется курдскими формированиями. Кроме того, в этом аэропорту происходит перегрузка грузов и подкреплений с самолетов на вертолеты для их дальнейшей отправки окруженному гарнизону г. Дейр-эз-Зор. Из боевой авиации там присутствует лишь несколько истребителей МиГ-21

Аэропорт Дейр-эз-Зор является базой 8-й эскадрильи на истребителях МиГ-21, уже по ходу войны туда перебазировано и несколько L-39 для замены выбывших старых машин. В результате захвата боевиками так называемого «Исламского государства» (ИГ) господствующих высот аэропорт сейчас фактически не функционирует. При этом на нем могут оставаться единичные МиГ-21 и L-39 в летном состоянии.

Снабжение гарнизона сейчас целиком осуществляется с помощью вертолетов и сброса грузов с пролетающих российских, сирийских и иранских военно-транспортных самолетов.

– Авиабаза Т-4 (Тьяс), расположенная в центре страны между Хомсом и Пальмирой, является одной из основных баз ВВС Сирии. Там базируются 1-я эскадрилья с оставшимися сирийскими истребителями и разведчиками МиГ-25ПД/РБ, 819-я эскадрилья на фронтовых бомбардировщиках Су-24МК и 820-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках Су-22М4. На этой же базе может находиться несколько учебно-боевых самолетов L-39.

Авиабаза Эш-Шайрат неподалеку от г. Хомс тоже была одной из основных баз ВВС Сирии до американского ракетного удара 7 апреля 2017 г. Насколько известно, там базировались 677-я и 685-я эскадрилья на Су-22М3/М4 и часть 675-й эскадрильи на МГ-23МЛ/МЛД. Во время войны Су-22 стали настоящей «рабочей лошадкой» сирийской военной авиации, а удобное расположение базы позволяло им наносить удары по целям как в центре, так и на севере и юге страны. Также там было несколько самолетов L-39.

В результате американского ракетного удара пострадала часть укрытий с Су-22 и МиГ-23, а также были уничтожены хранилища с топливом, боеприпасами и позиция ЗРК «Квадрат», что прикрывал базу. В результате этого, хотя после удара на базе сохранились боеспособные самолеты и вылеты с нее вскоре возобновились, все же очевидно, что нормальное функционирование Эш-Шайрата сейчас затруднено.

– Авиабаза Эн-Насирия расположена на севере провинции Дамаск, примерно на полпути между столицей и Хомсом. Насколько известно, там базируется 695-я эскадрилья на истребителях МиГ-23МЛ.

Авиабаза Думейр располагается северо-восточнее Дамаска. С нее совершают боевые вылеты 67-я эскадрилья на истребителях МиГ-23МЛ/МЛД, 54-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках Су-22М2 и 697-я эскадрилья на истребителях-бомбардировщиках МиГ-23БН.

Авиабаза Эс-Син (Сейкаль) находится в пустыне, еще восточнее авиабазы Думейр. Там базируются все боеспособные сирийские истребители МиГ-29 и МиГ-29СМ, что, предположительно, сведены в 699-ю эскадрилью. Сирийцы берегут свои лучшие истребители и очень редко используют МиГ-29 для ударов по наземным целям.

Авиабаза Эль-Мезза расположена фактически в черте Дамаска, неподалеку от президентского дворца и баз республиканской гвардии. Это основная база 976-й и 977-й эскадрилий, на вооружении которых состоят легкие ударные вертолеты SA.342 Gazelle. Эти французские вертолеты были поставлены в конце 1970-х гг., но продолжают находиться на службе. Часть «Газелей» практически постоянно сейчас находится на севере и в центральной части Сирии.

Кроме «Газелей», там же базируются вертолетные эскадрильи на Ми-8 и Ми-17.

– Аэропорт Дамаска используется как база немногочисленной сирийской военно-транспортной авиации. В ее состав сейчас фактически входят транспортные самолеты Ан-26 и Ил-76 – как ВВС Сирии, так и авиакомпании Syrian Air, чьи самолеты тоже используются для военных нужд. После начала российской операции Сирии были переданы, в том числе, один или два российских Ил-76.

В аэропорту Дамаска часто останавливаются иранские военно-транспортные самолеты Ил-76, C-130 и Ан-74, которые помогают сирийским ВВС в перевозке подкреплений и грузов как из Ирана, так и внутри страны.

– Авиабаза Мардж-Рахиль тоже находится около Дамаска, в нескольких километрах от аэропорта Дамаска. Насколько известно, это основная база оставшихся сирийских ударных вертолетов Ми-25 (экспортная версия Ми-24Д), хотя некоторые машины регулярно выполняют задачи и в районе Алеппо.

– Авиабаза Хальхала, расположенная на севере провинции Сувейда, является домашней для 945-й и 946-й истребительных эскадрилий. Одна из них на истребителях МиГ-21бис, а вторая – предположительно, на МиГ-23МЛ/МЛД.

Иранские советники в Сирии активно использует свои беспилотные летательные аппараты, в основном тактические БЛА Yassir, AB-3 и Mohajer-4, но были отмечены и отдельные случаи применения разведывательно-ударных БЛА Shahed-129.

Отдельно стоит сказать про ВВС Ирака, которые по согласованию с Дамаском с февраля 2017 г. тоже начали наносить удары по ИГ в приграничных восточных районах Сирии. Первые удары были совершены с истребителей F-16IQ.

Авиация американской коалиции 

Еще одним крупным игроком в небе Сирии является военная авиация США и ее союзников, которые действуют там без согласия сирийского правительства. Операция «Непоколебимая решимость» против ИГ в Ираке началась летом 2014 г., а с сентября того же года ее расширили и на Сирию.

