В условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию, одним из главных является вопрос условия снятия санкций. Мнения экспертов на этот счет расходятся. Ряд специалистов считает, что по мере достижения положительной динамики в Российско-украинском конфликте, санкции будут постепенно сниматься. Иного мнения придерживается Иван Тимофеев, программный директора Валдайского клуба.
«Санкции против России в основной своей массе сняты не будут даже в случае прекращения огня на Украине и достижения какого-либо соглашения. Возвращения к "дофевральской нормальности" не произойдёт», пишет Тимофеев.
Эксперт приводит пять причин, почему, с его точки зрения, ожидать снятия санкций не стоит.
Во-первых, природа претензий России к Украине, фактическое отсутствие переговоров и политического компромисса не позволяет говорить о вероятном скором окончании конфликта. Временные паузы в боевых действиях и перемирия, вероятно, будут неустойчивыми и не приведут к снятию противоречий. В результате, конфликт имеет потенциал перерасти в перманентное противостояние, как в случае Индии и Пакистана или Израиля и Палестины.
Во-вторых, Российско-украинский конфликт является частью более широкого контекста - противоречий России и Запада. Его суть заключается в различном понимании необходимой архитектуры безопасности в регионе. При этом, ни одна из сторон не сможет добиться успехов на этом направлении военным путем.
В-третьих, влияют институциональные особенности санкций. Ввести санкции проще, чем их отменить. С одной стороны, закрепление санкций законодательной ветвью власти США существенно ограничивает возможности администрации отказаться от санкций. В ЕС снятие закрепленных в законе санкций, потребуют согласие стран-членов, что в условиях существования ряда негативно настроенных по отношению к России стран станет проблематичным. Кроме того, это не дает никаких преимуществ с точки зрения политического капитала. Наконец, ослабление санкций не исключает возможности «санкционных ремиссий», когда сформировавшиеся правовые механизмы могут быть использованы в любой момент.
В-четвертых, существует асимметрия в исполнении обязательств. «Выполнение требований инициаторов требует существенных изменений, тогда как для возвращения санкций требуется лишь политическое решение». Это, в свою очередь, порождает недоверие стран, подвергнувшихся санкционному давлению, и приводит к тому, что стране проще адаптироваться к санкциям, чем идти на уступки с риском получить новые санкции. Как показывает Тимофеев на основе иранского опыта, уступки страны могут привести к новым более радикальным политическим требованиям и угрозам новых санкций.
Наконец, не смотря на значительный нанесенный ущерб Россия постепенно адаптируется к санкциям. Часть отмененных поставок можно возместить за счет собственной промышленности, что, однако, требует политической воли и концентрации ресурсов. Кроме этого, Россия все еще имеет доступ к незавидным рынкам и альтернативным источникам товаров, услуг и технологий.
«Ключевым условием решения такой задачи станет создание надёжных каналов финансовых транзакций, не связанных с долларом США, евро, а также западными финансовыми институтами. Эта задача выполнима как технически, так и политически, хотя она тоже потребует времени и политической воли».
Таким образом, заключает Тимофеев, необходимо планировать будущее исходя из того, что санкции будут постоянной переменной, а волна их эскалации еще не исчерпана. Российская экономика в новых условиях должна адаптироваться и искать новые возможности для развития и роста.
Источник - Валдай