Официально, помимо США, удары в Сирии в составе коалиции осуществляла авиация еще 11 стран: это Австралия, Бахрейн, Великобритания, Дания, Иордания, Нидерланды, Канада, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ и Франция. Некоторые страны, такие как Германия, осуществляют только разведывательные полеты и поддержку.

В реальности подавляющую часть ударов коалиции совершает американская авиация, а участие многих стран носит формальный характер и ограничилось единичными выпадами. Так, по официальным данным, на 10 мая 2017 г. США совершили 8256 ударов из 8648 ударов коалиции по Сирии. Таким образом, американская доля составляет более 95% от общего количества ударов по целям в Сирии.

Авиация США и других западных союзников осуществляет боевые вылеты в Сирию и Ирак с авианосцев и баз в союзных странах региона. Сейчас в Персидском заливе находится американская авианосная группа во главе с атомным авианосцем «Джордж Буш», авиация которого участвует в ударах в Ираке и Сирии. На его борту базируются истребители-бомбардировщики F/A-18E/F, самолеты РЭБ EA-18G, самолеты ДРЛОиУ E-2C, а также вертолеты MH-60S/R.

Основные авиабазы коалиции в регионе следующие:

– Авиабаза Инджирлик. На этой турецкой авиабазе помимо самолетов ВВС Турции базируются американские штурмовики A-10, а также самолеты РЭБ EA-6B и топливозаправщики KC-135. Есть там и небольшая группа немецких самолетов – шесть разведывательных Tornado ECR и топливозаправщик A310 MRTT.

– Авиабаза Али эс-Салем в Кувейте является домашней для 386-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США с военно-транспортными самолетами С-17 и С-130 и самолетами РЭБ EC-130. Однако после начала операций в Ираке и Сирии там появились и ударные БЛА MQ-9 Reaper, предположительно, это британские беспилотники.

– Авиабаза Ахмед эль-Джабер – еще одна кувейтская авиабаза, которая используется коалицией. На ней базируются американские штурмовики A-10С и другие самолеты и вертолеты, а также конвертопланы V-22 Osprey. Предположительно, это база 332-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США.

С этой же базы летали семь датских F-16 и шесть канадских CF-188 (такое имя дали в Канаде F/A-18) до прекращения этими странами авиа-ударов в Сирии и Ираке в 2016 г. Правда, канадские разведывательный самолет CP-140 и топливозаправщик CC-150T продолжают оказывать помощь воздушным операциям коалиции.

– Авиабаза Эль-Удейд в Катаре – с нее действуют силы 379-го экспедиционного авиационного крыла ВВС США, в том числе американские стратегические бомбардировщики B-52 и B-1B. Там же базируются военно-транспортные самолеты С-130 и C-17, самолеты-заправщики КС-135R, самолеты-разведчики RC-135V/W и т.д.

– Авиабаза Эль-Дафра в ОАЭ – одна из наиболее крупных баз США в регионе. На ней размещаются силы 380-го экспедиционного авиационного крыла ВВС США, включая истребители пятого поколения F-22A, истребители F-15E, самолеты ДРЛОиУ E-3B/C Sentry, разведывательные самолеты U-2, разведывательные БЛА RQ-4 Global Hawk, самолеты-топливозаправщики KC-10.

На базе Эль-Дафра размещается и французский контингент, включая шесть истребителей Rafale.

– Авиабаза Эль Минхад – еще одна база в ОАЭ – используется австралийской авиацией. Там базируются шесть истребителей-бомбардировщиков F/A-18, самолет ДРЛОиУ E-7A Wedgetails и самолет-топливозаправщик KC-30A.

– Авиабаза Муваффак ас-Салти (Иордания) – с нее сейчас выполняют полеты американские разведывательные и ударные БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, а также истребители F-16C/D. По всей видимости, они относятся к 407-й экспедиционной авиационной группе 332-го экспедиционного воздушного крыла ВВС США. Там же ранее базировались восемь голландских истребителей F-16.

– Авиабаза «Принц Хасан» (Иордания) – на ней были размещены несколько французских истребителей Mirage-2000D/N и два морских патрульных самолета Atlantique 2. В этом году к ним присоединилось четыре истребителя Rafale M из состава ВМС Франции.

– Авиабаза Акротири (Кипр). Британская авиация в основном действует с этой своей авиабазы на Кипре, за исключением упомянутых выше БЛА MQ-9 Reaper в Кувейте и отдельных самолетов в других странах Персидского залива.

В Акротири базируется 903-е экспедиционное авиационное крыло королевских ВВС Великобритании с истребителями Typhoon FGR4, Tornado GR4, самолетами ДРЛОиУ E-3D Sentry, разведчиками Sentinel, топливозаправщиками Voyager KC3 и военно-транспортными самолетами C-130.

Кроме этих баз, США использует для своих операций и другие аэродромы. В том числе известно как минимум о двух аэродромах в контролируемых курдами северо-восточных районах Сирии, что используются для переброски грузов и т.п.

Таким образом, за пять лет активных боевых действий в воздушном пространстве Сирии, помимо собственно сирийских ВВС, отметилась военная авиация не менее полутора десятков других стран. Хотя роль многих из них была крайне незначительна, но в целом это подчеркивает всю сложность и многогранность сирийского конфликта, в котором сейчас сталкиваются и переплетаются интересы мировых и региональных держав.

 

Инфографика "Авиабазы в Сирии"  

 

2017г., июль    
"Новый оборонный заказ. Стратегии"